Работа над словосочетанием и предложением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над словосочетанием и предложением.



       Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.

       В работе над словосочетаниями надо иметь в виду две их стороны: структуру, т.е. слова, входящие в их состав, вопрос, который может быть поставлен от подчиняющего слова к подчинённому, употребление предлога, необходимой формы согласования или управления, и семантику словосочетания, выражающего единое значение.

       Приведу образцы упражнений со словосочетаниями, в которых основное внимание обращено на развитие речи.

1. Постановка вопросов к подчинённым словам от главных в предложении.

2. Схематическое изображение связей между словами в предложении.

солнышко                                   отражается


весеннее                                      в озере

3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний.

                      Жёлтый клён глядится в озеро.

4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте. Желательно, чтобы задания такого типа заканчивались составлением предложений, т.е. употреблением словосочетаний в собственной речи.

5. Составление словосочетаний в связи с грамматическим изучением слов – имён существительных, имён прилагательных, глаголов, предлогов, местоимений, наречий.

Большие возможности развития устной и письменной речи даёт предложение.

Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы.

· Упражнения на основе образца, или подражательные, могут содержать элементы собственного, самостоятельного труда учащихся, но всё-таки в их основе всегда лежит данный учителем или учебником образец.

· В конструктивных упражнениях дети учатся строить предложения без образца, в соответствии с практически усвоенными правилами связей, учатся перестраивать предложения, соединять 2-3 простых предложения в одно сложное, заменять элементы предложений и т.д.

· Творческие упражнения не содержат ни образца, ни частных конструктивных задач. Выполняя их, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Рассмотрю основные приёмы работы над предложением.

1. Чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений. При этом грамматический анализ предложения не обязателен. Дети должны услышать, почувствовать предложение.

2. Построение предложений по вопросам учителя.

Что дети собирали в лесу? – В лесу дети собирали грибы.

3. Составление предложений, аналогичных данному, но на другую тему.

4. Построение предложений из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:

а) все слова даны в нужной форме: синем, в, хлещут, море, волны;

б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной;

в) все слова даны в начальной форме.

5. Деление текста на предложения.

6. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.

7. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

 

8. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты

 

      

       В начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию речи, по её совершенствованию. И успешность всей работы зависит от двух основных факторов: во-первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, т.е. от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, научно обоснованной, контролируемой учителем. Так с целью развития личности, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора провожу кружок или курс развития речи. (Приложение №6)

Задания, которые я применяю на уроках:

1.Прочитайте предложения. Составьте из них два рассказа. Подберите к ним заглавия. Рассказы напишите. Раскройте скобки. Подчеркните предлоги.
(Под) вечер мы увидели чудесных птиц.
(На) её ветках появились игрушки.
(У) них были длинные гибкие шеи.
(От) лебедей нельзя было отвести глаз.
(К) пушистой красавице прибежали дети.
(В) комнату внесли ёлку.
2.Прочитайте. Найдите пословицы, которые имеют одинаковый смысл.
Старый друг лучше новых двух.
Чтобы рыбку съест…, надо (в) воду лезть.

 3. Орфографические пятиминутки.
Рифмовки, способствующие совершенствованию речевой культуры учащихся.
4. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы.
Из, к, в,
у, за, с, около,
для, под.
Из леса, к лугу, на поляну,
у кустика, с тропинки в яму,
от речки, около дороги –
Пиши отдельно все предлоги.
5.С большим интересом дети работают с тестами. Этот вид заданий даёт возможность в короткий промежуток времени проверить значительный материал по теме.
 6.Подберите выражения, противоположные по значению.
В час по чайной ложке. \ Одним махом.
Жить душа в душу. \ Как кошка с собакой.
Задание. Продолжите пословицу.
С кем поведёшься …(от того и наберёшься).
Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

На уроках русского языка (можно и литературного чтения) провожу сочинения-миниатюры. Такие сочинения состоят из 1-3 предложений. Детям даётся тема и немного времени (не более 5 минут). Особенно учащимся нравится тема «Я -…», например: «Я – снежинка», «Я – любой предмет». Здесь ребёнок должен не только проявить максимум фантазии, но и постараться войти в образ предмета.

Часто на уроках я провожу с детьми развивающую игру «Нет». Дети должны дописать предложения по образцу:

Нет зимы… (без снега).

Нет дождя…(без воды).

Нет лета… (без солнца).

Нет цветка… (без лепестков).

Нет яблока… (без яблони).

Нет моря… (без берегов).

Нет школы… (без учителя).

       Во время такой игры возникают споры. Дети пытаются разобраться в каком-либо явлении, выбрать самые необходимые для него понятия и условия. Всё это, безусловно, способствует развитию мышления и речи детей.

       Кроме того, на уроках мы с детьми пытаемся сочинять стихи.

       Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды.                                                                                    

       Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

                                                   Змиа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.007 с.)