Перевозимый груз как источник опасности для человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозимый груз как источник опасности для человека.



4.4.1. Виды опасностей.

Виды возможного воздействия перевозимого груза на человека определяются, прежде всего, особенностями груза. Перевозке генеральных и подобных им грузов сопутствует опасность травматизма. Грузовые операции с сыпучими грузами могут сопровождаться интенсивным пылеобразованием (зерно, цемент и другие химические продукты, перевозимые навалом). Многие сыпучие грузы способны при длительном хранении выделять углекислый газ, поглощать из воздуха кислород, создавая опасную для здоровья человека атмосферу в грузовых помещениях. Многие наливные грузы, особенно смесь их паров с воздухом токсичны для человека [6].

Угроза для здоровья и жизни человека со стороны перевозимого груза может возникнуть как следствие:

- конструктивных недостатков судна;

- организационных недостатков – нарушения человеком правил техники безопасности при грузообработке судна и обслуживании груза в течение рейса.

Непосредственный контакт с перевозимым грузом может представлять опасность для человека на двух этапах рейса:

- при грузообработке судна;

- во время морской транспортировки.

В обоих случаях возможны:

- травматизм - физическое воздействие груза на человека;

- токсическое воздействие вредных веществ, влияющих на здоровье.

 

4.4.2. Конструктивные меры предотвращения опасностей

 

4.4.2.1 Погрузо-разгрузочные операции.

Физическое воздействие груза на человека во время грузовых операций характерно только для генеральных и подобных им грузов. Как правило, травматизм связан с нарушением правил техники безопасности участниками грузовых операций. Вместе с тем, и конструкция судна должна в наибольшей степени уменьшать возможность травматизма.

Травмы человеку может нанести только перемещающийся груз. Исключению непосредственных контактов человека с грузом способствует применение средств механизации – различных погрузчиков, перемещающих грузы  внутри грузовых помещений судна. Однако эффективность их использования зависит от конструктивных особенностей грузовых помещений: наличия  недоступных для погрузчиков пространств, препятствующих проезду выступающих над настилом палуб горловин и комингсов люков, недостаточно защищенных внутритрюмных трапов и трубопроводов.

 Весь процесс грузовых операций должен производиться людьми, участвующими в них, в полном соответствии с правилами техники безопасности.

При вертикальном способе грузовых операций представляет опасность груз, переносимый грузовыми средствами с причала на судно или обратно. При нарушении правил стропления груза возможно его падение, угрожающее безопасности людей, которые в силу своих служебных обязанностей могут находиться в районе грузовых операций.

 Характерный пример – пост вахтенного матроса у забортного трапа на сухогрузных судах. Если забортный трап находится в районе грузовых трюмов, для защиты матроса от возможного падения груза необходимо предусматривать специальное прочное укрытие у верхнего конца трапа на палубе судна (рис. 43).

Пылеобразование характерно при грузообработке насыпных и навалочных грузов открытым способом – при открытых крышках грузовых люков. Специальные конструктивные меры по предотвращению вредного влияния пылеобразования на здоровье людей применимы лишь на специализированных судах при закрытых способах погрузки (например, на цементовозах).

 

 

Рис. 43. Парадный забортный трап в районе грузовых трюмов.

Воздействие на человека вредных веществ, содержащихся в грузе, может выражаться в отравлении, разъедании кожных покровов и удушье. [5].

При возможности контакта с такими грузами в соответствии с Правилами техники безопасности человек обязан использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.       

Особую опасность для людей представляют различные газообразные грузы при аварийных выбросах в окружающую судно атмосферу. Большинство  газов, перевозимых на специализированных судах-газовозах, а также нефтяных паров имеет плотность больше плотности атмосферного воздуха. Поэтому после выброса в атмосферу газы обволакивают открытые поверхности судна, представляя угрозу отравления или иного опасного воздействия на людей, включая возгорание или взрывоопасность. Удаление газов, покрывающих палубные поверхности, происходит естественным путем за счет ветра. С целью избежания скопления паров на наливных судах в районе грузовой части на верхней палубе устанавливается вместо фальшборта леерное ограждение. 

В качестве конструктивной защиты на таких судах также применяют системы герметизации помещений с находящимися в них людьми. Все отверстия в наружных поверхностях судна снабжаются газонепроницаемыми закрытиями. Конструкция систем вентиляции и кондиционирования исключает попадание вредных газов внутрь судна (рециркуляцией воздуха и использованием только принудительной вытяжной вентиляции).

 

4.4.2.2. Морская  перевозка.

В течение рейса экипаж обязан контролировать как состояние самого груза, так и устройств, обеспечивающих его крепление.

Для оценки состояния груза могут быть использованы имеющиеся на судне системы дистанционного контроля, например, температуры и влажности воздуха в грузовом помещении.  

Однако системы дистанционного контроля не в полной мере отражают фактическое состояние самого груза и не могут передавать информацию о состоянии креплений груза и его положении в грузовом помещении судна. Поэтому во многих случаях требуется визуальная оценка членами экипажа состояния груз и такелажных приспособлений.

Конструкция судна (оборудование грузовых помещений) должна обеспечивать возможность безопасного доступа к грузу (сходные люки, трапы, ограждения и т.п.).

 

             5. Человек как источник опасности

5.1.Человек как источник опасности для морского судна

5.1.1. Виды опасностей

Человек, управляющий морским судном, является потенциальным источником опасности для судна, если он совершает ошибочные действия.

Статистика показывает, что по вине человека происходит более 80% аварий на морском транспорте [6], в т.ч. по вине:

- судоводителей -25%;

- лоцманов -5%;

- механиков – 2%;

- рядового состава команды – 17%;

- берегового состава – 17%;

- других – 14%.

Совершение ошибочных действий может иметь как объективную основу вследствие недостатка входящей информации, так и субъективную, связанную с особенностями физиологии и психологии человека.

Причины возникновения опасностей для морского судна:

- отсутствие или недостаток необходимой входящей информации для управления судном;

- неудовлетворительные условия для жизнедеятельности человека на борту морского судна;

- недостаточная морально-психологическая подготовка человека.

 

5.1.2. Конструктивные меры по восполнению недостающей информации.

Качественно входящая информация воспринимается человеком через его естественные чувства: зрение, слух и обоняние. Для принятия управленческих решений человеку помимо качественной необходима количественная оценка входящей информации. Например, вахтенному помощнику капитана не достаточно просто видеть приближающееся судно. Для принятия решения о безопасном расхождении ему необходимо иметь информацию о расстоянии до встречного судна, его скорость и направление движения. В получении количественной оценки ситуации человеку помогают различные приборы и устройства. 

Судоводители пользуются приборами, отражающими параметры движения судна (компас, лаг и др.) и навигационную обстановку вокруг судна (эхолот, радиолокационные станции и др.).

На рисунке 44 представлены пульты управления навигационным оборудованием морского судна постройки 1980-90-х годов

 

 

Рис. 44. Пульты управления в рулевой рубке морского судна постройки 1980-90-х гг.

 

 

 На рисунке 45 – пульты управления в рулевой рубке судна постройки начала XXI века.

 

 

   Рис. 45.Пульты управления в рулевой рубке судна начала XXI века.

 

Механики управляют работой энергетической установки судна, основываясь на показаниях многочисленных приборов, отражающих параметры работы механизмов судна. На рисунке 46 – центральный пост управления энергетической установкой судна (ЦПУ) постройки 1980-90-х гг., на рисунке 47 – современного судна.

 

 

Рис. 46. Пульты управления механической установкой в центральном посту посту управления (ЦПУ) судна постройки 1980-90-х гг

 

             Рис. 47. Центральный пост управления современного судна.

 

Полученная информация перерабатывается человеком на основании его профессиональных знаний и личностных психологических качеств и обретает форму необходимых действий по управлению судном.

Особенностью современных процессов управления судном является применение средств автоматизации, появление новых средств контроля за состоянием судна, предоставляющих больший объем информации для принятия управленческих решений. Например, еще 30 - 40 лет назад в распоряжении вахтенного помощника капитана, управляющего судном на ходу, имелось всего 5 – 7 навигационных приборов. На современном судне в соответствии с Правилами по оборудованию судов РМРС должно быть не менее 20 приборов, помогающих судоводителю управлять судном в любых навигационных условиях.

Средства автоматизации позволяют переложить часть управленческих решений с оператора – члена экипажа судна – на автоматизированную систему управления. Но в любой автоматизированной системе должен быть ведущий оператор, контролирующий ее работу и готовый принимать нестандартные решения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 Эргономичность конструкций рабочих мест экипажа, информационная однозначность показаний приборов должны способствовать принятию правильных решений в случае необходимости вмешательства человека в систему автоматизированного управления судном. Пример информационной однозначности показаний прибора – применявшиеся ранее механические морские часы, имеющие 24 часовых делений на циферблате, а не 12, как обычно (рис. 48).

 

 

Рис. 48. Морские часы с 24- часовыми делениями циферблата.

 

К числу конструктивных мер, помогающих уменьшить вероятность наступления нежелательных последствий, относится создание приборов и устройств, предупреждающих человека о приближении к опасным условиям (световая, звонковая сигнализации), а также   исключающих возможность совершения человеком ошибочных действий при управлении судном.

5.1.3. Конструктивные меры по обеспечению надлежащих

условий жизнедеятельности человека на судне.

 

Создание наиболее благоприятных условий для труда и отдыха человека в условиях плавания на морском судне должно способствовать уменьшению физической и психологической усталости на рабочем месте и полноценному отдыху во внерабочее время.

Уменьшению физической нагрузки на человека способствует механизация производственных процессов (например, при осуществлении швартовных операций) с учетом эргономических требований. Уменьшению психологической нагрузки способствуют интегрированные системы управления сложной судовой техникой, позволяющей сократить количество контролируемых человеком параметров безопасности.

Полноценному отдыху способствует повсеместное применение на судах одноместных кают с индивидуальными санитарными кабинами, оборудование салонов отдыха, курительных, плавательных бассейнов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.104.206 (0.019 с.)