Работа с художественным произведением. Виды и приемы анализа художественного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с художественным произведением. Виды и приемы анализа художественного произведения



 

Чтение – один из четырех видов речевой деятельности, которое неразрывно связано со всеми другими ее видами: говорением, слушанием и письмом. Поэтому для достижения оптимальных результатов в понимании текста надо, чтобы работа над формированием всех ее компонентов, проходила параллельно и была четко сбалансирована.

 

Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке надо проектировать так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план. Создать такие условия, чтобы у ребенка возникло желание обсудить содержание прочитанного с товарищами. Формировать у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, или оценивать героев произведения, о которых прочитал. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат.

Так в процессе говорения-слушания, т.е. общения – обсуждения прочитанного, формируются, причем комплексно, и информационная, и речемыслительная, и коммуникативная культура учащихся.

Если учитель будет систематически использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на формирование системы читательских умений, то это будет способствовать:

• развитию мышления в целом и читательских умений в частности;

• полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения;
• целостному анализу художественного произведения;
• художественному, эстетическому развитию младших школьников;
• литературному развитию детей и формированию литературного мышления.

Чтение, чтобы быть успешным, прежде всего, должно быть мотивированным.

Поэтому важной задачей педагогов является воспитание у ребят интереса к чтению, формирование у них широкого круга чтения, индивидуального информационного запроса. (Зачем читать? Что читать?).

Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.

Виды анализа текста – разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений.

В последнее время высказываются мнения о том, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает школьников от чтения. Так ли это?

Анализ не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся. Дело не во вреде аналитического чтения и разбора произведения – без них ребенок не может сам продвигаться в эстетическом познании и восприятии произведения, а в том, на что они направлены, в самом характере задаваемых вопросов. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)