Приёмы работ по развитию связной речи на этапе обучения грамоте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы работ по развитию связной речи на этапе обучения грамоте



 

 Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.

Необходимо развивать и совершенствовать у каждого ученика умение слушать и говорить, говорить толково, сознательно, по существу дела. С первых же школьных шагов обучение устным формам речи можно построить на основе усвоения учениками такого универсального способа, как установление «смысловых вех». Педагог учит детей: когда слушаешь, сосредоточься и постарайся установить:

1) о чем идет речь, о чем говорится?

2) с чего начал говорящий?

3)  что он сказал потом?

4) какими фактами, доказательствами подтверждает свои высказывания?

5) что сказал в продолжение своего высказывания, речи?

6) как закончил, чем завершил свою речь (ответ на вопрос, свое высказывание, свой рассказ).

С другой стороны, прежде чем ты хочешь что-то сказать, на что-то ответить, высказаться, быстро про себя подумай, прикинь, реши:

1) о чем я хочу сказать?

2) кого и в чем хочу убедить?

3) с чего начну?

4) что скажу потом?

5) чем продолжу?

6) какие доказательства, примеры, факты приведу?

7) чем закончу?

Развитие связной речи предполагает постепенное формирование у младших школьников умение описывать предметы и явления. Они учатся рассуждать на определенную тему.

 

Основными видами работы по развитию связной речи учащихся на этапе обучения грамоте являются следующие виды работы:

- определение единства содержания через работу над заглавием: озаглавливание нескольких предложений или частей текста;

- определение связного изложения текста; сопоставление упорядоченного или деформированного текста;

- анализ содержания текста.

Начинать систематическую работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями «Азбуки» и рассказывание знакомых сказок будут развивать те умения, которые дети приобрели до школы. 

 «Азбука» на каждом развороте представляет сюжетные картинки. Как правило, они тематически связаны с содержанием определенных произведений, на основе которых организуется речевая деятельность первоклассников.

Организуя работу по развитию связной речи, необходимо помнить, что в жизни речь всегда включается в деятельность общения, а значит, говорящий знает, кому, зачем и при каких обстоятельствах он говорит или пишет. Желательно, чтобы и в условиях обучения было так же. Поэтому важным методическим приемом оказывается создание (а в 1 классе и разыгрывание) различных речевых ситуаций.

Уже в первом классе детей следует знакомить с понятием «текст», используя, например, противопоставление текста набору несвязных между собой предложений. Например, сравнить написанные справа и слева предложения, ответив на следующие вопросы:

Сколько предложений в левой части? А в правой?

1. Что общего в этих записях?

2. В какой записи предложения не связаны между собой? А в какой части предложения раскрывают общую тему?

3. Как можно озаглавить запись, являющуюся связным текстом?

- К нам в сад прилетает синичка. - Дятел – лесной барабанщик. - Осенью птицы улетают на юг. К нам в сад прилетает синичка. Сядет она у окна, носиком «тук» в стекло. Я для нее подвешиваю кусочек хлеба.

       Подобную работу следует сочетать с рассказом о типах текстов (повествование, описание, рассуждение) и их видах (диалог, монолог)

Методический прием «Основная мысль».

Одно из речевых умений связано с определением темы и главной мысли текста. Важно, чтобы дети поняли: тема – это то, о чем говорится в каком-нибудь тексте, то общее, общий смысл, который объединяет предложения в текст. Текст, как правило, имеет заглавие. Заглавие – обычно краткое, обобщенное обозначение темы высказывания. С этим умением, согласно программе, дети знакомятся на втором году обучения, но уже в 1 классе задания типа «Озаглавь рассказ», «Продумай подпись к картине», «Составь рассказ» и т.п. становятся самыми распространенными.

       Следующий вид упражнений убедит учеников в необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет пособие «пирамида» (рис.1).

 

  Ч т о  с к а ж у ?    

 О чем скажу?

Рис.1

   
             

                             

       Ученики внимательно рассматривают картинку на с.64 «Азбуки», после чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит определить, можно ли из них составить рассказ.

       - О ком будет рассказ. (О детях)

       - Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки.)

       - Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для рассказа.

       Дети читают предложения, и если окажется, что какое-то из них соответствует замыслу, то полоску-колечко с ним надевают на основу «пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».

       Выполняя подобные упражнения, ученики практически усваивают, что текст – это группа предложений, связанных по смыслу, раскрывающих одну тему и выстроенных в строгой последовательности.

 

       Методический прием «Цепочка предложений в тексте». Цель данного приема – познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли. Этот вид связи характерен для текстов, которые создают младшие школьники.

       Например, детям предлагается прочитать текст и вставить пропущенные слова, связывающие предложения, используя разные средства связи между предложениями.

       Принесли нам ребята небольшого сорочонка. Летать … еще не мог, только прыгал. Кормили мы … творогом, кашей, моченым хлебом, давали маленькие кусочки вареного мяса: …все ел, ни от чего не отказывался. Скоро у … отрос длинный хвост, и крылья обросли жесткими черными перьями. … быстро научился летать и переселился на житье из комнаты на балкон.

 

       Другой методический прием поможет обратить внимание первоклассников на то, что мысль может не только раскрываться в одном предложении, но и переходить из одного в другое, причем из каждого последующего можно узнавать что-то новое. Эту сложную аналитическую работу сделать доступной и интересной помогают игровые ситуации. Например, учитель сообщает:

       - «Сегодня я узнала, что Буратино решил отправить Незнайке в подарок необычную посылку. Он написал рассказ, каждое предложение поместил в вагончик, составил из них поезд и отправил его в путь. Но на одной станции Злой Волшебник все вагончики перепутал и испортил. Надо помочь веселым человечкам в беде».

На доске размещаются вагончики:

 

Около ели лиса.   В норе будут жить лисята.   Она роет нору.   Лиса роет нору.   У лисы пушистый хвост.

 

(нужно поставить вагончики в определенном порядке)

 

       Методический прием «Сочини сказку ». Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. Цель данного приема – показать детям, как можно изменять сюжеты известных сказок, вводить что-то необычное, придумывать свои сказки.  Сказка является благодатным материалом для развития связной речи и мышления, например, сочинять сказки по готовым моделям; решать сказочные задачи («Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?»); выворачивать сказку наизнанку; предложить сказку, у которой три конца и доказать какое окончание сказки лучше подходит к данному произведению и т.п.

           

       Методический прием «Отгадай и сочини загадку»

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки, развивает наблюдательность ребенка.

       Методический прием «Опорные слова». Опорные слова передают самое главное, самое важное в тексте. Они отражают тему, основное содержание текста и служат как бы опорой при его воспроизведении, в частности при пересказе. Обычно в тексте выделяются 5-9 опорных слов. Например, дети по опорным словам отгадывают сказку. Учитель обращает внимание детей на то, что в сказке «Курочка Ряба» слова дед и баба – опорные, потому что они обозначают главных действующих лиц сказки. Но узнать сказку только по этим словам невозможно, потому что они встречаются и в других сказках. Желательно, чтобы были названы главные герои: дед и баба, курочка, мышка.

 

       Методический прием «Как построить текст». Цель данного приема – дать понятие о структуре текста. Текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть и концовка. Когда мы рассказываем, рассуждаем или описываем что-то, вначале как бы готовим собеседника к тому, о чем дальше пойдет речь. Потом, в средней части, мы раскрываем это главное. А заканчиваем текст так, чтобы всем было понятно: мы сказали все, что хотели. Например, детям предлагается определить, где начальная часть текста, средняя и концовка:

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Не, не рано; пора, пора – запели птички.

Вот так и наступила весна.

Разбудило солнышко лес.

       Методический прием «Какие бывают тексты». Цель данного приема – дать понятие о различных видах текстов. На вопрос как это случилось? (что произошло?) отвечает текст-повествование, на вопрос какой? – текст-описание, на вопрос почему? текст-рассуждение. Например, детям предлагается прочитать тексты и определить, к какому виду относится каждый текст и почему.

Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка. К данному тексту можно задать вопрос что произошло? В нем рассказывается о событиях. Это повествование.
Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые. К этому тексту можно поставить вопрос почему? В нем объясняется, почему автор любит коней. Это рассуждение.
Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зеленые. Лапки черные. Сама она сера. К тексту можно поставить вопрос какая? В нем описывается кошка. Это описание.

 

       Методический прием: «Анализ текста и планирование высказывания».

       Эти методы направлены на углубление смыслового восприятия текста.

       Проанализировать его содержание – это, значит, организовать осмысление предметного, смыслового содержания, ведущее к определению темы, подтем, смысловых частей. Основными приемами осуществления данного процесса являются вопросы учителя.

       Осмысление предметного содержания направляется вопросами «Что? Где? Когда?, смыслового содержания – «Как? Почему?».

       Например, чтение сказки Л.Жарикова «Дуб и ветер» может быть организованно так:

1) Беседа с опорой на элементы книги:

- Прочитайте заголовок. О ком этот текст? Возможно, не только о них, но и о других героях? Как устранить возникшее сомнение?

2) Чтение сказки.

3) Проверка первичного восприятия.

4) Осмысление предметного содержания.

- Кто является главными действующими лицами? Как произошла их первая встреча? Кого позвал на помощь ветер? Закончилось на этом хождение ветра за помощью? Как пишет об этом автор? О чем разговаривали ветер и дуб в конце сказки?

5) Осмысление смыслового содержания.

       - Одинаково обращается ветер к дубу и к молнии? Почему? Как он обращается к леснику? Почему он так поступил? Что дало силы дубу удержаться от замысла ветра?

                       

       Обучение планированию высказывания следует начинать с работы над текстами, к которым имеются серии картинок. Затем оно продолжается при работе над выделением смысловых частей по плану, составленному учителем, при ответах на вопросы. Далее обучение протекает в форме коллективного обсуждения возможных «смысловых вех».

       В планировании высказывания помогают вопросы: «О ком (о чем?) прочитанное?», «Что о нем узнали?», «О чем расскажете, во-первых, во-вторых?..», «Как озаглавите подтемы?», «Сколько смысловых частей получилось?»

       Составленный план высказывания приводит к порождению различных видов пересказа.

 

       Методический прием «пересказ».

       Пересказ – это, прежде всего, воспроизведение содержания исходного текста, а потом уже серьезная работа – это выделение ключевых слов, планирование, рассказ по абзацам, обсуждение общей темы.

В период обучения грамоте очень важно сформировать и закрепить умения учащихся по подробному пересказыванию текста. При пересказе текста важно пользоваться планом, который составляется с помощью учителя в период обучения грамоте. Важно чтобы дети поняли, что план отражает содержание текста, помогает вспомнить то основное, о чем в нем говорилось. При подготовке пересказа необходимо научить учащихся учитывать речевую ситуацию, интересные, неординарные моменты текста, выделить по каждому абзацу ключевые слова.

Этот вид деятельности показывает точность понимания и усвоения учебного материала. При передаче содержания исходного текста активизируется словарь ученика, совершенствуется грамматический строй речи. Важно обратить внимание на выявление логической цепочки событий. Научить детей не затягивать сам пересказ, формировать у них быстроту и четкость мышления, например, «расскажи по одному предложению» - подробный пересказ, когда внимание детей сосредоточено на том, чтобы не пропустить ни одной детали в тексте; выполняется поочередно, каждый произносит одну фразу.

Пересказать текст – значит понять его основные мысли, их последовательность, особенности стиля

           

Методический прием «Введение понятия «заголовок»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.023 с.)