Тема: «путешествие на поезде» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «путешествие на поезде»



Павлова Н.В

«Первые шаги в математику» Конспекты занятий с детьми 3 – 4 лет

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекса к примерной программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «Зерек бала». Авторы Т. Калашникова, Г. Новогренко, Болтаева С.Е, Фарафонова Н.Н., Чучалина Т.П., Юркова Е.В. Астана, 2009.

В пособии представлена система работы по формированию у детей 3 – 4 лет элементарных математических представлений. Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, разнообразных методов и приёмов обучения детей элементарной математике. Пособие адресовано  воспитателям, работающим в дошкольных учреждениях.

Предисловие

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время непосредственно образовательной деятельности, а также, в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Целью методического пособия является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.

Выделены следующие задачи:

Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.

Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.

Формирование умения устанавливать количественные соотношения.

Данное учебно-методическое пособие предназначено воспитателям, работающим в дошкольных учреждениях.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3 - 4 лет с учётом развития их познавательной деятельности и возрастных особенностей, представлено примерное планирование работы по математике на учебный год. Предложенные занятия включают в себя комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов работы по формированию элементарных математических представлений. Игровое содержание занятий помогает воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью. Малыши, участвуя в занятиях, постоянно учатся объяснять ход выполнения заданий и свои действия.

Предлагаемые конспекты основаны на близком для восприятия детей материале. Подробно описана методика преподавания предмета. В каждом конспекте определена цель занятия, указан перечень наглядных пособий, методика изучения нового и повторение пройденного материала.

Работа над созданием пособия велась в три этапа.

Первый этап. Изучение научно-методической литературы, изучение теории и практики исследователей А.П.Усовой, П.А. Венгера, А.К. Бондаренко А.В.Запорожец, Метлина Л.С. Н.Я. Михайленко, А. А. Столяр, В.П. Новикова, Е. И. Тихеева, это явилось методологической основой работы.

Второй этап. На основе изученного материала и методических рекомендаций к программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «Зерек бала», авторы Т. Калашникова, Г. Новогренко, Болтаева С.Е, Фарафонова Н.Н., Чучалина Т.П., Юркова Е.В. Астана, 2009, были составлены конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет.

Третий этап. Внедрение. Материалы апробированы в ВКО, Глубоковский район, Малоубинская средняя школа, Мини-центр «Ручеёк».

Показателем проделанной работы была положительная динамика в качественных изменениях у детей: повысился уровень математических представлений, дети овладели рациональными приемами сравнения, обследования, прочно сформировались сенсорные эталоны, повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

 

Программное содержание

 

Цель: формирование у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.

Задачи:

1. Формировать элементарные понятия о множестве.

2. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.

3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

Содержание:

Количество

Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету, их может быть много и один, они могут по-разному располагаться в пространстве.

Показать, как следует сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов (в пределах трех), пользуясь приемами наложения предметов одной группы на другую и приложения предметов одной группы к другой, без счета и называния числа, устанавливать равенство и неравенство групп предметов.

Развивать умение находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Учить понимать вопросы «Сколько?», «Чего больше?», «Чего меньше?». Учить отвечать на них, пользуясь словами: «много» и «один», «больше» и «меньше», «столько», «сколько», «поровну».

Учить располагать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо правой рукой.

Величина

Учить сравнивать два контрастных по величине предмета по размеру (большой – маленький), длине (длинный - короткий), высоте (высокий - низкий), ширине (широкий - узкий) и два одинаковых по величине предметов, пользуясь приемами наложения и приложения.

Форма

Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Учить находить в окружающем мире предметы, соответствующие другим геометрическим фигурам, сопоставляя их с предметами окружающей жизни (кирпич - прямоугольник, огурец - овал, мяч – круг и т.д)

Развивать умение обследовать предметы и формы осязательно-двигательным и зрительным способами.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение различать пространственные направления в непосредственной близости от себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, высоко – низко).

Развивать умение различать, где правая и где левая рука.

Ориентировка во времени

Формировать умение определять контрастные части суток: утро - вечер, день - ночь.

Учить различать части суток по изменению содержания деятельности детей и взрослых.

 


 

Примерное распределение программного материала на год

Месяцы Темы занятий Цели занятий Кол-во часов

Сентябрь

1.Путешествие на поезде Познакомить с понятиями «один», «много», «ни одного». Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умения внимательно слушать. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 1
2.В гости бабушке Учить сравнивать предметы по величине (на глаз). Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать желание помогать старшим. 1

Октябрь

3.Волшебный сундучок Дать детям представление о круге и квадрате. Учить различать и правильно называть круг и квадрат. Упражнять в обследовании моделей фигур путём обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки. Закрепить определение формы предметов. Развивать мыслительные процессы детей. Воспитывать внимательность, умения выполнять указания педагога. 1
4.По мостику идём Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине, пользуясь словами длиннее, короче, равные по длине. Продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические формы по двум признакам цвету и величине. Учить детей указывать направления: вверх, вниз, вперёд, назад – и пользоваться соответствующими словами. Развивать зрительную память осязательно-двигательным путём. Воспитывать положительное отношение к герою занятия. 1

Ноябрь

5.Осенний огород Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по форме и цвету. Закрепить понятия «один» и «много». Закрепить умение сравнивать предметы по длине, способом приложения, а также раскладывать предметы на полосе правой рукой слева направо. Развивать зрительную память осязательно-двигательным путём. Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности. 1
6.Кукла Айгерим в гостях у детей Учить детей сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов (в пределах трёх), пользуясь приёмами наложения предметов одной группы на другую и приложения одной группы к другой. Использовать в речи выражения: столько, сколько, поровну. Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине, приучать пользоваться словами длиннее, короче, равные по длине. Продолжать развивать внимание, мышление детей. Воспитывать умения слушать до конца ответы товарищей. 1

Декабрь

7.Заюшкина избушка Учить детей сравнивать два предмета по высоте, пользуясь словами выше, ниже. Закреплять умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, пользуясь словами столько – сколько, больше – меньше. Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?» Упражнять в ориентации на собственном теле, различать правую и левую руки. Воспитывать желание помочь герою занятия. 1
8.Ёлочка – зелёная иголочка Закрепить умения различать и правильно называть круг и квадрат. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – треугольник. Упражнять в обследовании форм осязательно-двигательным путём. Закрепить умения сравнивать предметы по высоте, знание детей о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат; об основных признаках предметов: цвет, форма, величина. Развивать зрительное восприятие, умение практически соотносить предметы по размеру, цвету, форме. Воспитывать бережное отношение к елочным игрушкам. 1

Январь

9.Зимняя сказка Учить по содержанию деятельности детей, различать контрастные части суток день и ночь. Учить сравнивать геометрические фигуры методом зрительного соотнесения (цвет, форма, величина). Упражнять в умении различать пространственные направления относительно от себя, обозначать их словами впереди – сзади, сверху – внизу, справа – слева. Воспитывать интерес к математическим играм и упражнениям. 1
10.В гости к Белочке Учить детей сравнивать два предмета по ширине, пользуясь приёмами наложения и приложения, обозначая результаты сравнения словами: шире – уже, одинаковые по ширине. Познакомить с контрастными временными понятиями «утро», «вечер», закрепить части суток «день» и «ночь». Учить детей воспроизводить количество звуков в пределах 1 – 3 без счёта и называния числа, находить карточку, на которой столько же предметов, сколько раз ударил молоточек. Развивать внимательность, наблюдательность, умение делать небольшие умозаключения. Воспитывать сочувствие и желание помочь игровому персонажу. 1

Февраль

11.Идём в зоопарк Развивать умение различать пространственные направления по отношению от себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, высоко – низко). Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, путем наложения и приложения друг к другу. Формировать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметах. Воспитывать бережное отношение к животным. 1
12.Сауле в гостях у ребят Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов в определённой последовательности; умение различать и называть геометрические формы: шар, куб. Развивать зрительную память, внимание, мышление. Воспитывать усидчивость, желание отвечать. 1

Март

13.Магазин игрушек Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты соответствующими словами узкий – широкий, уже – шире. Совершенствовать умение определять нахождение предмета используя предлоги «на, в, за, перед, под». Упражнять детей различать и правильно называть взаимообратные направления: впереди - сзади, слева - справа, вверху – внизу. Развивать умения различать пространственные направления в непосредственной близости от себя и на слух. Воспитывать желание помочь игровому персонажу занятия. 1
14.Путешествие по реке Продолжить учить детей сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения. Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями, больше, меньше, столько – сколько, поровну. Закреплять умение различать, где правая и где левая рука. Развивать умение практически, ориентироваться на фланелеграфе, словесно обозначать пространственные отношения «вверх», «вниз» «вправо», «влево». Воспитывать умения выслушивать, ответы детей до конца, не перебивая. 1

Апрель

15.У Солнышка в гостях Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Классифицировать предметы по признаку формы. Продолжать закреплять умения сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче. Упражнять воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа). Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать умения выполнять указания педагога. 1
16.Лесное путешествие Формировать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметах. Закрепить представления о фигурах (круг, квадрат, треугольник) и основных цветах. Продолжить учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначая результаты словами: выше – ниже – равные по высоте, пользоваться приёмами наложения и приложения. Закрепить умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Формировать нравственное качество малышей: желание прийти на помощь. 1

Май

17.Птичья столовая Закрепить понятия «один», «много», «сколько». Продолжать учить детей сравнивать два предмета способом наложения, пользуясь словами: длиннее, короче. Закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Развивать зрительную память и мышление. Воспитывать интерес к результатам своей работы, желание заботиться о птицах. 1
18.На весеннем «жайлау» (итоговое) Отслеживание навыков практической работы. Итоговые упражнения: 1. Закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине. 2.Совершенствовать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». 3.Продолжать развивать умения детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами. 4. Закрепить представление о частях суток. 5. Упражнять в различие геометрических фигур, определять форму предметов на основе сравнения её с геометрическими образцами. Воспитывать положительное отношение к герою занятия. 1

Всего

18 часов

 


Конспекты занятий

СЕНТЯБРЬ

Ход занятия

Часть.

У воспитателя корзинка с мячиками одного цвета по количеству детей и один мяч воспитателю.

Воспитатель. Что лежит у меня в корзинке? (Мячики) Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много) Возьму один мячик. У меня один красный мячик. Медет, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один красный мячик. Повтори. (Раздать все мячики)

Воспитатель. Сколько было мячиков в корзинке? (Много) А теперь сколько осталось? (Ни одного). Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.

Предлагает собрать мячики в корзину.

Воспитатель. Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного) Я положу в корзинку один красный мяч. Медет, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил? (Все мячики собрать в корзинку) Сколько в корзинке мячиков? (Много) Мы положили по одному, и их стало много.

Часть.

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по группе. Дети, встав друг за другом, обра­зуют «паровоз» и «вагоны».

Воспитатель. Сколько паровозов? А сколько вагонов? (Паровоз один, вагонов много.) Поезд готов к отправлению? Поехали!

Игра "Поезд".

Мы сидели, мы устали,

А сейчас мы дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Соберем мы паровоз,

Чтобы в гости нас повез.

Поезд едет (чу-чу-чу!),

«Подъезжает» к уголку природы.
Воспитатель. Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много грибочков, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол.

Поезд едет (чу-чу-чу!), «подъезжает» к строительному уголку.

Воспитатель. Каких предметов много? Какой один? (Много зелёных кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол.

Поезд едет (чу-чу-чу!), «подъезжает» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки.

Воспитатель. Сколько слоников? (Один) Сколько собачек? (Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми одну игрушку из тех, которых много и положи на стол.

Поезд едет (чу-чу-чу!), «подъезжает» к столу.

Воспитатель. Что лежит на столе? Для чего нужны игрушки? (Это игрушки, нужны для того, чтобы играть). Сколько игрушек на столе? (Много). (Обращает внимание детей на групповую комнату) О чем еще можно сказать "много", "один"? (Много маленьких столов, один большой стол, много окон, один шкаф, много стульев, один диванчик и т.д)

Воспитатель. Что мы сегодня делали? (Путешествовали по группе). Чем занимались во время путешествия? Вы все молодцы, правильно справлялись с заданиями, и порадовали меня.

2.Тема: «В гости к Әже»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине (на глаз). Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать желание помогать старшим.

Демонстрационный материал: полоски 2-х цветов и красные круги 2-х размеров.

Раздаточный материал: Овощи большого и маленького размера, 2 корзинки, полоски картона зеленого и желтого цвета на каждого ребенка, кружки красного цвета по 5 штук больших и маленьких на каждого ребенка;

Словарная работа: слева, справа

Билингвальный компонент: сол жақта - слева, оң жақта справа, үлкен - большой, кішкентай - маленький

Ход занятия.

Часть.

Воспитатель предлагает отправиться в гости к Әже и помочь ей собрать урожай.

В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем,
Мы морковки натаскаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке  (выполняют движения по тексту стихотворения)

Игра "Разложим овощи на грядках"

У каждого ребенка по 2 полоски – грядки.Положим полоски – грядки перед собой. Сначала возьмем зеленую полоску и положим ее горизонтально. Вот так. (Показывает). Теперь возьмем желтую полоску и положим ее под зеленой. Вот так. (Показывает)

1. На зеленую полоску – грядку мы положим один большой помидор. Левой рукой придержите полоску за уголочек, вот так, а правой возьмите большой помидор. Положите его на «грядку» слева, рядом с пальчиками.
На желтую полоску мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полоску левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и положите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо.

Левой рукой крепко держим полоску и не отпускаем, а правой выкладываем.

 - Сколько помидорчиков на зеленой грядке? (Один)

- Сколько маленьких помидорчиков на желтой грядке? (Много)
Соберем в тарелочку все овощи.

2. На другом огороде помидорчики росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полоску много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.

Часть.

Воспитатель надевает платок (Әже). Дети здороваются с Әже. Әже благодарит ребят за помощь и предлагает поиграть с овощами.

Игра «Соберем овощи в корзинки»

- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите, одним словом. (Овощи)

 - Одинаковые ли овощи? (Большие и маленькие).

- Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие.

-Медет, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?

Әже хвалит ребят: «Молодцы ребята, правильно назвали и разложили по корзинкам все овощи». Дети прощаются с бабушкой.

 

ОКТЯБРЬ

Тема: «Волшебный сундучок»

Цель. Д ать детям представление о круге и квадрате. Учить различать и правильно называть круг и квадрат. Упражнять в обследовании моделей фигур путём обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки. Закрепить определение формы предметов. Развивать мыслительные процессы детей. Воспитывать внимательность, умения выполнять указания педагога.

 Демонстрационный материал. Посылка «Волшебный сундучок». Синий круг (диаметр – 14 см), жёлтый квадрат (длина стороны 14 см), поднос с геометрическими фигурами, 2 домика, на одном наклеен круг, на другом квадрат одного цвета.

Раздаточный материал. Синие круги и жёлтые квадраты (длина сторон квадрата и диаметр круга – 8 см). Круги и квадраты одного цвета.

Словарная работа: круг, квадрат, угол

Билингвальный компонент: дөңгелек - круг, үшбұрыш - треугольник

Ход занятия.

1-я часть. Почтальон принёс посылку. Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс им волшебный сундучок.

Я волшебный сундучок,

Всем ребятам я дружок.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

 Педагог предлагает детям посмотреть, что лежит в волшебном сундучке.

Педагог достаёт из сундучка синий круг, и говорит: «Это круг! Какого цвета круг? (Ответы детей) Фигуру помещает на фланелеграф. Сейчас я обведу круг. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушёл, туда и вернулся. Теперь я обведу ещё раз круг, а вы мне будете помогать. Поднимите вот этот пальчик (показывает указательный палец). Что мы обвели? (синий круг.)

Педагог достаёт из сундучка квадрат, и говорит: «Это квадрат» (Фигуру помещает на фланелеграф) Сейчас я обведу квадрат. Прямо ведём палец, вот это уголок, он острый, поворачиваем палец, ещё уголок, опять поворачиваем палец…. (Воспитатель раздаёт детям по кругу и квадрату точно такого же цвета) Теперь обведите пальцем свой круг, а потом квадрат. Что вы обвели? Давайте все вместе скажем: «Круг», «Квадрат»

Покажите круг. Покатайте круг. Катится круг? Покажите квадрат. Покатите квадрат. Катится квадрат? Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Как много углов у квадрата (показывает углы веерообразным движением). Квадрат не катится - мешают углы. У круга нет углов. Круг катится. Покатайте круг».

Далее педагог достаёт из сундучка игрушку, просит ребят назвать её и сказать, на какую фигуру она похожа. (Яблоко, мяч, кольцо, платок, кубик, тетрадь, книга…).

Я часть.

Педагог достаёт из волшебного сундучка круги и квадраты одного цвета и предлагает поиграть в игру «Разложи фигуры в домики»

Воспитатель объясняет детям задание. Надо разложить фигуры по домикам, в которых они живут. Дети сначала должны рассмотреть их (на одном домике нарисован круг, на другом – квадрат) и определить, в какой домик, что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги – в домик с кругом, а квадраты – с квадратом. Педагог уточняет с детьми: «Сколько домиков, где живут круги (квадраты)? (Один). Сколько кругов (квадратов) в домике (Много).

Воспитатель. Какое интересное занятие мы провели с помощью волшебного сундучка. Понравилось вам занятие?

Тема: «По мостику идём»

Цель. Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине, пользуясь словами длиннее, короче, равные по длине. Продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические формы по двум признакам цвету и величине. Учить детей указывать направления: вверх, вниз, вперёд, назад – и пользоваться соответствующими словами. Развивать зрительную память осязательно-двигательным путём. Воспитывать положительное отношение к герою занятия.

Демонстрационный и материал. На ковре – недостроенный мостик. С каждой стороны стоит по 2 кубика (опоры моста) и лежит дощечка, одной дощечки не хватает. Рядом три дощечки одна короче, чем требуется, на 10 см, вторая длиннее на 10 см, а третья одинаковой длинны с дощечкой-образцом. Большие и маленькие круги и квадраты красного, синего, желтого и зелёного цвета.

Раздаточный материал. Флажки по одному на каждого ребёнка.

Словарная работа:  длинный, короткий, вверх, равные по длине, вниз, вперёд, назад

Билингвальный компонент: дөңгелек - круг, төртбұруш - квадрат, ұзын - длинный, қысқа – короткий.

Ход занятия.

Я часть.

Дети сидят полукругом перед ковром. В гости к детям пришёл Зайчик. Воспитатель говорит: Зайчик не может построить мостик. Положил одну дощечку, и не знает, как строить дальше. Педагог предлагает помочь Зайчику построить мостик. Нам надо подобрать ещё одну дощечку, чтобы достроить мостик. Предлагает всем вместе подобрать дощечку такой же длины, как эта.

Воспитатель. Давайте приложим вот эту (прикладывает к образцу короткую дощечку). Посмотрите, подойдет ли эта дощечка. Нет, не подойдёт, она короче, чем эта. Давайте приложим вот эту дощечку. (Прикладывает самую длинную.) Опять не подошла! Почему она не подходит? Да, она длиннее, вот какой у неё конец выступает (Показывает). Посмотрите, может быть вот эта подойдёт? (Прикладывает дощечку нужной длины.) Правильно, она подойдёт, ни один конец дощечек не выступает (Показывает.) Значит дощечки одинаковой длины, равные по длине. Давайте все вместе скажем: одинаковой длины!

Педагог предлагает одному из детей достроить мостик и провести по нему Зайчика. Зайчик радуется и поёт: «Я по мостику иду, и ребят благодарю!

Я часть.

Зайчик дарит ребятам красивую коробочку с геометрическими фигурами.

НОЯБРЬ

Тема: «Осенний огород»

Цель. Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по форме и цвету. Закрепить понятия «один» и «много». Закрепить умение сравнивать предметы по длине, способом приложения, а также раскладывать предметы на полосе правой рукой слева направо. Развивать зрительную память осязательно-двигательным путём. Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности.

Демонстрационный материал. Комплект игрушек – овощей (морковь, огурец, помидор, перец, баклажан, картофель, лук. Карточки - синяя, желтая, зелёная, коричневая, красная, оранжевая. Полоски зелёная и желтая (разница в длине 10 см)

Раздаточный материал. Плоскостные изображения овощей по 5 шт. на каждого ребёнка. Полоски-ящики. Полоски зелёная и желтая (разница в длине 5 см)

Словарная работа: один, много справа, слева

Билингвальный компонент: ұзын - длинный, қысқа - короткий

Ход занятия.

Я часть.

На полу имитация огорода (муляжи). Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растёт на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («Это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?» (Много.)

Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Как называется этот овощ? А этот?» После того, как дети назовут все овощи, спрашивает: «Где растут овощи? Какой формы овощи? Что можно приготовить из них?» (Ответы детей.)

Я часть.

Я часть.

Ход занятия.

Я часть.

В гости к детям пришла кукла Айгерим. У неё в руках корзинка с жёлтыми и красными яблоками. Кукла, не может отобрать яблоки, чтобы их было поровну. Воспитатель предлагает помочь Айгерим.

На рабочем полотне в ряд расположены 3 больших жёлтых яблока. На подносе лежат 4 – 5 маленьких красных яблок (цветные плоскостные изображения). Обращая внимание на наборное полотно, педагог говорит: «Что это? Какого цвета яблоки? Сколько их? (Много яблок). Посмотрите дети, у меня есть ещё яблоки (показывает красные яблоки). Какого цвета? Сколько их? Правильно, их тоже много. Воспитатель берёт в руки одно большое жёлтое яблоко и одно маленькое красное яблоко и спрашивает: Какого цвета яблоки? Какое яблоко больше (меньше)? (Одновременно он прикладывает яблоки друг к другу). Сейчас мы научимся маленькие красные яблоки накладывать на большие жёлтые, брать столько красных яблок, сколько жёлтых (выражение столько, сколько выделяет интонацией).

Я возьму правой рукой красное яблоко и наложу в направлении слева на право, на жёлтое, и ещё одно наложу, и ещё одно. Яблоки надо накладывать точно друг на друга, а в промежутке между ними ничего не класть. Я взяла столько красных яблок, сколько жёлтых. Посмотрите, на подносе есть ещё красные яблоки. Они лишние. Я их не взяла. Сколько я взяла красных яблок? Правильно, я взяла столько красных яблок, сколько красных. Жёлтых и красных яблок одинаково, поровну.

Физкультминутка:

     Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

Я часть.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель предлагает угостить красными яблочками матрёшек. Кукла Айгерим и дети соглашаются.

Педагог раздаёт детям карточки с двумя полосками, даёт задание: поставить (положить) на карточку столько матрёшек, сколько нарисовано яблок (точно матрёшку на яблоко). (Один ребёнок выполняет задание на рабочем полотне)

После проверки задания воспитатель напоминает, как надо переложить матрёшки с верхней полоски на нижнюю, чтобы они оказались точно под яблоком верхней полоски (одна под одним). Расстояние между матрёшками должно быть одинаковым. Дети вспоминают, какой рукой надо брать матрёшки, в каком направлении их ставить. Педагог акцентирует внимание детей на том, что на нижней полоске матрёшек столько же, сколько на верхней полоске яблок. Яблок и матрёшек поровну. Всем матрёшкам хватило яблок? (введение в активный словарь математических понятий: столько, сколько, поровну.)

Я часть.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Заюшкина избушка»

Цель. Учить детей сравнивать два предмета по высоте, пользуясь словами выше, ниже. Закреплять умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, пользуясь словами столько – сколько, больше – меньше. Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?» Упражнять в ориентации на собственном теле, различать правую и левую руки. Воспитывать желание помочь герою.

Демонстрационный материал. Две ёлочки, контрастные по высоте. Домик на подставке (ниже ёлочек). Игрушки зайцев.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; зайчики и морковки, вырезанные из картона (по 5 шт. на каждого ребёнка). Фонарики, сделанные из бумаги (жёлтого, красного, синего и зелёного цвета); контурные изображения варежек на правую и левую руку.

Словарная работа: высокий, низкий, столько – сколько, поровну

Билингвальный компонент: биік - высокий, аласа – низкий, бірдей – поровну

Ход занятия.

Я часть.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к зайчатам в зимний лес и рассмотреть деревья, которые растут в нём. Он ставит на стол две ёлочки, контрастные по высоте, и спрашивает: «Как называются эти деревья? Что можно сказать о высоте деревьев?»

Воспитатель проводит рукой вдоль каждой ёлочки (снизу вверх), показывая их высоту, и поясняет: «Это высокая ёлочка, а это низкая ёлочка». Затем спрашивает: «Что можно сказать о высоте этой ёлочки (указывает на высокую (низкую) ёлочку) по сравнению с этой ёлочкой (указывает на низкую (высокую) ёлочку?)»

Воспитатель добивается того, чтобы результаты сравнения дети обозначали словами выше, ниже.

Я часть.

Воспитатель ставит возле ёлочек домик, и говорит: «А вот и домик зайчат! Давайте сравним, что выше ёлочки или домик зайчиков. (Домик зайчиков ниже, а ёлочки выше). А вот и зайчики, давайте угостим их морковкой!»

Воспитатель. Найдите у себя на подносах зайчиков и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас зайчиков? Давайте угостим их морковками. Воспитатель раздаёт детям морковки (на одну меньше, чем зайчиков), которые дети раскладывают на нижней полоске карточки (под каждым зайчиком).

Воспитатель. Сколько зайчиков? Сколько морковок? У каждого зайчика есть морковка? Чего больше – зайчиков или морковок? Чего меньше – морковок или зайчиков? Как сделать так, чтобы морковок и зайчиков стало поровну? Дети уравнивают количество морковок и зайчиков (добавляют одну морковку). Воспитатель добивается того, чтобы результаты сравнения дети обозначали словами зайчиков столько, сколько морковок, морковок столько – сколько зайчиков. Зайчики благодарят ребят за угощения и приглашают ребят поиграть.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз. (Прыжки на двух ногах)

Я часть.

Воспитатель. Пока зайчики с нами играли, у них потерялись варежки.

Предлагает помочь зайчикам найти варежкам пару.

Я часть.

Ход занятия.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.177 с.)