Совершенствование навыков чтения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование навыков чтения младших школьников



С первых дней учебы я начала обучать детей чтению в соответствии с теорией формирования читательской самостоятельности.

 

На уроках обучения грамоте мы не только анализировали звучащую речь и работали со схемами, но перед чтением странички “Азбуки” по специальным опорам (столбики слов, заглавию, иллюстрации) предвосхищали то, о чем нам предстояло прочитать, т. е. учились думать над книгой до чтения. Затем мы вместе думали над тем, что читаем: рассматривали и вспоминали книги, иллюстрации из которых представлены на страницах «Азбуки». А один раз в неделю знакомились с новыми для учащихся детскими книгами по системе внеклассного чтения.

 

На первых порах было трудно: дети не умели слушать, запоминать прочитанное. У них быстро наступало утомление. Но в результате систематического обучения многие ребята уже не только охотно слушали, но и переживали, и запоминали услышанное.

 

Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, которые я систематически применяю на уроках.

 

С самого начала обучения грамоте, в качестве разминки перед чтением, чтобы избежать нечеткости произношения, вводила упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата (звуковая разминка). Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно.

Артикуляция. Гласные: а, о, у, ы, и, э

Дифтонги: ыа, иэ, уо

Сочетания: а - у, а - о, ы - и, э - а, и - о, аоуиэ, аиуоэ

Согласные: з - с - ж, ш - ж - с

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри

Согласные и дифтонги: иэс, ыам, уот

Слова, трудные для произношения

Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова.

 

 У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность за­бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения:

 

1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду­щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

 

2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко­торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

 

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль­цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун­домера.

 

4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повто­рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ­ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду­щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

 

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська?               Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська?              Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська?              Это кошка Маруська.

 

6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази­тельности. БЫСТРО - скороговорка.

 

7. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО;    ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;

 

8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста­райся передать своё отношение к прочитанному.

Используя указанные упражнения на своих уроках убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.005 с.)