Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внеклассное чтение. Выразительное чтение.
Я считаю, что к культуре чтения необходимо отнести и умение читать выразительно. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель». В программе начальной школы есть благодатный материал из детской литературы, на котором можно учить детей выразительному чтению. Да и на каких же еще произведениях можно так ярко, эмоционально, а главное доступно научить детей понимать литературные образы? Используя возможности аудио и мультимедийных пособий, а так же свое умение, я учу ребят слышать выразительность слова. В первом классе, безусловно, дети подражают своему учителю. Со второго класса программа по выразительному чтению усложняется. С этого момента дети учатся понимать и выразительно читать пословицы и поговорки, статьи научно - популярной литературы, произведения с диалогами и без них. Постепенно вводятся такие понятия, как: темп чтения (быстро и медленно), тон голоса (постановка голоса разных литературных образов), мимика лица при чтении, интонация (весело, грустно и т.д.), паузы и их значение, повышение и понижение голоса, учатся выделять опорные слова и определять их роль в произведении. Но не только уже известные тексты помогают мне научить детей выразительному чтению. Учащиеся сами пробуют составлять тексты с рифмующимися словами, составлять окончание текста по данному началу, изменяют эмоциональную окраску текста так, чтобы это произведение уже звучало по- другому. И, конечно же, инсценировки басен, сказок, смешных рассказов. В результате этой работы каждый ребенок понимает, что любой текст любого жанра литературы можно прочитать с особым чувством. А ещё я убедилась, что использование содержания национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия. Мы тесно сотрудничаем с историко-мемориальным музеем А.В.Журавского. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.
Замечено, что использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и значение: они созданы на земле Коми, коми писателями и поэтами. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма. Элементы коми фольклора- загадки, пословицы, поговорки и крылатые выражения используются на уроках литературы. Одна из художественных особенностей коми пословиц, по сравнению с русскими, является тематика охотничье-рыболовного промыслов и незначительное количество рифмованных пословиц. 1. Задание – продолжи пословицу, найдя вторую ее часть. - Весной проспишь, …………………....…….осенью загорюешь. - Среди смелых вырастешь и …..………..…сам смелым будешь. - Хороша шаньга, ……………….да с одной стороны подмазана. - Выберешь себе светлую дорогу, ……добьешься чести и славы. 2. Задание - вспомни похожую русскую пословицу. - Весна веселая, но бедная. Осень скучная, но богатая. (Весна красна цветами, а осень – плодами) - На чужую лошадь не садись, в грязь не свалишься. (Не в свои сани не садись)
3. Задание - вспомни похожую крылатую фразу или выражение из русского языка - Задать горячую баню. (Намылить шею) - Показать иней. (Показать, где раки зимуют) - Научить с краю спать. (Научить по струнке ходить) и т.д. Дети, живущие на земле Коми, должны узнать ее культуру, историю, литературу, что они и делают с большим удовольствием на школьных занятиях. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.
В своей деятельности использую методический сборник, составителями которого являются: Котречко И.В. – старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Земцова З.С. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Мамонтова Э.Г. – учитель начальных классов СОШ №15 г.Сыктывкар, Горинова М.Н.- учитель начальных классов СОШ № 21 г. Сыктывкар. Эта книга является пособием для учителей начальных классов. Пособие состоит из тематического планирования к урокам обучения грамоты и литературного чтения с 1 по 4 класс и методических рекомендаций к проведению уроков с включением национально – регионального компонента. (Приложение № 1) Я особое внимание уделила построению и проведению уроков внеклассного чтения. Так как именно от цикла данных уроков, зависит формирование «правильной читательской деятельности» и интереса к чтению. Темы уроков зачастую носили проблемный характер. Требовали от детей собственной инициативы по подбору книг. Дети вели читательские дневники по предложенной учителем форме: в 1 и 2 классе – это были альбомы для рисования: одна сторона рисунок по впечатлениям от прочитанного произведения, а с обратной стороны дата прочтения, автор, названия книги. В 3 и 4 классе – обратная сторона содержала данные о книге, источника, где была взята книга, указан тип книги, (сборник, или отдельное произведение), одного или нескольких авторов. Краткая аннотация к содержанию произведения, о чём оно (тема, главная мысль), чему учит, какое впечатление оставило прочтение этой книги (произведения), совет или рекомендации одноклассникам. Эти дневники очень помогли в становлении учеников, как читателей, в том понятии, в котором о них говорится в работах Н.Н.Светловской. Ещё одним интересным аспектом в работе по формированию интереса к чтению я увидела в проведении отдельных обобщающих уроков по темам в учебниках по литературному чтению. Форма такого урока была нестандартной. Чаще всего – интеллектуальная игра – соревнование (индивидуальное, групповое – мальчики и девочки; 1, 2, 3 ряды и т.п. или поэтапное путешествование – исследование), реже – урок-концерт, урок-отчёт и т.д. Причём, задания носили характер кроссвордов, тестов, ребусов, загадок. Урок такого цикла был направлен и составлен так, что победителями становились те, кто хорошо запоминал авторов произведений, основное идейное содержание произведений, пословицы, которые подбирали после прочтения конкретного произведения. а это в свою очередь формировало в сознании детей сознательность и актуальность изучаемого материала. Итогом работы по развитию интереса к чтению к концу 4 класса стали следующие показатели: · дети продолжали обсуждение отзывов о внеклассном чтении вне урока, на переменах; · стали чаще выбирать журналы, которые носят познавательную информацию, а не только комиксы и рекламные проспекты; · научились пользоваться словарями (толковым, этимологическим, орфографическим). По итогам 4 класса результаты техники чтения: % вып. – 100 %, % кач. – 86%
Придавая первостепенное значение развитию интереса к чтению, уже на самом первом этапе обучения отвожу большое место работе с родителями по данному вопросу. Стараюсь, чтобы они стали союзниками в моём подходе и взгляде на процесс обучения чтению. Внушаю, чтобы относились к обучению своего ребёнка только с позиции положительного успеха, не сравнивали его с другими. Знакомлю на собраниях с исследованиями психологов и советами, которые касаются в этом вопросе родителей. (Приложение №2, 3)
Но, главным и обязательным, о чём я говорю родителям, на просьбу рассказать: «Как заставить ребёнка читать?» является совет: «Не заставлять, а заинтересовать! Для этого читать ему самим ежедневно, чтобы он, во-первых, привык получать информацию регулярно и испытывать при этом положительные эмоции. А, во-вторых, эта работа покажет, что книга интересный собеседник, если с ней научиться работать. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.) |