Основные задачи синхронного морфемного анализа сле- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи синхронного морфемного анализа сле-



дующие:

1) расчленить соответствующее слово (соответствующие сло-

ва) на конечные составляющие, т.е. на составляющие его (их)

морфемы;

2) определить семантику и варьирование фонемного состава

каждой из этих морфем и отождествить её;

3) определить функции (лексическую, словообразовательную,

грамматическую, стилистическую) каждой выделенной морфемы;

4) определить особенности сочетаемости каждой из них;

5) определить, в какую морфемную схему (схемы) входит ка-

ждая выделенная морфема;

6) составить типологию морфем и определить морфемную

систему языка.

Основные правила синхронного морфемного анализа. Что-

бы научиться правильно членить современные русские слова на

морфемы, надо овладеть выработанной в языкознании методикой

синхронного морфемного анализа и соблюдать соответствующие

принципы и правила.

1. С помощью морфологического анализа, в первую очередь,

следует определить морфологические свойства анализируемого

слова — часть речи и изменяемость или неизменяемость.

2. Определить его словообразовательный статус — производ-

ное или непроизводное, непроизводное производящее. Если слово

производное, а таких в современном русском литературном языке

более 75% его лексического состава, определить с помощью сло-

вообразовательного анализа его способ словообразования и слово-

образовательную структуру.

3. Русская графика отличается той особенностью, что фонема

йот, кроме как буквой й, отмечается и йотированными буквами е,

ё, ю, я, а также буквой и, вместе с соответствующими гласными

фонемами. После согласных об этом сигнализирует на письме раз-

делительный ь или ъ: лисье, жильё, волчью, степью, шалунья, во-

робьи, объединить. После гласных и в начале слов нет раздели-

тельного знака: его, желание, бытиё (разг.), движению, Колумбия.

В тех случаях, когда такой «йот» находится в конце корня или

суффикса, а также в начале окончания (напр., дверью, пятью), его

обязательно надо обозначить отдельно от соответствующего глас-

ного знаком j: j-эго (его), лис-j-э, жил-j-o, волч-j-y, степ-jy, шалун-

j-a, стат-j-a, вopoбj-и, жела-ниj-э, Колумб-иj-a.

4. Основным при морфемном анализе является прием двойного

сопоставления анализируемого слова с его однокоренными и одно-

структурными словами. Например, при разборе существительного

студентка мы сравниваем его, в первую очередь, с его произво-

дящим студент, а после этого и с существительными той же сло-

вообразовательной структуры ассистентка, артистка и т. п. При

первом сопоставлении проверяем на присутствие корень студент-

и на отсутствие словообразовательный суффикс -к- и окончание

. Вторым сопоставлением проверяем на присутствие суффикс и

окончание и на отсутствие — корень. Таким образом мы устанав-

ливаем, что существительное студентка состоит из трех мор-

фем — студент-к-а.

5. При членении на морфемы форм изменяемых слов, в первую

очередь, выделяем окончания. Для этого достаточно сопоставить

разбираемую словоформу с другой словоформой (другими слово-

формами) соответствующей парадигмы того же слова: картин-а, -

ы, -у; говор-и-, говор-и-те; чита-л- ∅, -а, -о, -и и т. д. Но можем

привлечь также соответствующие одноструктурные формы других

слов: картин-акорзин-а, сестр-а; говор-и- ∅ — пиш-и- ∅; чита-

л- ∅ — писа-л- ∅.

6. Словообразовательные и формообразовательные суффиксы,

префиксы, постфиксы и интерфиксы выделяются в порядке, об-

ратном тому, в каком они были присоединены при образовании

соответствующих слов или словоформ, т. е. подобно тому, как раз-

бирается матрёшка. Это значит, что выделяется та служебная мор-

фема, при помощи которой производное слово или словоформа

были непосредственно образованы. Членение следует проводить с

позиции соответствующего словообразовательного или формооб-

разовательного анализа. Соблюдение этого принципа требует со-

поставлять анализируемое производное слово (форму слова) с со-

ответствующим непосредственно производящим словом или с

основой формообразования.

Например: пренеприятнейш-ий, -ая, -ее и тих-ий, -ая, -ое, пре-

неприятн-ейш-ий ←пренеприятн-ый и важн-ейш-ий, пре-

неприятный← неприятный и пре-интересный, неприятный←

приятный и не-важный. Отрезок -приятн- следует признать син-

хронным корнем разбираемой словоформы. Он является результа-

том слияния диахронного корня с префиксом при- и суффиксом

-н- в процессе опрощения основы прилагательного приятный.

Синхронный морфемный состав анализируемой словоформы сле-

дующий: пре-не-приятн-ейш-ий.

Словообразовательные суффиксы, префиксы и постфиксы в

словах, образованных комбинированными способами словообра-

зования, выделяются одновременно: под-вод-н-ый←вода, про-слез-

и-тъ-ся←слёзы.

Непроизводные слова со связанными корнями тоже членятся

на морфемы путём двойного сопоставления: об-у-ть — раз-у-ть и

об-клеить, раз-мотать.

7. При морфемном анализе надо учитывать морфонологиче-

ские явления в словоизменении, формообразовании и словообра-

зовании и соответствующее формальное варьирование морфем:

ход'-и-ть, хож-у, ход'-ишь, хожд'-ениj-э; лов'-и-ть, ловл'-у (ловлю);

нос'-и-ть, до-наш-ива-ть; по-ня-ть, по-ним-а-ть. Особенно важно

знать случаи наложения морфем: коричневый+еват→коричневат-

ый, морфология + фонологияморфонологиj-а (морфонология)

и др.

В глаголе вынуть в диахронном плане тоже имеет место нало-

жение фонемы [н] суффикса -ну- на корень -н-, но с синхронной

точки зрения в этом слове функционирует единственный нулевой

корень в современном русском языке: вы--ну-тъ. Ср.: дви-ну-ть,

вы-тащ-и-ть.

8. При морфемном анализе надо считаться также с рассмот-

ренными выше историческими изменениями в морфемном составе

соответствующих русских слов. Бесспорно, например, что в суще-

ствительном оружие больше не выделяется бывший суффикс - иj-.

Даже редериват ружьё не дает основания выделить "префикс" о-.

Следует также строго учитывать варьирование семантики

большинства современных русских слов, т. е. полисемию и лекси-

ко-семантическую омонимию. Ясно, например, что в глаголе за-

ставить1 (заставить подоконник цветами) чётко выделяется

префикс за-, но в заставить2 (заставить кого-нибудь сделать

что-н.) префикс нельзя выделить. Семантика глагола стрелять

значительно расширилась, но в значении 'стрелять из лука',

'запускать стрелы' (соответствующий вид спорта) в основе этого

слова выделяется бесспорный в синхронном плане словообразова-

тельный суффикс: стрела →стрел-я-ть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.011 с.)