Глава 2. Развитие речи на уроках русского языка как одно из основных условий развития мышления младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Развитие речи на уроках русского языка как одно из основных условий развития мышления младшего школьника



Развитие речи – это и принцип всей работы по русскому языку, и содержание обучения, направленное на совершенство произношения, словаря, синтаксического строя устной и письменной речи учащихся.

Основная задача учителя на уроках русского языка – осуществлять умственное и речевое развитие младших школьников.

Решить важные задачи возможно при следующих условиях:
• вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
• совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие умения;
• введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
• увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
• включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера;
• постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

 

В школе ребёнок овладевает новой для него формой речи – письменной речью.

Известно, что в основе письма лежит наша речь; грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность, при которой ребёнок должен перевести слышимую, звучащую речь в письменную, видимую.

К сожалению, приходиться отметить, что многие дети, пришедшие в 1 класс школы, не умеют строить предложения, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с не различением значений слов, с неправильным произношением. Вот почему в период обучения грамоте учителю приходится не только обучать детей чтению, письменной речи, технике письма, но и развивать устную речь, уделяя большое внимание исправлению ошибок в произношении, в построении предложений.          

    Учитель должен следить за тем, чтобы все речевые упражнения опирались на реальную основу, чтобы речь детей была содержательна. Важнейшим источником детской речи является сама жизнь, собственный опыт детей. В опыте школьников особенно ценна его целенаправленная, организуемая часть – наблюдения. Материал, накопленный в процессе наблюдений, служит и для словарной работы, и для составления предложений, и особенно в подготовке к устным рассказам и письменным сочинениям.

       Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Я пришла к выводу, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которую планирую на каждый урок родного языка.

Работу по развитию речи на уроках русского языка можно представить в виде схемы:

 

Развитие речи  
Словарная работа
Работа над усвоением синонимов
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений  
Работа над усвоением антонимов
Работа над многозначностью слов
Активизация словаря
Наблюдения, сравнение, работа над понятиями и установление временной последовательности
Работа над словосочетанием и предложением

 

 

 


Я остановлюсь подробнее на каждом из указанных в схеме моментов.

Словарная работа.

В словарной работе выделяю четыре направления:

 1 – обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, неизвестных детям ранее;

 2 – уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, 

анализ многозначности и т.д.;

 3 – активизация словаря, т.е. включение как можно большего количества слов в речь детей;

 4 – устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах для чтения. При подготовке к уроку чтения я выявляю те слова, которые могут вызвать у детей трудности в понимании и которые войдут в словарь детей в результате чтения, пересказа, бесед. Планируя урок, намечаю, какая именно работа будет проведена с теми или иными словами.  (Приложение №4)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)