Глава 1. Сущность, значение и задачи развития речи. Обучение грамоте. Литературное чтение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сущность, значение и задачи развития речи. Обучение грамоте. Литературное чтение.



Введение

       Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится.

       Младший школьный возраст – это период формирования учебной деятельности, период нравственного, физического и эстетического развития ребенка, закладывающий «фундамент» для дальнейшего образовательного процесса в средней школе.

       Одним из основных этапов обучения в начальной школе является развитие речевых навыков. Развитие речи предполагает практическое усвоение детьми норм литературного языка в области произношения, синтаксического строя языка, связной речи, а также обогащение словарного запаса.

       Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога.

       Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, формировать умение выражать эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у ребенка умение общаться – сложное и кропотливое дело.

Целью научно- методической работы является изучение содержания работы по развитию связной речи младших школьников на уроках обучения грамоте, литературного чтения и русского языка. Поэтому для реализации поставленной цели в моей работе решались такие задачи

· изучить лингвистические основы развития речи младших школьников;

· проанализировать различные методики работы над развитием связной речи;

· охарактеризовать некоторые приемы работы по развитию связной речи

· изучить что способствует развитию творческого мышления, интереса к чтению

Актуальность исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает младший школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. 

           

 

Одна из важнейших задач развития учащихся – это формирование понятий. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки явлений действительности.

Оперирование понятиями подготавливает школьников к более сложным формам мыслительной работы. Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков, их обобщения.

В 1-м классе вводится понятие «Заголовок» («Заглавие»).

Заглавие – название какого-либо произведения (литературного, научного, музыкального и т.д.) или отдельных его частей.

Заголовок, чаще всего отражает тему или основную мысль и несёт большой внутренний смысл текста, поэтому для понимания идейно – тематической основы произведения важно развивать у учащихся внимание к его названию. Поиск ответа на вопрос, почему автор так назвал свой рассказ или стихотворение, сказку, нередко одновременно является и размышлением над главной мыслью произведения.

Работа по озаглавливанию текста, которая проводится в период обучения грамоте, является пропедевтической к составлению плана, т.к. данная работа помогает формулировать главную мысль в виде заголовка.

Приёмы при работе с заголовком:

  • Определить заголовок, который придумал автор произведения.

Прочитай стихотворение В.Орлова и определи его тему. Какие слова помогли тебе это сделать? К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт. Объясни свой выбор.

У ежей подрос Ежонок –

Замечательный ребёнок.

Не боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.

(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок»)

  • Определение темы произведения по названию (прогнозирование).

У каждого на парте лежит книга. Откройте книгу с конца, где надпись «Содержание». Прочитайте названия произведений помещённых в данной книге. Как вы думаете, о чём эти произведения?

«Багаж», «Вот какой рассеянный», «Кот и лодыри».

Прочитайте произведения. Подтвердилось ли ваше предположение?

  • Определить тему текста. Нахождение лишних предложений.

Прочитай текст. Обрати внимание на его заголовок. Определи тему текста. Найди в тексте два лишних предложения; они не соответствуют теме и заголовку. Прочитай текст без этих предложений.

Красавиц павлин.

Павлин – красивая птица. Он ставит хвост кругом, и на хвосте – синие кружочки с золотым и зелёным. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят пёрышки, как иголочки с шишечками. В зоопарке можно увидеть много диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников.

В своей деятельности применяю упражнения, назначением которых является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

Осы             мак

Кот            усы

 рот            кит

рак             рог

 

Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

 

Исправь ошибку.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

 

Исправь ошибки.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

 

Восстанови слова

 

с.кр.т. ее

пр.ст.л.сь оии

п.бр.б.й. ооу

к.р.нд.ш. ааа

 

Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою страной

Простились… (навсегда).

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую… (тетрадь)

 

Словарная работа.

В словарной работе выделяю четыре направления:

 1 – обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, неизвестных детям ранее;

 2 – уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, 

анализ многозначности и т.д.;

 3 – активизация словаря, т.е. включение как можно большего количества слов в речь детей;

 4 – устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах для чтения. При подготовке к уроку чтения я выявляю те слова, которые могут вызвать у детей трудности в понимании и которые войдут в словарь детей в результате чтения, пересказа, бесед. Планируя урок, намечаю, какая именно работа будет проведена с теми или иными словами.  (Приложение №4)

 

Активизация словаря.

          Активизация – это употребление новых слов, выражений в собственной речи детей. Цель словарной работы – активизировать (т.е. перенести их пассивного словаря в активный) как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.          Можно выделить несколько способов активизации словаря.

1. Составление словосочетания с нужным словом.

2. Составление предложений с заданными словами (или словом). Активизация слов способом включения их в словосочетания или предложения осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения.

3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором.

4. Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.

Ты сделаешь — ты поймёшь»

     Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

· приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.

Результативность опыта.

    Я придерживаюсь той мысли, что результат тем выше, чем полнее учебный процесс направлен на удивление ребенка чем-то необычным, на применение нестандартных форм урока. В этом как раз и отражается суть уроков словесности.

Сравнивая словарный запас, с которым дети пришли в 1 класс, с той лексикой, которую они приобрели в процессе обучения в начальной школе, можно легко убедиться в том, что речь моих учеников отличается содержательностью, логичностью, последовательностью, точностью.

К концу обучения в начальных классах мои ученики свободно оперируют усвоенной терминологией, включают в свой активный словарь и синонимы, и фразеологизмы, и эпитеты, умеют рассуждать, доказывать, а в итоге такая работа оживляет словесное творчество, помогает углубленному восприятию литературных произведений. 

Известны слова К. Г. Паустовского о том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Я считаю, что в моей работе сочетается и то, и другое, так как она направлена на развитие, обогащение речи, формирование творческой личности, привитие детям духовно-нравственных качеств, а это является залогом повышения качества знаний.

       Таким образом, проводя углубленную словарно-лексическую работу на уроках родного языка, я решаю задачу развития речи младших школьников в неразрывном единстве с усвоением фонетики, орфографии, морфологии. Вся эта работа носит не только образовательный и развивающий характер, но и имеет важное воспитательное значение, так как на примере богатого лексического материала детям прививаются духовно-нравственные качества, навыки культуры поведения.

Заключение.

Свое педагогическое мастерство совершенствую, изучая и перенимая опыт учителей нашей школы, района, передовой опыт учителей других регионов страны.

Повышать качество работы можно разными путями, совершенствуя положительное, развивая достигнутое, преодолевая недостатки, предупреждая ошибки. Чтобы выяснить, каковы действительные достижения и конкретные недостатки, необходим педагогический анализ проводимой работы.

Анализ работы - это не просто констатация: что-то сделано, что-то нет. Анализ - это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов работы, причин, приведших к успеху или неудаче; это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе.

Чтобы дать самоанализ своей деятельности мне, как учителю начальных классов, надо отметить то, что меня удовлетворяет в моей работе. Но основное внимание уделить тому, в чем недоработка.

 Работая над данной темой, в соответствии с поставленными задачами поняла, чтобы сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми,учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием, надо пересмотреть подходы к обучению чтению в целом.

Важно сформировать интерес к чтению в период обучения грамоте. В первую очередь надо совершенствовать урок, его содержание, структуру. Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Для этого, должна быть такая атмосфера, чтобы дети чувствовали себя творцами, соавторами с учителем в проведении урока, не боялись высказывать своё мнение. А для этого учителю в своей работе необходимо использовать новые различные методы и приёмы. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает у них и впоследствии.

       Проанализировав свою деятельность, ставлю перед собой следующие перспективные задачи:

1.Научиться способам деятельностной организации учебного процесса (от учебной ситуации урока до тематического построения).

2. Уметь избирательно организовывать формирование компонентов учебной деятельности школьников, подбирая адекватные приемы и способы.

3. Диагностировать учебную деятельность учащегося, определять уровни ее сформированности.

4. Повысить профессиональную компетентность в деятельностной организации уроков разных видов; в построении учебного процесса на основе деятельностных технологий обучения.

В будущем я постараюсь добиться наибольших успехов, вкладывая в свою работу всю силу и энергию. Ведь педагог должен верить в успех, правоту и необходимость своего дела. Оптимизм, бодрость, улыбка, положительные эмоции – все это требует от педагога большого мужества, силы характера, незаурядного профессионализма.

 

 

Литература:

1.В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина.— М., 1966.

2.Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 1996.

3.Журналы «Начальная школа»№ 5-78, № 4,10-80, № 3-81, № 12-87, №12-91, №1-98, №5-98

4.Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992

5.Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985

6.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.Просвещение, 1984

7.Речь, речь, речь. М.Педагогика, 1990

8.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно- ориентированное образование в начальной школе.//Начальная школа.2001.№9.С.11-12.

9.Занимательная грамматика.М.,1985.

10.Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.

11.Тамбиева Д.Т.“Уроки по развитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.

12.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

13.Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа.- 2004.-№ 3.

 

 

 

 

 

           

 

Введение

       Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится.

       Младший школьный возраст – это период формирования учебной деятельности, период нравственного, физического и эстетического развития ребенка, закладывающий «фундамент» для дальнейшего образовательного процесса в средней школе.

       Одним из основных этапов обучения в начальной школе является развитие речевых навыков. Развитие речи предполагает практическое усвоение детьми норм литературного языка в области произношения, синтаксического строя языка, связной речи, а также обогащение словарного запаса.

       Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога.

       Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, формировать умение выражать эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у ребенка умение общаться – сложное и кропотливое дело.

Целью научно- методической работы является изучение содержания работы по развитию связной речи младших школьников на уроках обучения грамоте, литературного чтения и русского языка. Поэтому для реализации поставленной цели в моей работе решались такие задачи

· изучить лингвистические основы развития речи младших школьников;

· проанализировать различные методики работы над развитием связной речи;

· охарактеризовать некоторые приемы работы по развитию связной речи

· изучить что способствует развитию творческого мышления, интереса к чтению

Актуальность исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает младший школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. 

           

 

Глава 1. Сущность, значение и задачи развития речи. Обучение грамоте. Литературное чтение.

Понятие "речь" является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической и методической литературе.

       Львов М.Р. в пособии для учителя «Методика развития речи младших школьников» выделяет следующие виды речи: внешнюю и внутреннюю и при этом приводит следующую схему:

Виды речи:

Общение

 

внутренняя речь

 

  устно (говорение)
    выражение своей мысли  
Речь внешняя речь   письменно (сочинение)
    восприятие устной речи (аудирование)  
  восприятие чужой речи   чтение вслух
    восприятие письменной речи (чтение)  
      чтение про себя  

 

Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений; она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Это как бы разговор с самим собой.

Внешняя речь – это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим. Внешняя речь подразделяется на устную (звучащую) и письменную речь, диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь – это разговор двух или нескольких лиц. В школе применяется искусственная форма диалога – беседа. Обычно это диалог между учителем и учениками.

Монологическая речь – это речь одного человека. Монологическая речь развивается значительно труднее, чем диалогическая речь. Если дети в значительной степени овладевают диалогом в дошкольный период, то монологу их обучает школа.

 Школьные монологи – это пересказ, рассказ, сообщение, выступление, сочинение и т.п. Эти виды монолога, устного и письменного, находятся в центре внимания школы.

В сущности, и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений – все это служит подготовкой к самостоятельному связному рассказу, т.е. монологу, к оформлению каких-либо тем в монологе.

Устная речь звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение, эмоциональная окраска, усиливаемая жестами и мимикой, и т.п.)

Для устной речи имеется специальное значение дикции, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительные нормы литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр.

Письменная речь – это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощь букв).

 Внешняя и внутренняя речи во многом взаимосвязаны. Формируя внутреннюю речь, придавая ей форму с точки зрения лексики, грамматики, фонетики человек правильно выражает свои мысли в устной и письменной форме.

Развивая речь учащихся, необходимо придерживаться четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться, и которые, служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний:

ü содержательность

ü логичность речи

ü точность речи

ü выразительность речи

ü ясность речи

ü правильность речи

В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

       Главное назначение начальной школы состоит в том, чтобы научить детей осознанному чтению, правильной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду и т.д. Важнейшей ролью в реализации данных задач является освоение трех взаимосвязанных, но обладающих самостоятельностью учебных курсов:

- обучение грамоте, внеклассное чтение, развитие речи;

- литературное чтение и развитие речи;

- фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Основу всех этих курсов и составляет развитие речи. Развитие речи младшего школьника служит одним из важнейших средств его активной жизни в современном обществе и средством успешного обучения в школе.

Задачами развития речи младших школьников являются:

- усвоение тысячи новых слов; множества грамматических форм и конструкций; знание уместности употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях;

- овладение навыками чтения и письма, особенностями письменной и устной речи;

- совершенствование культуры речи учащихся.

Развитие речи – это одна из важнейших задач обучения, т.к. логически четкая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа по развитию речи. В связи с этим в развитии речи выделяют следующие основные направления:

- работа над словом (лексический уровень);

- работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

- работа над связной речью (уровень текста).

Речевое развитие характеризуется следующими направлениями:

а) Формирование, уточнение и активизация словаря.

Формирование словаря проводится на основе углубления знаний и представлений ребёнка об окружающем. Уточняются родовидовые понятия. (Например, лиственные и хвойные деревья). Ведётся работа по обогащению речи детей прилагательными, глаголами, наречиями.

Обязательное условие при данной работе опора на наглядность. Уточнение словаря заключается в углублении, уточнении, детьми уже известных слов, в различии между синонимами и антонимами, в анализе многозначных слов и иносказательных значений.

Активизация словаря заключается во введении как можно более широкого круга слов в речь каждого ребёнка; в конструкцию предложения. Здесь же рассматривается усвоение сочетаемости слов с другими словами. В словарную работу также входит устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

б) Второе направление речевого развития - воспитание звуковой культуры речи.

Сюда входят отработка отчётливого произношения звуков, совершенствование речевого дыхания и интонационной выразительности речи.

в) Другое речевое направление - формирование грамматического строя, которое нацелено:

-Закрепить умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными; 

-Образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы  с приставками, сравнительную и превосходную степень имён прилагательных;

- Совершенствовать умения детей образовывать однокоренные слова (без употребления соответствующего термина);

г) Следующее речевое направление — развитие связной речи, куда входят: пересказ; рассказ - описание; рассказывание из опыта; творческое рассказывание; составление рассказов по серии картинок с развитием.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения языку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.086 с.)