Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 21. Морфологические особенности структуры слов: чередование фонем, наложение морфем, интерфиксация и т.д.
Словообразование происходит в результате взаимодействия двух компонентов: производящей основы и словообразовательного (ых) аффикса (ов). Это взаимодействие осуществляется между мотивированным и мотивирующим словами, причем основа мотивирующего слова и есть производящая основа, например: бород-а — барод-ат-ый, лес — лес-н-ой, глаза — глаз-аст-ый. Но, производящая основа не всегда равна основе мотивирующего слова в своем звуковом выражении. Например, рука — руч-н-ой— основа мотивирующего слова рук-, а производящая- основа — руч- или стирать — стир-к-а — основа мотивирующего слова стирав, а производящая, основа — стир-. Такое несовпадение производящей основы с основой мотивирующего слова объясняется морфонологическими процессами, происходящими при словообразовании. - В производном слове на границе стыка производящей основы, и словообразовательного (ых) -аффикса (ов) может происходить в основном четыре вида взаимоприспособлений этих двух соединяющихся частей: чередование фонем; наложение морфов; усечение производящей основы; интерфиксация. Чередование фонем Чередования, происходящие, при словообразовании, не обусловлены фонетической позицией, это исторические чередования. 1) Наиболее распространены чередования конечных согласных производящей основы на стыке со словообразовательным аффиксом: а) чередование согласных, парных по твердости / мягкости, например: гитара — гитар*-ист, мама — мам*-ин, храбрый — храбр'-эц, стол — стол’-ик, белый — бел*-изна, школа — школ*- н-ый, красный — красн*-э-ть; б) чередование заднеязычных с шипящими г/ж, к/ч, х/ш, а также ц/ч> например: друг — друж-ище, песок — песоч-ница, воздух — воздуш-ный, заяц — заяч-ий, перец — перч-ить, больница — больнич-ный; в) чередование шипящих с заднеязычными ч/к, ж/г, ш/х, например: кричать — крик-ѳ, бежать — бег-лый, визжать — визг-ѳ, смешить — смех-ѳ, пеший — пех-ота; г) чередование губных с сочетанием «губной + л*» б/бл\ п/пл*, в/ел*, ф/фл*, м/мл*, например: Киев — киевл*-анин, Рим — римл*-анин, ловить — ловл*-ѳ-а, купить — купл*-ѳ-а, долбить — долбл*-оный, графить — графл*э-ние\ д) особым видом чередований являются чередования з/т, с/т*, с*/т* в производных от иноязычных слов, например: наркоз — наркот*-ический, хаос — хаот*-ический, дискуссия—дискутировать, флексия — флект*-ивный.
2) Чередование не на стыке морфем, а внутри производящей основы: а) чередование полногласных / неполногласных сочетаний в производящей основе, например: голова — обез-глав*-ить, голос — без-глас-н-ый, волосы — сед-о-влас-ый, берег — без-бреж- -н-ый, дерево — древес-н-ый; б) чередование корневых гласных, например: и/о — надзирать — надзор-0; и/э — сидеть — дом-о-с*эд-ѳ; и/у — слышать — слух-e, засыхать — засух-0-а; о/э — л*од — л*эд-ник, горшок — гор-шэч-ник; е/о — шерсть — шорст-к-а; в) чередование гласных с нулем звука, например: логать — ложь; мостить — месть, песок — песочаный, Москова — московский, марока — мароч-ный, мох — мошистый, весона — весенний, икора — икор-ный. II. Наложение морфов В случае совпадения конечных звуков (звука) производящей основы и начальных звуков (звука) словообразовательного суффикса наблюдается явление наложения (совмещения) этих звуков при словопроизводстве. Например: в словах Свердловск — свердловский, Омск — омский суффикс -ск- полностью накладывается на конечные звуки производящей основы (ср.: Воронеж — воронеж-ский, Ленинград — ленинград-ский — такого наложения нет); в словах такси — таксист, регби — регбист суффикс -ист- накладывается на конечный звук производящей основы лишь первым своим звуком (ср.: машина — машин-ист, трактор — трактор-ист — такого наложения нет); в словах коричневый — коричневатый суффикс -евот- накладывается на два конечных звука производящей основы, совпадая с ними в двух своих начальных звуках (ср.: синий — синеватый, где такого наложения нет). III. Усечение производящей основы В процессе взаимоприспособления морфов при словообразовании может произойти усечение производящей основы. Наблюдается: а) усечение глагольной основы, например: выписа-ть — вы- пис-к-а, сти-ра-ть — стир-к-а, жале-ть — жал-ость, украси-ть — украш-ение (с чередованием с/ш), та/а-ть— та-л-ый, намыва-ть — намыѳ-ѳ-ѳ; б) усечение основы имени существительного, например: эстонец — эстон-к-а, деревн-я — дерев-ушка, типографj-а — типограф-ский, куниц-а — кун-ий, участ’j-э — участ-ливый, соловей — солов-ушка, премифа — преми-альный, палец — бес-пал-ѳ- -ый;
в) усечение основы имени прилагательного, например: узк ий — уз-ость} скудн-ый — скуд-ость, вечерн-ий — вечер-к-а, русск-ий — об-рус’-эть, красив-ый — крас-ота, широк-ий — шир-ота. IV. Интерфиксация В ряде производных слов на стыке производящей основы и аффикса встречается добавочный структурный элемент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения. Такие элементы называются интерфиксами, например: Метрострой — метростро-(ев)-ец (ср.: Иваново — иванов-ец, где нет добавочного элемента), Толстой — толсто-(в)-ец (ср.: Суворов — суво- ров-ец — отсутствует добавочная прокладка). Разные виды морфонологических явлений могут совмещаться в одном производном слове, например: пальто — пальт'-ишко (усечение конечного гласного именной основы и чередование т/т'), xuMuj-a — химик (усечение конечного согласного именной основы и наложение части морфа -ик-, ср.: физик-а — физик — только наложение или только усечение). Словообразование частей речи Словообразование каждой части речи определяется: 1) способами словообразования; 2) набором словообразовательных аффиксов и характером производящих основ в каждом словообразовательном типе; 3) степенью продуктивности словообразовательных типов. В сочетаемости словообразовательных аффиксов с производящими основами действует фактор избирательности. Избирательная сочетаемость аффикса с той или иной основой может определяться семантикой основы. Например, прилагательные с суффиксами -ат-} -аст- образуются от основ имен существительных, обозначающих части тела: крыл-ат-ый, уш-аст-ый, голов-аст- ый, глаз-аст-ый. Семантической дифференциацией географических названий определяется выбор основ суффиксами лица -ец- и -анин-: с названиями населенных пунктов чаще сочетается суффикс -анин- (ангарчанин, ковровчанин), с названиями государств — суффикс -ец- (малиец)[12]. Такая избирательность аффиксов трудно объяснима. Так принято в языке. Однако избирательность аффиксов может быть и обусловленной. Например, глаголы на -еть характеризуются тем, что обозначают становление признака, изменение признака (добреть — становиться добрым или добрее). Именно поэтому они не образуются от относительных прилагательных. Точно так же лишь от качественных прилагательных образуются отвлеченные существительные с суффиксами -ость-, -от-(а): веселость, гордость, доброта. Интересно, что относительное прилагательное в качественном значении становится способным к образованию отвлеченного существительного со значением того же качества, что и прилагательное: музыкальный ребенок — музыкальность ребенка, картинная поза — картинность позы. Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее — у прилагательных, у качественных наречий и наименее — у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее — у существительных, еще менее — у прилагательных и самым неактивным — у наречий. Вопрос 22. Морфемный анализ, его принципы и правила Морфемный анализ слова — это его членение на конечные составляющие, т. е. на морфемы, а морфемный анализ языка — это морфемный анализ слов этого языка с учетом всей совокупности имеющихся в нем морфем. Он применяется как научно- исследовательский метод и как учебный разбор слов. Морфемный анализ, подобно словообразовательному, может быть как синхронным, так и диахронным. Синхронный морфемный анализ отдельного слова осущест- вляется на основе его взаимодействия с соответствующими одно- коренными и одноструктурными словами без обязательного учета данных истории языка. Именно он и применяется в курсе «Совре- менный русский язык». Этот анализ взаимодействует с морфологическим, словообра- зовательным, морфонологическим и реже с этимологическим.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.01 с.) |