Внеклассное чтение. Выразительное чтение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеклассное чтение. Выразительное чтение.



Я считаю, что к культуре чтения необходимо отнести и умение читать выразительно.

С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель».

В программе начальной школы есть благодатный материал из детской литературы, на котором можно учить детей выразительному чтению. Да и на каких же еще произведениях можно так ярко, эмоционально, а главное доступно научить детей понимать литературные образы? Используя возможности аудио и мультимедийных пособий, а так же свое умение, я учу ребят слышать выразительность слова. В первом классе, безусловно, дети подражают своему учителю.

Со второго класса программа по выразительному чтению усложняется. С этого момента дети учатся понимать и выразительно читать пословицы и поговорки, статьи научно - популярной литературы, произведения с диалогами и без них. Постепенно вводятся такие понятия, как: темп чтения (быстро и медленно), тон голоса (постановка голоса разных литературных образов), мимика лица при чтении, интонация (весело, грустно и т.д.), паузы и их значение, повышение и понижение голоса, учатся выделять опорные слова и определять их роль в произведении.

Но не только уже известные тексты помогают мне научить детей выразительному чтению. Учащиеся сами пробуют составлять тексты с рифмующимися словами, составлять окончание текста по данному началу, изменяют эмоциональную окраску текста так, чтобы это произведение уже звучало по- другому. И, конечно же, инсценировки басен, сказок, смешных рассказов. В результате этой работы каждый ребенок понимает, что любой текст любого жанра литературы можно прочитать с особым чувством.

А ещё я убедилась, что использование содержания национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента в начальной школе является экскурсия. Мы тесно сотрудничаем с историко-мемориальным музеем А.В.Журавского. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.

 Замечено, что использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и значение: они созданы на земле Коми, коми писателями и поэтами. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма.

Элементы коми фольклора- загадки, пословицы, поговорки и крылатые выражения используются на уроках литературы. Одна из художественных особенностей коми пословиц, по сравнению с русскими, является тематика охотничье-рыболовного промыслов и незначительное количество рифмованных пословиц.

1. Задание – продолжи пословицу, найдя вторую ее часть.

- Весной проспишь, …………………....…….осенью загорюешь.

- Среди смелых вырастешь и …..………..…сам смелым будешь.

- Хороша шаньга, ……………….да с одной стороны подмазана.

- Выберешь себе светлую дорогу, ……добьешься чести и славы.

2. Задание - вспомни похожую русскую пословицу.

- Весна веселая, но бедная. Осень скучная, но богатая. (Весна красна цветами, а осень – плодами)

- На чужую лошадь не садись, в грязь не свалишься. (Не в свои сани не садись)

 

3. Задание - вспомни похожую крылатую фразу или выражение из русского языка

- Задать горячую баню. (Намылить шею)

- Показать иней. (Показать, где раки зимуют)

- Научить с краю спать. (Научить по струнке ходить) и т.д.

Дети, живущие на земле Коми, должны узнать ее культуру, историю, литературу, что они и делают с большим удовольствием на школьных занятиях. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. А это в дальнейшем приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

В своей деятельности использую методический сборник, составителями которого являются: Котречко И.В. – старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Земцова З.С. - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КРИРО и ПК, Мамонтова Э.Г. – учитель начальных классов СОШ №15 г.Сыктывкар, Горинова М.Н.- учитель начальных классов СОШ № 21 г. Сыктывкар. Эта книга является пособием для учителей начальных классов. Пособие состоит из тематического планирования к урокам обучения грамоты и литературного чтения с 1 по 4 класс и методических рекомендаций к проведению уроков с включением национально – регионального компонента. (Приложение № 1)

Я особое внимание уделила построению и проведению уроков внеклассного чтения. Так как именно от цикла данных уроков, зависит формирование «правильной читательской деятельности» и интереса к чтению. Темы уроков зачастую носили проблемный характер. Требовали от детей собственной инициативы по подбору книг. Дети вели читательские дневники по предложенной учителем форме: в 1 и 2 классе – это были альбомы для рисования: одна сторона рисунок по впечатлениям от прочитанного произведения, а с обратной стороны дата прочтения, автор, названия книги. В 3 и 4 классе – обратная сторона содержала данные о книге, источника, где была взята книга, указан тип книги, (сборник, или отдельное произведение), одного или нескольких авторов. Краткая аннотация к содержанию произведения, о чём оно (тема, главная мысль), чему учит, какое впечатление оставило прочтение этой книги (произведения), совет или рекомендации одноклассникам. Эти дневники очень помогли в становлении учеников, как читателей, в том понятии, в котором о них говорится в работах Н.Н.Светловской. Ещё одним интересным аспектом в работе по формированию интереса к чтению я увидела в проведении отдельных обобщающих уроков по темам в учебниках по литературному чтению. Форма такого урока была нестандартной. Чаще всего – интеллектуальная игра – соревнование (индивидуальное, групповое – мальчики и девочки; 1, 2, 3 ряды и т.п. или поэтапное путешествование – исследование), реже – урок-концерт, урок-отчёт и т.д. Причём, задания носили характер кроссвордов, тестов, ребусов, загадок. Урок такого цикла был направлен и составлен так, что победителями становились те, кто хорошо запоминал авторов произведений, основное идейное содержание произведений, пословицы, которые подбирали после прочтения конкретного произведения. а это в свою очередь формировало в сознании детей сознательность и актуальность изучаемого материала. Итогом работы по развитию интереса к чтению к концу 4 класса стали следующие показатели:

· дети продолжали обсуждение отзывов о внеклассном чтении вне урока, на переменах;

· стали чаще выбирать журналы, которые носят познавательную информацию, а не только комиксы и рекламные проспекты;

· научились пользоваться словарями (толковым, этимологическим, орфографическим).

По итогам 4 класса результаты техники чтения: % вып. – 100 %, % кач. – 86%

 

Придавая первостепенное значение развитию интереса к чтению, уже на самом первом этапе обучения отвожу большое место работе с родителями по данному вопросу. Стараюсь, чтобы они стали союзниками в моём подходе и взгляде на процесс обучения чтению. Внушаю, чтобы относились к обучению своего ребёнка только с позиции положительного успеха, не сравнивали его с другими. Знакомлю на собраниях с исследованиями психологов и советами, которые касаются в этом вопросе родителей. (Приложение №2, 3)

Но, главным и обязательным, о чём я говорю родителям, на просьбу рассказать: «Как заставить ребёнка читать?» является совет: «Не заставлять, а заинтересовать! Для этого читать ему самим ежедневно, чтобы он, во-первых, привык получать информацию регулярно и испытывать при этом положительные эмоции. А, во-вторых, эта работа покажет, что книга интересный собеседник, если с ней научиться работать.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)