Кораблестроительные аспекты безопасности мореплавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кораблестроительные аспекты безопасности мореплавания



Учебное пособие

Санкт-Петербург

2020 г.

Введение

Как технологический процесс мореплавание издавна используется человеком для достижения определенных целей: перевозки грузов, лова рыбы и добычи морского зверя, решения военных задач, познания ранее неизвестных природных явлений, в последние десятилетия – для добычи нефти и газа из недр Земли.

Нахождению человека в объятиях чуждой ему водной среды всегда сопутствует опасение за собственную жизнь, за сохранность перевозимого груза и самого судна.

Во второй половине ХХ века добавились опасения негативных последствий изменения природной окружающей среды, вызываемые деятельностью человека – экологические опасения.

 Естественно стремление человека уменьшить опасности, сопровождающие мореплавание, сделать его, по возможности, безопасным.

Но что такое «опасность»? Классическое терминологическое определение слова «опасность»: «Опасность - возможность, вероятность того, что может произойти какое-то нежелательное событие».

Под «нежелательным событием» для конкретного объекта подразумевается изменение его первоначального состояния под воздействием внешних факторов.

Вместе с тем, диапазон «нежелательности событий» может быть весьма велик: от незначительных изменений, не затрагивающих основные качества объекта, до действительно катастрофических, приводящих к разрушению и невозможности его дальнейшего существования.

В любом случае, если событие нежелательно, необходимо стремиться к тому, чтобы предотвратить его или уменьшить негативные последствия с помощью превентивных мер. Основой для успешного решения этой проблемы служит изучение взаимодействия участвующих в подобных процессах объектов с целью выявления причин появления и характера нежелательных последствий.

Если взаимодействующие объекты совершенно одинаковы, «нежелательные» последствия для каждого из них будут одинаковыми.

Если же объекты отличаются друг от друга, то и последствия взаимодействия для каждого из них также  будут различными.

Поэтому понятие «опасности» такого взаимодействия следует рассматривать для каждого из объектов в отдельности. Соответственно и превентивные меры, уменьшающие такие «опасности», будут различными.

Например, взаимодействие двух объектов - морского судна и окружающей среды.

С одной стороны, эксплуатация морского судна наносит определенный вред окружающей среде. К превентивным мерам по обеспечению «безопасности мореплавания» в этом случае будет относиться использование на морском судне различных устройств и систем, предотвращающих чрезмерное загрязнение водной и воздушной сред.

С другой стороны, окружающая среда в значительной мере влияет на безопасность самогосудна, что приходится особым образом учитывать при его проектировании и постройке.

В работах, посвященных проблемам обеспечения безопасности мореплавания [2], [6], обычно внимание акцентируется на мерах по предотвращению «невозможности» дальнейшего функционирования судна в результате «опасного» события.

Вместе с тем, при создании морских судов приходится также принимать меры по предотвращению событий, «ухудшающих» функционирование судна, усложняющих его конструкции, хотя и не обязательно приводящих к его гибели. Исходя из вышеприведенного терминологического определения слова «опасность», такие события также можно отнести к «опасным», а меры по их предотвращению – к «мерам безопасности».

Например, к средствам обеспечения безопасности мореплавания для человека, оказавшегося за бортом судна, относится спасательный нагрудник, предотвращающий утопление – летальный исход воздействия окружающей водной среды на человека.

В то же время, к средствам обеспечения безопасности мореплавания для человека, находящегося на борту качающегося судна, следует отнести обязательно устанавливаемые вдоль проходов поручни, за которые человек при качке может держатьсяво избежание травм, в большинстве случаев не угрожающих его жизни.

Когда-то для того, чтобы человек осознал опасность того или иного явления, он должен был встретиться с ним в жизни.

Когда первобытный человек встретился с необходимостью пересечения водных преград, опасность утонуть подтолкнула его к использованию вспомогательных плавучих средств – деревьев, связок тростника и т.п.

   По мере развития человеческого общества накапливался опыт противодействия нежелательным явлениям. Усилению противодействия способствовало развитие инженерного дела и науки. Со временем люди поняли, что в основу обеспечения безопасности мореплавания должны быть положены определенные правила, выполнение которых всеми участниками этой сферы деятельности может уменьшить вероятность возникновения нежелательных явлений.

Отдельные местные правила, касающиеся безопасности мореплавания, появились ещё в средние века в разных портах Европы. В ХIХ веке в различных странах появились общенациональные правила, регулировавшие некоторые аспекты торгового мореплавания. Например, прообразы современной Международной конвенции по обмеру судов и Международной конвенции о грузовой марке.

Однако бурный расцвет международных соглашений в области безопасности мореплавания начался только в ХХ веке с принятием Международной конвенции об охране человеческой жизни на море.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.007 с.)