Развитие интереса к чтению и формирование культуры чтения у первоклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие интереса к чтению и формирование культуры чтения у первоклассников



Век телевидения и компьютеризации отодвинул книгу на одно из второстепенных мест. Сегодня современные дети не хотят, а, главное, не умеют работать с книгой. А ведь, чтобы черпать информацию с компьютера необходимо умение работать с текстом: умение быстро и правильно читать, выбирать главное и второстепенное, знать, где и откуда можно получить ответ на интересующий вопрос. «Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», так определил Сухомлинский главную задачу начальной школы.

  Цель, которую я поставила перед собой - это формирование интереса к книге, как к основному источнику познания. «Много знает тот, кто много читает» — это первое правило, с которым познакомились мои дети, а точнее вывели из слов песни, которую мы слушали с ними на первом уроке знакомства с азбукой:

       Если хочешь много знать,                  Многого добиться,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Обязательно читать                                Должен научиться.

 

Второе правило, на которое я стала опираться в своей работе по чтению, вытекает из исследований, которые проводились лабораторией В.Н. Зайцева. В них указывается, что из 200 факторов, влияющих на успеваемость каждого конкретного ребёнка, фактором номер один является - чтение. А точнее его скорость. Там же было сказано, что в процессе чтения совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, развивается мышление, а от них, в свою очередь, зависит работоспособность на других предметах.

Сам процесс обучения и совершенствования навыка чтения скучен и не интересен детям, так как отнимает много сил, времени и энергии. А приходится он на период обучения грамоте. В общем-то, в овладении навыком чтения и состоит задача данного учебного периода. Вот где теряется большой процент интереса к чтению. Значит, задачу, которую должна я была перед собой поставить, заключалась в том, как сделать этот процесс интересным и более доступным для овладения детьми. Таким образом, передо мной появилась цель:

Сформировать интерес к чтению в период обучения грамоте. В первую очередь, для этого надо было пересмотреть подходы к обучению чтению. Иные подходы в обучении неразрывно связаны с совершенствованием урока, его содержания, структуры. Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Для этого, должна быть такая атмосфера, чтобы дети чувствовали себя творцами, соавторами с учителем в проведении урока, не боялись высказывать своё мнение. А для этого учителю в своей работе необходимо использовать новые различные методы и приёмы. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает у них и впоследствии. Цель начальной школы - научить ребёнка учиться. Задача учителя при обучении чтению:

-создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором, усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы; - больше уделять внимания словарной работе и речевому развитию вообще;

- чаще использовать творческие задания;

- сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке;

- учить умению, самостоятельно работать с полученной из книги информацией.

 

Своеобразие возрастного периода 6-7 лет в жизни ребёнка заключается в том, что происходит очередная смена ведущей деятельности - на место игры, которая была ВВД в дошкольном возрасте, постепенно становится учебная деятельность. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, это способ обеспечения эмоционального отклика детей на воспитательное воздействие. Игра — залог нормальных, т. е. без перегрузок, условий жизнедеятельности ребёнка в школе. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет детям успешнее освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Познавательные мотивы первоклассников ещё неустойчивы, ситуативны. Важно сохранить и увеличить этот интерес.

Урок чтения характеризуется двумя основными параметрами: техникой чтения и речевым развитием. Если ребёнок не любит читать, значит, у него при чтении возникают трудности.

Зачастую, в 1 классе при чтении хорошо известного слова, его значение не понятно ребёнку, в первую очередь, в силу неразвитости техники чтения. В программе по литературному чтению чётко сформулированы требования к навыку чтения, которым учащиеся должны овладеть на определённом отрезке времени в каждом классе. Техника чтения характеризуется следующими параметрами: осознанностью, правильностью, способом чтения, темпом, выразительностью.

Ребёнок изначально должен понимать смысл прочитанного, слова, словосочетания, предложения, текста в целом. Правильное и безошибочное чтение позволит ребёнку грамотно писать, отработка умения читать целыми словами поможет быстро набрать темп чтения. В свою очередь беглость и осмысленность появляются, когда дети начинают читать с интересом. Значит, обучая навыку чтения, надо продумывать подбор материала с учётом принципа «от простого к сложному», а его содержание должно нести в себе нарастание определённой смысловой нагрузки.

Другой аспект, которым характеризуется урок чтения - речевое развитие в процессе обучения. Речь является ярким показателем развития ребёнка. Школа требует от речи ребёнка содержательности, логики и точности, ясности и выразительности. К тому же речь является средством развития мышления. А художественная литература является одним из важных средств развития речи. Следовательно, обучение навыку чтения и развитие речи должны на уроках обучения грамоте рассматриваться во взаимосвязи.

Уроки чтения должны соответствовать программе и методическим требованиям, а также быть содержательными и интересными детям. Поскольку внутренняя, познавательная мотивация ещё только формируется в 6-7 -летнем возрасте, то целесообразно поддерживать многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать самую разную мотивацию игровую, соревновательную, престижную и т.п. Нужно стремиться к воспитанию чувства успеха. По словам Е.Н.Потаповой, одним из таких факторов является игра. «Это искра, зажигающая огонёк пытливости»- пишет она.

Учить грамоте первоклассников надо с помощью игр, понятного детям юмора, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность. А, главное, делать это надо ненавязчиво. При этом ребёнок учится слушать и слышать, у него исчезает речевая напряжённость. Для этого в своей работе, я, в первую очередь, использую игры и занимательный материал. С той же целью применяю частично - поисковый метод и создание проблемных ситуаций на различных этапах урока обучения чтению; приём интеграции; включаю задания на развитие творческой фантазии и совершенствование речевого развития; практикую работу по инсценированию и театрализации. Особое внимание уделяю построению работы с иллюстрациями учебника и использованию дополнительной наглядности.

Для формирования устойчивого внимания и интереса к чтению, в большом объёме использую загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, использую знакомых сказочных персонажей, продумываю включение дополнительных отрывков из стихотворных и известных литературных произведений и т.п. Особую роль отвожу подбору и использованию физкультминуток в стихах и играх-забавах. (Главный критерий подбора: чтобы их содержание соответствовало основной теме урока, и являлось связующим звеном основных этапов урока).

Как уже отмечалось выше, в ситуации дидактической игры, усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственную задачу или задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. В игре также формируются или перестраиваются частные психические процессы: память, внимание, мышление. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель: запомнить, и, например, запоминает большее количество слов, чем в обычной учебной задаче (по З.И. Истоминой). Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщения, умозаключения. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности ребёнка. Игра способствует осознанию и творческому исполнению детьми различных выразительных интонаций.

 

       Дидактических игр, великое разнообразие, приведу лишь некоторые:

«КТО БОЛЬШЕ?»; «ПРОДОЛЖАЙ - НЕ ЗЕВАЙ»; «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»;

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»; «БУКВА - ИМЕНИННИЦА»; «ПОДРАЖАЙКА»;

«УГАДАЙКА» и др.; Имеются и несколько вариантов одной и той же игры, например:

С данной работой тесно связано создание проблемных ситуаций с использованием сказочных героев и известных персонажей м/ф. Например: «ПОМОГИ...» (НЕЗНАЙКЕ, БУРАТИНО, ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ, УДАВУ, МАРТЫШКЕ и т.п.).

«В ГОСТЯХ У...» (СКАЗКИ, МУХИ-ЦОКОТУХИ, СТЕПАШКИ, ХРЮШИ, СЕМИ ГНОМОВ и др.).

К разряду игровых и занимательных материалов относятся: ребусы, кроссворды, загадки.

 Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Назначение загадок в первом классе состоит в выработке внимания, акцентирования на изучаемом материале, для пополнения и активизации словарного запаса, знакомства с лексическим значением слова. Я использую загадки для активизации учебного процесса на различных этапах урока и для разнообразных видов учебных заданий: - для сообщения темы урока; Например: - О какой букве сегодня пойдёт речь?

Это буква широка             И, при этом, точно жук                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

И похожа на жука,          Издаёт жужжащий звук.

 В любом виде работы загадка оказывает эмоциональное воздействие на развитие познавательной способности детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях и навыках.

Разнообразие и интерес в обучение вносит использование в работе с детьми стихотворных текстов. Дети, с одной стороны, часто включаются в декламацию хорошо известных им с детства строк, что создаёт положительную мотивацию при выполнении последующего задания. А с другой стороны, новый изучаемый материал, опирающийся на известный стихотворный текст, становится более доступным и понятным. Особенно хорошо это прослеживается при формировании читательского навыка.

Большое поле деятельности по формированию интереса к чтению и речевому развитию вносит работа с иллюстрированным материалом. Для этого я использую как дополнительную наглядность (например: составление рассказов по серии картинок в развитии в подготовительный период при введении понятия «предложение» или использование предметных картинок для большего разнообразия работы над выделением нового звука, совершенствования словаря и т.п.), так и иллюстрации, помещённые в учебнике. По ним я провожу следующие виды работы: «Подпиши картинку»; «Придумай историю»; «Назови одним словом»; «Озвучь картинку»; «Оживи картинку» или «Покажи сказку» (разыгрывание сценок с элементами театрализации или пантомимы). При работе над иллюстрациями к сказкам, прошу вспомнить начало или, наоборот, окончание сказки. Если это, возможно, прошу придумать другое, или вспомнить другие сказки с таким же концом (началом). Для развития творчества, фантазии предлагаю придумать рассказ на тему: «О чём нам рассказал (а) стол (чашка), если бы умели говорить». Для обучения рассказыванию по представлению и из личного опыта использую задание: Составить рассказ с опорой на образец, данный учителем, и имеющий определённую модель построения. Например: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Если бы я оказался на Северном полюсе (в Африке)» и т.п. Материал учебника позволяет использовать для развития творческой фантазии приём словесного рисования, который, в свою очередь, помогает разнообразить работу по формированию навыка осознанного чтения. Для развития интереса к работе по совершенствованию навыка чтения в своей работе я использую, помимо текста учебника, разнообразный по содержанию       дополнительный материал для чтения и дифференцированный подход. В школу все дети приходят с разноуровневой подготовкой. Есть дети, которые едва знают все буквы, а другие, наоборот, бегло читают. Значит, задача учителя организовать работу по обучению так, чтобы было интересно и тем, и другим. Дифференцированный подход при отработке читательского навыка я осуществляю в подготовке заданий разного уровня сложности. Причём хорошо известно, что основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к одному и тому же тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Для отработки способа и темпа чтения, а также совершенствования дикции и артикуляции хорошо себя оправдывает включение скороговорок и чисто говорок.

Например:  МАМА МЫЛА МИДУ МЫЛОМ. МИЛА МЫЛА НЕ ЛЮБИЛА.

СА - С А - РА - НА НОСУ СИДИТ... (ОСА).

СО - СО-СО - У МАШИНЫ... (КОЛЕСО).

СУ - СУ - СУ - У НАС ВЕСНУШКИ НА... (НОСУ) и др.

 

Здесь работу можно дифференцировать, предложив работу в парах (Слоги прочитывают, начинающие читать дети, а фразы - хорошо читающие дети); чтение по цепочке; по группам.

Или, при работе над фразой: БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ. Можно перечитывать текст несколько раз, отрабатывая различную интонацию логического ударения, сначала с повествовательным утверждением, затем с вопросительной:

 

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.        БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ?

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.       БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ?

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.       БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ?

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.       БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ?

Дети, которые хорошо читают, часто помогают мне в чтении загадок, стихов. Текст заготовлен заранее на карточках со специальными пометками, или словами, разделёнными на слоги,- облегчающими чтение. Эти же карточки в дальнейшем я использую для слабо читающих детей при отработке беглого, чтения. Для читательского тренинга я также использую слоговые таблицы, которые используют многие учителя. Но для поддержания интереса и более осознанной цели работы, некоторые из них я перестроила таким образом, чтобы постепенно собирались слова, например:

СО ты ва
во ро та
ко ты ка

Вова, соты, коты, вата,

(вниз по лесенке) сорока,

(вверх по лесенке) корова,

(откроем посередине) ворота

 

Хорошо помогают отработке читательского навыка и не затрачивают больших усилий, но удерживают внимания упражнения типа:

Ч 3 М Г С Б Ш

АЙКА

       ДЕ          КА             ЛИ                КИ            КА

           

              ВОЧ             ЧЕ           СТОЧ        СТОЧ              и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.023 с.)