Вопрос 21. Морфологические особенности структуры слов: чередование фонем, наложение морфем, интерфиксация и т.д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 21. Морфологические особенности структуры слов: чередование фонем, наложение морфем, интерфиксация и т.д.



Словообразование происходит в результате взаимодействия двух компонентов: производящей основы и словообразовательного (ых) аффикса (ов). Это взаимодействие осуществляется между мотивированным и мотивирующим словами, причем основа мотивирующего слова и есть производящая основа, например: бород-а — барод-ат-ый, лес — лес-н-ой, глаза — глаз-аст-ый.

Но, производящая основа не всегда равна основе мотивирующего слова в своем звуковом выражении. Например, рука — руч-н-ой— основа мотивирующего слова рук-, а производящая- основа — руч- или стирать — стир-к-а — основа мотивирующего слова стирав, а производящая, основа — стир-.

Такое несовпадение производящей основы с основой мотивирующего слова объясняется морфонологическими процессами, происходящими при словообразовании.

- В производном слове на границе стыка производящей основы, и словообразовательного (ых) -аффикса (ов) может происходить в основном четыре вида взаимоприспособлений этих двух соединяющихся частей: чередование фонем; наложение морфов; усечение производящей основы; интерфиксация.

 Чередование фонем

Чередования, происходящие, при словообразовании, не обусловлены фонетической позицией, это исторические чередования.

1) Наиболее распространены чередования конечных согласных производящей основы на стыке со словообразовательным аффиксом:

а) чередование согласных, парных по твердости / мягкости, например: гитара — гитар*-ист, мама — мам*-ин, храбрый — храбр'-эц, стол — стол’-ик, белый — бел*-изна, школа — школ*- н-ый, красный — красн*-э-ть;

б) чередование заднеязычных с шипящими г/ж, к/ч, х/ш, а также ц/ч> например: друг — друж-ище, песок — песоч-ница, воздух — воздуш-ный, заяц — заяч-ий, перец — перч-ить, больница — больнич-ный;

в) чередование шипящих с заднеязычными ч/к, ж/г, ш/х, например: кричать — крик-ѳ, бежать — бег-лый, визжать — визг-ѳ, смешить — смех-ѳ, пеший — пех-ота;

г) чередование губных с сочетанием «губной + л*» б/бл\ п/пл*, в/ел*, ф/фл*, м/мл*, например: Киев — киевл*-анин, Рим — римл*-анин, ловить — ловл*-ѳ-а, купить — купл*-ѳ-а, долбить — долбл*-оный, графить — графл*э-ние\

д) особым видом чередований являются чередования з/т, с/т*, с*/т* в производных от иноязычных слов, например: наркоз — наркот*-ический, хаос — хаот*-ический, дискуссия—дискутировать, флексия — флект*-ивный.

2) Чередование не на стыке морфем, а внутри производящей основы:

а) чередование полногласных / неполногласных сочетаний в производящей основе, например: голова — обез-глав*-ить, голос — без-глас-н-ый, волосы — сед-о-влас-ый, берег — без-бреж- -н-ый, дерево — древес-н-ый;

б) чередование корневых гласных, например: и/о — надзирать — надзор-0; и/э — сидеть — дом-о-с*эд-ѳ; и/у — слышать — слух-e, засыхать — засух-0-а; о/э — л*од — л*эд-ник, горшок — гор-шэч-ник; е/о — шерсть — шорст-к-а;

в) чередование гласных с нулем звука, например: логать — ложь; мостить — месть, песок — песочаный, Москова — московский, марока — мароч-ный, мох — мошистый, весона — весенний, икора — икор-ный.

II. Наложение морфов

В случае совпадения конечных звуков (звука) производящей основы и начальных звуков (звука) словообразовательного суффикса наблюдается явление наложения (совмещения) этих звуков при словопроизводстве. Например: в словах Свердловск — свердловский, Омск — омский суффикс -ск- полностью накладывается на конечные звуки производящей основы (ср.: Воронеж — воронеж-ский, Ленинград — ленинград-ский — такого наложения нет); в словах такси — таксист, регби — регбист суффикс -ист- накладывается на конечный звук производящей основы лишь первым своим звуком (ср.: машина — машин-ист, трактор — трактор-ист — такого наложения нет); в словах коричневый —

коричневатый суффикс -евот- накладывается на два конечных звука производящей основы, совпадая с ними в двух своих начальных звуках (ср.: синий — синеватый, где такого наложения нет).

III. Усечение производящей основы

В процессе взаимоприспособления морфов при словообразовании может произойти усечение производящей основы. Наблюдается:

а) усечение глагольной основы, например: выписа-ть — вы- пис-к-а, сти-ра-ть — стир-к-а, жале-ть — жал-ость, украси-ть — украш-ение (с чередованием с/ш), та/а-ть— та-л-ый, намыва-ть — намыѳ-ѳ-ѳ;

б) усечение основы имени существительного, например: эстонец — эстон-к-а, деревн-я — дерев-ушка, типографj-а — типограф-ский, куниц-а — кун-ий, участ’j-э — участ-ливый, соловей — солов-ушка, премифа — преми-альный, палец — бес-пал-ѳ- -ый;

в) усечение основы имени прилагательного, например: узк

ий — уз-ость} скудн-ый — скуд-ость, вечерн-ий — вечер-к-а, русск-ий — об-рус’-эть, красив-ый — крас-ота, широк-ий —

шир-ота.

IV. Интерфиксация

В ряде производных слов на стыке производящей основы и аффикса встречается добавочный структурный элемент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения. Такие элементы называются интерфиксами, например: Метрострой — метростро-(ев)-ец (ср.: Иваново — иванов-ец, где нет добавочного элемента), Толстой — толсто-(в)-ец (ср.: Суворов — суво- ров-ец — отсутствует добавочная прокладка).

Разные виды морфонологических явлений могут совмещаться в одном производном слове, например: пальто — пальт'-ишко (усечение конечного гласного именной основы и чередование т/т'), xuMuj-a — химик (усечение конечного согласного именной основы и наложение части морфа -ик-, ср.: физик-а — физик — только наложение или только усечение).

Словообразование частей речи

Словообразование каждой части речи определяется: 1) способами словообразования; 2) набором словообразовательных аффиксов и характером производящих основ в каждом словообразовательном типе; 3) степенью продуктивности словообразовательных типов.

В сочетаемости словообразовательных аффиксов с производящими основами действует фактор избирательности. Избирательная сочетаемость аффикса с той или иной основой может определяться семантикой основы. Например, прилагательные

с суффиксами -ат-} -аст- образуются от основ имен существительных, обозначающих части тела: крыл-ат-ый, уш-аст-ый, голов-аст- ый, глаз-аст-ый. Семантической дифференциацией географических названий определяется выбор основ суффиксами лица -ец- и -анин-: с названиями населенных пунктов чаще сочетается суффикс -анин- (ангарчанин, ковровчанин), с названиями государств — суффикс -ец- (малиец)[12].

Такая избирательность аффиксов трудно объяснима. Так принято в языке. Однако избирательность аффиксов может быть и обусловленной. Например, глаголы на -еть характеризуются тем, что обозначают становление признака, изменение признака (добреть — становиться добрым или добрее). Именно поэтому они не образуются от относительных прилагательных. Точно так же лишь от качественных прилагательных образуются отвлеченные существительные с суффиксами -ость-, -от-(а): веселость, гордость, доброта. Интересно, что относительное прилагательное в качественном значении становится способным к образованию отвлеченного существительного со значением того же качества, что и прилагательное: музыкальный ребенок — музыкальность ребенка, картинная поза — картинность позы.

Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее — у прилагательных, у качественных наречий и наименее — у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее — у существительных, еще менее — у прилагательных и самым неактивным — у наречий.

Вопрос 22. Морфемный анализ, его принципы и правила

Морфемный анализ слова — это его членение на конечные

составляющие, т. е. на морфемы, а морфемный анализ языка — это

морфемный анализ слов этого языка с учетом всей совокупности

имеющихся в нем морфем. Он применяется как научно-

исследовательский метод и как учебный разбор слов.

Морфемный анализ, подобно словообразовательному, может

быть как синхронным, так и диахронным.

Синхронный морфемный анализ отдельного слова осущест-

вляется на основе его взаимодействия с соответствующими одно-

коренными и одноструктурными словами без обязательного учета

данных истории языка. Именно он и применяется в курсе «Совре-

менный русский язык».

Этот анализ взаимодействует с морфологическим, словообра-

зовательным, морфонологическим и реже с этимологическим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.01 с.)