Вопрос 10. Материально выраженные и нулевые аффиксы. Регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные аффиксы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Материально выраженные и нулевые аффиксы. Регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные аффиксы.



Аффиксы

(по позиции в слове относительно корня)

префиксы (приставки) суффиксы флексии (окончания) постфиксы

Пре´фикс (от лат. praefixus – прикреплённый спереди) – аффикс, который находится в слове перед корнем, перед другим префиксом или перед двумя другими префиксами (за-бежать, по-на-строить, по-при-на-рядиться). В школьной практике чаще используется термин приста´вка.

Су´ффикс (от лат. suffixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов (дом-ик, лист-оч-ек, разде-ва-лоч-к(а), кис-л-от-н-ость).

Фле´ксия (от лат. flexio – сгибание) – аффикс, который находится после суффикса в абсолютном конце слова либо перед постфиксом. В школьной практике чаще используется термин оконча´ние. Флексия выражает грамматические значения слова. Окончания есть только у изменяемых слов, например: пиш-ешь, цветок, умн-ый, дв-а, как-ой. В некоторых сложных словах возможны два окончания, например: кресл-о-качалк-а (ср. кресл-ом-качалк-ой), дв-е-ст-и (ср. дв-ум-ст-ам).

По´стфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове после окончания. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь (умываешься, улыбаюсь), -те (идёмте), -таки (пришёл-таки). В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам.

Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса, одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом (лат. con – вместе) либо ци´ркумфиксом (лат. circum – вокруг, кругом). Данная точка зрения не получила широкого распространения.

В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксо´идами (аффикс + греч. -oid – подобный). Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами (пушкинист и пушкиновед; пушкиновед и ведать).

Аффиксоиды делятся на суффиксо´иды (подобные суффиксам) и префиксо´иды (подобные префиксам).

Примеры суффиксоидов: - ход (вездеход, луноход, снегоход), - вед (лермонтовед, пушкиновед).

Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полгорода, полумрак).

В школьной практике аффиксоиды, как правило, не рассматриваются. Соответствующие морфемы относят к корням.

Аффиксы

(по функции)

формообразующие (словоизменительные) словообразовательные (словообразующие)

Аффиксы, образующие грамматические формы, называют формообразу´ющими (или словоизмени´тельными). К ним относятся:

1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.) →сделать (сов. в.));

2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать);

3) суффикс - л - и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёз Ø);

4) суффикс - ть/-ти/-чь, образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь);

5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);

6)суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядь Ø);

7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший);

8) окончания;

9) глагольный постфикс - ся/-сь, образующий форму страдательного залога глагола (строиться).

Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразова´тельными (или словообразу´ющими). Например: суффикс - тель (учитель, строитель), префикс анти- (антивирусный, антигерой).

Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкрети´чными. Таковым, например, является префикс с - в слове списать.

Аффиксы

(по звуковому составу)

нулевые (материально не выраженные) ненулевые (материально выраженные)

Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы.

Нулевы´ми формообразу´ющими а´ффиксами являются:

1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол, дом, мышь, дочь);

2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр);

3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин);

4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив);

5) окончания количественных числительных в форме именительного/винительного падежей (пять, семнадцать, семьдесят);

6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);

7) окончание личного местоимения он;

8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш);

9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам);

10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт);

11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лез Ø, вёз Ø);

12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режь Ø, сядь Ø).

Нулево´й словообразова´тельный су´ффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий: 1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы; 2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом» (Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 257).

В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:

1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд Ø, заплывать → заплыв Ø );

2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь Ø, синий → синь Ø );

3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задир Ø а, прислуживать → прислуг Ø а);

4) со значением лица женского пола (супруг → супруг Ø а, кум → кум Ø а) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).

Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:

1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв Ø «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь Ø «гладкая водная поверхность»);

2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будн Ø ий «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золот Ø ой «такой, который имеет отношение к золоту»);

3) в структуре порядковых числительных (пять → пят Ø ый, двадцать → двадцат Ø ый);

4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал Ø, универсальный → универсал Ø);

5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб Ø, соль + варить → солевар Ø);

6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы → белозуб Ø ый, хвостбесхвост Ø ый);

7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь Ø, заменять → взамен Ø, верх → вверх Ø, боквбок Ø).

Некоторые лингвисты считают, что в структуре слов типа синь, приезд, кума нет нулевых словообразовательных аффиксов, а есть синкретичные флексии.

Аффиксы

(по частотности)

регулярные нерегулярные уникальные

Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регуля´рными. Например, регулярным является суффикс - онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.), префикс вы- (выбежать, выскочить, вытащить, вылететь, выйти, вынести, вывезти и др.).

Нерегуля´рными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс - знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).

Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), ра - (радуга), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть у´нификсами (уника´льнымиа´ффиксами).

Аффиксы

(по способности образовывать новые слова)

продуктивные непродуктивные

Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продукти´вными. Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).

Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродукти´вными. Например, сейчас непродуктивным является префикс су-, использовавшийся ранее для образования слов сумрак и суглинок.

1. Вопрос 11. Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные корневые морфемы.

2. Морфемы, вычленяющиеся в словах русского языка, делятся на два типа: корневые и аффиксальные.

3. К корневым морфемам относятся только корни, например: ветер(O), лес(O), облак(о), вез(ут), теб(я), вот, до, там, мяу и т. п. К аффиксальным морфемам относятся суффиксы, префиксы, окончания, постфиксы. Примыкают к ним аффиксоиды.

4. Корень является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Аффиксальные морфемы выражают дополнительные (служебные) значения - словообразовательные или грамматические, которые как бы нанизываются на семантику корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. Ср. писать и вписать, выписать, записать, дописать, исписать, описать, пописать, понаписать, подписать, приписать, прописать, расписать, списать и др.

5. Корень является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нанизываются на него в определенной последовательности. Ср.: мир - мир-и-ть - при-мирить - примир-ен(иj-е) - прими-рен-ец - примиренч-еск(ий) - примиренческ-и; бел(ый) - бел-и-ть -по-белить - побел-к-а; жать - вы-жать - выжим-а-ть - выжим-к-и; чист(ый) - чист-и-ть - о-чистить - очист-к-и.

6. Корневые морфемы чаще всего встречаются в сочетании с аффиксами. В русском языке имеются корневые слова без аффиксов. Это непроизводные неизменяемые слова: туда, везде, всюду, где, ох, увы, ага, кукареку. Что же касается аффиксов, то они употребляются только в составе слова.

7. Аффиксы отличаются друг от друга по месту в слове. По отношению к корню различаются префиксы (приставки) и суффиксы. Аффиксы, находящиеся перед корнем, называются префиксами. Аффиксы, находящиеся после корня, называются суффиксами. По отношению к концу слова выделяются окончания, хотя они и не всегда находятся в абсолютном конце слова. Аффиксы, находящиеся после окончания, называются постфиксами.

8. Словоизменительные морфемы – окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложения.

9. При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (дом-дома), рода (красный - красное- красная), падежа (стол -столом - о столе), лица (решаю- решаешь- решает) - изменяются окончания.

10. Окончание выражает разные грамматические значения:

11. - у существительных, числительных, личных местоимений падеж и число;

12. - у прилагательных - падеж, число, род;

13. - у глагола в настоящем и будущем времени - род и число.

14. Окончание может быть нулевым, т.е. не выражено звуком. Оно обна­руживается при сравнении форм слова. Например: конь – коня- коню).

15. Среди окончаний широко распространена омонимия.

16. В практике иногда встречается ошибка, заключающаяся в смешении понятий «окончание» и «конец слова». Следует различать эти понятия.

17. «Конец слова» - термин фонетический. Любое слово имеет конец. «Окончание» - термин морфологический, это особый аффикс. Окончание имеют только изменяемые слова.

18. Например: бра, депо и другие неизменяемые слова учащиеся смешива­ют, выделяя в них окончание, с изменяемыми словами нора, дело, сани.

19. Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову.

20. Важнейшим элементом слова, наряду с морфемами, является основа слова - часть слова, выражающая его индивидуальное лексическое значение, включающая в себя понятийно-вещественное значение корня и деривационно-модификационное значение аффиксов.

21. Главным критерием производности основы является наличие при ней семантически мотивирующей производящей основы, по отношению к которой она является вторичной в словообразовательном процессе.

22. Непроизводными являются как членимые, так и нечленимые основы, не образованные от других основ, то есть рассматриваемые на словообразо­вательном уровне как первообразные, семантически немотивированные:

23. Сухой, тень, трясти, учить

24. Производными являются как членимые, так и нечленимые основы, об­разованные от других основ (производящих) и мотивированные их значени­ем: отвезти - везти

25.

26. У производного слова есть производящая основа. В теории словообра­зования большую роль играет понятие производящей основы, которую не следует смешивать с производной основой.

27. Производящую основу трудно отыскать в большом количестве родст­венных слов - найти именно то слово, от которого данное производное сло­во.

28. Производящей основой является ближайшая в структурно-семантическом плане основа, от которой непосредственно (в один словообра­зовательный прием) образуется данная производная основа. Например, для существительного учитель производящей основой является учи- (основа гла­гола учить), для существительного учительство производящей является ос­нова - учитель-. Нахождение производящей основы необходимо для опреде­ления способа анализируемого слова.

Несамостоятельность как признак морфемы по-разному проявляется в разных ее типах. Некорневые морфемы могут функционировать только в составе слова в сочетании с другими морфемами. Случаи изолированного употребления в речи аффиксальных морфем можно квалифицировать как лексикали- зацию морфемы — превращения ее в лексическую единицу, см., например: Гебраизмы, англизмы и прочие измы в нашей речи (из газет). Степень самостоятельности корней значительно выше, но и она носит разный характер:

Корневые морфемы первых двух типов называются свободными — они не зависят от словообразующих аффиксов и в словах могут совпадать с основой, например: снег-и, красив-п, пиш-у.

Связанными называют корневые морфемы, которые не употребляются без словообразующих аффиксов. Связанные корни отличает ряд признаков: они обязательно повторяются в ряде слов, лишены способности употребляться вне связи с деривационными морфемами, для них часто характерно «затухание» лексического значения, которое можно вывести только из слова (не корня!), например: об-у-ть, раз-у-ть. Смысловая и функциональная нагрузка в словах со связанными корнями падает на аффиксы: за-мк-ну-ть, ото-мк-ну-ть, под-верг-ну-ть, с-верг-ну-ть.

Определение понятия

Наличие таких корней впервые отмечено Г. П. Павским в работе «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1841 — 1842). Понятие «связанные корни» (или в терминологии ученого — «основы») был предложен Г. О. Винокуром в его важной для развития словообразовательной теории статье «Заметки по русскому словообразованию» (1946). Ученый писал: «Такие основы, которые всегда даны только в соединении с теми или иными аффиксами, можно было бы назвать основами связанными»[1]. А. А. Реформатский предложил называть связанные корни радиксо- идами (от лат. radix — ‘корень’ и греч. old — ‘подобный’), подчеркнув таким образом неполноценность связанных корней но сравнению со свободными корнями.

При определении типа корня (свободный/связанный) необходимо подобрать однокоренные слова, в которых данная корневая морфема характеризуегся свободным употреблением и равна основе словоформы. Так, слово поразбросать не может показать нам статус корневой морфемы — необходим подбор однокоренных слов: бросъ0-п. Привлекая слова с такой же корневой морфемой, следует учитывать наличие алломорфов. Например, учет морфа жг-у (жж-егаь, жг-ут) позволяет квалифицировать корень в словах жж-ени[)]-е, с-жиг-а-ть как свободный. Таким образом, если хотя бы один из морфов корпя характеризуется свободным употреблением, то весь корень признается свободным.

Появление связанных корней в языке вызвано следующими основными причинами:

Связанные корневые морфемы, утратившие в процессе исторического развития свою семантику, называются квазикорнями. Так, в слове лопоухий по остаточному принципу выделяется корневая морфема -лоп- (от диалектного «лист»), значение которой современному носителю языка сложно определить.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.059 с.)