Пре´фикс (от лат. praefixus – прикреплённый спереди) – аффикс, который находится в слове перед корнем, перед другим префиксом или перед двумя другими префиксами (за-бежать, по-на-строить, по-при-на-рядиться). В школьной практике чаще используется термин приста´вка.
Су´ффикс (от лат. suffixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов (дом-ик, лист-оч-ек, разде-ва-лоч-к(а), кис-л-от-н-ость).
Фле´ксия (от лат. flexio – сгибание) – аффикс, который находится после суффикса в абсолютном конце слова либо перед постфиксом. В школьной практике чаще используется термин оконча´ние. Флексия выражает грамматические значения слова. Окончания есть только у изменяемых слов, например: пиш-ешь, цветок, умн-ый, дв-а, как-ой. В некоторых сложных словах возможны два окончания, например: кресл-о-качалк-а (ср. кресл-ом-качалк-ой), дв-е-ст-и (ср. дв-ум-ст-ам).
По´стфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове после окончания. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь (умываешься, улыбаюсь), -те (идёмте), -таки (пришёл-таки). В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам.
Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса, одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом (лат. con – вместе) либо ци´ркумфиксом (лат. circum – вокруг, кругом). Данная точка зрения не получила широкого распространения.
В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксо´идами (аффикс + греч. -oid – подобный). Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами (пушкинист и пушкиновед; пушкиновед и ведать).
Аффиксоиды делятся на суффиксо´иды (подобные суффиксам) и префиксо´иды (подобные префиксам).
Примеры суффиксоидов: - ход (вездеход, луноход, снегоход), - вед (лермонтовед, пушкиновед).
Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полгорода, полумрак).
В школьной практике аффиксоиды, как правило, не рассматриваются. Соответствующие морфемы относят к корням.
Аффиксы (по функции) | |
формообразующие (словоизменительные) | словообразовательные (словообразующие) |
Аффиксы, образующие грамматические формы, называют формообразу´ющими (или словоизмени´тельными). К ним относятся:
1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.) →сделать (сов. в.));
2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать);
3) суффикс - л - и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёз Ø);
4) суффикс - ть/-ти/-чь, образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь);
5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);
6)суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядь Ø);
7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший);
8) окончания;
9) глагольный постфикс - ся/-сь, образующий форму страдательного залога глагола (строиться).
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразова´тельными (или словообразу´ющими). Например: суффикс - тель (учитель, строитель), префикс анти- (антивирусный, антигерой).
Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкрети´чными. Таковым, например, является префикс с - в слове списать.
Аффиксы (по звуковому составу) | |
нулевые (материально не выраженные) | ненулевые (материально выраженные) |
Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы.
Нулевы´ми формообразу´ющими а´ффиксами являются:
1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол, дом, мышь, дочь);
2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр);
3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин);
4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив);
5) окончания количественных числительных в форме именительного/винительного падежей (пять, семнадцать, семьдесят);
6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);
7) окончание личного местоимения он;
8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш);
9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам);
10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт);
11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лез Ø, вёз Ø);
12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режь Ø, сядь Ø).
Нулево´й словообразова´тельный су´ффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий: 1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы; 2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом» (Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 257).
В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:
1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд Ø, заплывать → заплыв Ø );
2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь Ø, синий → синь Ø );
3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задир Ø а, прислуживать → прислуг Ø а);
4) со значением лица женского пола (супруг → супруг Ø а, кум → кум Ø а) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).
Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:
1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв Ø «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь Ø «гладкая водная поверхность»);
2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будн Ø ий «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золот Ø ой «такой, который имеет отношение к золоту»);
3) в структуре порядковых числительных (пять → пят Ø ый, двадцать → двадцат Ø ый);
4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал Ø, универсальный → универсал Ø);
5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб Ø, соль + варить → солевар Ø);
6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы → белозуб Ø ый, хвост → бесхвост Ø ый);
7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь Ø, заменять → взамен Ø, верх → вверх Ø, бок → вбок Ø).
Некоторые лингвисты считают, что в структуре слов типа синь, приезд, кума нет нулевых словообразовательных аффиксов, а есть синкретичные флексии.
Аффиксы (по частотности) | ||
регулярные | нерегулярные | уникальные |
Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регуля´рными. Например, регулярным является суффикс - онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.), префикс вы- (выбежать, выскочить, вытащить, вылететь, выйти, вынести, вывезти и др.).
Нерегуля´рными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс - знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).
Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), ра - (радуга), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть у´нификсами (уника´льнымиа´ффиксами).
Аффиксы (по способности образовывать новые слова) | |
продуктивные | непродуктивные |
Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продукти´вными. Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).
Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродукти´вными. Например, сейчас непродуктивным является префикс су-, использовавшийся ранее для образования слов сумрак и суглинок.
1. Вопрос 11. Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные корневые морфемы.
2. Морфемы, вычленяющиеся в словах русского языка, делятся на два типа: корневые и аффиксальные.
3. К корневым морфемам относятся только корни, например: ветер(O), лес(O), облак(о), вез(ут), теб(я), вот, до, там, мяу и т. п. К аффиксальным морфемам относятся суффиксы, префиксы, окончания, постфиксы. Примыкают к ним аффиксоиды.
4. Корень является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Аффиксальные морфемы выражают дополнительные (служебные) значения - словообразовательные или грамматические, которые как бы нанизываются на семантику корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. Ср. писать и вписать, выписать, записать, дописать, исписать, описать, пописать, понаписать, подписать, приписать, прописать, расписать, списать и др.
5. Корень является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нанизываются на него в определенной последовательности. Ср.: мир - мир-и-ть - при-мирить - примир-ен(иj-е) - прими-рен-ец - примиренч-еск(ий) - примиренческ-и; бел(ый) - бел-и-ть -по-белить - побел-к-а; жать - вы-жать - выжим-а-ть - выжим-к-и; чист(ый) - чист-и-ть - о-чистить - очист-к-и.
6. Корневые морфемы чаще всего встречаются в сочетании с аффиксами. В русском языке имеются корневые слова без аффиксов. Это непроизводные неизменяемые слова: туда, везде, всюду, где, ох, увы, ага, кукареку. Что же касается аффиксов, то они употребляются только в составе слова.
7. Аффиксы отличаются друг от друга по месту в слове. По отношению к корню различаются префиксы (приставки) и суффиксы. Аффиксы, находящиеся перед корнем, называются префиксами. Аффиксы, находящиеся после корня, называются суффиксами. По отношению к концу слова выделяются окончания, хотя они и не всегда находятся в абсолютном конце слова. Аффиксы, находящиеся после окончания, называются постфиксами.
8. Словоизменительные морфемы – окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложения.
9. При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (дом-дома), рода (красный - красное- красная), падежа (стол -столом - о столе), лица (решаю- решаешь- решает) - изменяются окончания.
10. Окончание выражает разные грамматические значения:
11. - у существительных, числительных, личных местоимений падеж и число;
12. - у прилагательных - падеж, число, род;
13. - у глагола в настоящем и будущем времени - род и число.
14. Окончание может быть нулевым, т.е. не выражено звуком. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. Например: конь – коня- коню).
15. Среди окончаний широко распространена омонимия.
16. В практике иногда встречается ошибка, заключающаяся в смешении понятий «окончание» и «конец слова». Следует различать эти понятия.
17. «Конец слова» - термин фонетический. Любое слово имеет конец. «Окончание» - термин морфологический, это особый аффикс. Окончание имеют только изменяемые слова.
18. Например: бра, депо и другие неизменяемые слова учащиеся смешивают, выделяя в них окончание, с изменяемыми словами нора, дело, сани.
19. Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову.
20. Важнейшим элементом слова, наряду с морфемами, является основа слова - часть слова, выражающая его индивидуальное лексическое значение, включающая в себя понятийно-вещественное значение корня и деривационно-модификационное значение аффиксов.
21. Главным критерием производности основы является наличие при ней семантически мотивирующей производящей основы, по отношению к которой она является вторичной в словообразовательном процессе.
22. Непроизводными являются как членимые, так и нечленимые основы, не образованные от других основ, то есть рассматриваемые на словообразовательном уровне как первообразные, семантически немотивированные:
23. Сухой, тень, трясти, учить
24. Производными являются как членимые, так и нечленимые основы, образованные от других основ (производящих) и мотивированные их значением: отвезти - везти
25.
26. У производного слова есть производящая основа. В теории словообразования большую роль играет понятие производящей основы, которую не следует смешивать с производной основой.
27. Производящую основу трудно отыскать в большом количестве родственных слов - найти именно то слово, от которого данное производное слово.
28. Производящей основой является ближайшая в структурно-семантическом плане основа, от которой непосредственно (в один словообразовательный прием) образуется данная производная основа. Например, для существительного учитель производящей основой является учи- (основа глагола учить), для существительного учительство производящей является основа - учитель-. Нахождение производящей основы необходимо для определения способа анализируемого слова.
Несамостоятельность как признак морфемы по-разному проявляется в разных ее типах. Некорневые морфемы могут функционировать только в составе слова в сочетании с другими морфемами. Случаи изолированного употребления в речи аффиксальных морфем можно квалифицировать как лексикали- зацию морфемы — превращения ее в лексическую единицу, см., например: Гебраизмы, англизмы и прочие измы в нашей речи (из газет). Степень самостоятельности корней значительно выше, но и она носит разный характер:
Корневые морфемы первых двух типов называются свободными — они не зависят от словообразующих аффиксов и в словах могут совпадать с основой, например: снег-и, красив-п, пиш-у.
Связанными называют корневые морфемы, которые не употребляются без словообразующих аффиксов. Связанные корни отличает ряд признаков: они обязательно повторяются в ряде слов, лишены способности употребляться вне связи с деривационными морфемами, для них часто характерно «затухание» лексического значения, которое можно вывести только из слова (не корня!), например: об-у-ть, раз-у-ть. Смысловая и функциональная нагрузка в словах со связанными корнями падает на аффиксы: за-мк-ну-ть, ото-мк-ну-ть, под-верг-ну-ть, с-верг-ну-ть.
Определение понятия
Наличие таких корней впервые отмечено Г. П. Павским в работе «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1841 — 1842). Понятие «связанные корни» (или в терминологии ученого — «основы») был предложен Г. О. Винокуром в его важной для развития словообразовательной теории статье «Заметки по русскому словообразованию» (1946). Ученый писал: «Такие основы, которые всегда даны только в соединении с теми или иными аффиксами, можно было бы назвать основами связанными»[1]. А. А. Реформатский предложил называть связанные корни радиксо- идами (от лат. radix — ‘корень’ и греч. old — ‘подобный’), подчеркнув таким образом неполноценность связанных корней но сравнению со свободными корнями.
При определении типа корня (свободный/связанный) необходимо подобрать однокоренные слова, в которых данная корневая морфема характеризуегся свободным употреблением и равна основе словоформы. Так, слово поразбросать не может показать нам статус корневой морфемы — необходим подбор однокоренных слов: бросъ0-п. Привлекая слова с такой же корневой морфемой, следует учитывать наличие алломорфов. Например, учет морфа жг-у (жж-егаь, жг-ут) позволяет квалифицировать корень в словах жж-ени[)]-е, с-жиг-а-ть как свободный. Таким образом, если хотя бы один из морфов корпя характеризуется свободным употреблением, то весь корень признается свободным.
Появление связанных корней в языке вызвано следующими основными причинами:
Связанные корневые морфемы, утратившие в процессе исторического развития свою семантику, называются квазикорнями. Так, в слове лопоухий по остаточному принципу выделяется корневая морфема -лоп- (от диалектного «лист»), значение которой современному носителю языка сложно определить.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.01 с.)