Вопрос 3. Основные единицы морфемики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Основные единицы морфемики.



Вопросы с 1 по 23.

Вопрос 1. Предмет и задачи морфемики как науки.

 

Морфемика - раздел словообразования (иногда грамматики), изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Задачи морфемики:

1. Изучение принципов выделения морфем.

2. Изучение значений морфем.

3. Классификация морфем по их характеристикам.

4. Изучение функционирования морфем.

Главная единица морфемики - морфема. Это минимальная значимая часть слова. В этом определении оба признака морфемы являются одинаково важными: 1) обязательное наличие значения (в отличие от фонемы); 2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость на значи­мые части (можно расчленить только на фонемы).

Наличие значения отличает морфему от слога. В отличие от слова, значение морфемы доста­точно обобщенное и представлено не совокупностью сем, а отдельными семами. Некоторые мор­фемы (окончания) имеют только грамматическое значение. Например, переносчик - 'лицо, кото­рое что-либо переносит' (лексическое значение). Морфемный состав: пере-нос-чик -□:

пере - 1) направление процесса; 2) сделать заново;

нос - перемещать при помощи чего-либо;

чик - лицо мужского пола, выполняющее действие, названное в корне; □ - м.р, ед.ч., Им.п.

 

Поскольку морфемы обладают значением, то они могут быть:

- синонимичными: горож-анин, гор-ец, тул-як, петербурж-ец;

- омонимичными: нос-овой, нос-ить, вод-а, вод - и-ть;

- многозначными: учи-тель, выключа-тель. Пре - 1) очень, 2) близкое к пере-.

По происхождению морфемы могут быть:

- заимствованными: антинаучный, примитив-изм;

- собственно русскими: обучать, подойти.

Морфема - единица обобщенного характера, так же, как и фонема, в языке реализуется в виде конкретных единиц, своих вариантов - морфов: бр-ать, бер-у, вы-бир-ать, от-бор; снаб-жен-ец, снабжен-ц-а, снабжен-ч-еский.

Термин «морфема» в научный обиход введен И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. («Морфе­ма - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышле­ния. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде «ко­рень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва­ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т.д.» [Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 1. - М., 1963. - С. 272. Цит. по: Тихонов, А.Н. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование. Морфология). / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002.]).

 

Аспекты изучения структурного состава слова

При изучении любых единиц языка необходимо учитывать временной аспект. Словообра­зовательная структура и словообразовательные отношения между словами зависят от того, в каком временном аспекте рассматривается структура слова. Исторический аспект - диахро­ния и одновременной аспект изучения словообразовательных единиц - синхрония могут да­вать разные результаты строения слова и его отношения к производности / непроизводности. На этот факт указывал еще в Ф.Ф. Фортунатов, отмечая, что «нельзя смешивать факты, суще­ствующие в данное время, и факты, открывающиеся при изучении истории языка». Так, слово мгла, льгота в современном синхронном словообразовании рассматриваются как непроизвод­ные слова, в которых выделяются основа, корень и флексия (окончание). Исторические иссле­дования показывают, что слово мгла образовалось от слова мга - туман, тьма - при помощи суффикса -л-, а слово льгота - посредством суффикса -от(а)- от слова льга - свобода, легкость. Поэтому с исторической точки зрения эти слова членимые на корень, суффикс и окончание. Иногда, в зависимости от временного аспекта рассмотрения, может меняться порядок произ-водности: в диахронии зонтик Т зонт, в синхронии зонт %1! зонтик.

 

Основные единицы морфемики

Основными единицами морфемики являются минимальные значимые части слова - мор­фемы. Минимальные значимые части слова представлены следующими основными группами: 1) корневые - заключающие в себе основное лексическое значение; 2) аффиксальные - содер­жащие словообразовательное и грамматическое значение. Помимо этих морфем в слове могут присутствовать вспомогательные соединительные элементы, не имеющие собственного значе­ния и служащие для соединения морфем: двухэтажный, певец.

 

Вопрос 2. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой. Словообразование и орфография.

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразование м понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.

Термин словообразование обозначает раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают непроизводные слова (ех: лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – примарные, первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов (ех: морской, речник, развеселый, лесной). Производные слова образуют определенную систему – словообразовательная система. Словообразовательная система состоит из двух элементов, она делится на две подсистемы:

  1. 1. словообразовательные типы
  2. 2. словообразовательные гнезда

Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова изучает также морфемика.

Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов, то есть для обозначения определенных действий языкового механизма. Однако этот термин достаточно часто используется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.

Деривация – 1. процесс образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.

Словообразовательная наука имеет два аспекта изучения:

  1. диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
  2. синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).

Объекты и задачи словообразования

Объектом словообразования является производное слово. В словообразовании производные слова изучаются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре, т.е. аналогичными по способу словообразования, по какой-то модели строения или по аналогичной словообразованию семантике. Т.о. в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании должны рассматриваться определенные группы слов (=объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

Объектом словообразования выступают также элементарные языковые единицы. Это словообразовательные средства (ех: приставки, суффиксы, постфиксы), производные основы, соединяющие звуки и др. элементы, выделяемые в составе производных слов.

Объектом диахронического словообразования выступают слова, которые когда-либо были образованы на базе существующих в этом языке слов и за счет собственных средств данного языка. При этом их структуре и взаимоотношениям с другими словами уделяется меньше внимания (ех: утро-завтра).

Объектом синхронического словообразования могут служить лишь такие слова, которые с т.з. современного русского языка воспринимаются как производные и в составе которых четко выделяются существующие в русском языке морфемы. Обычно такие морфемы свободно выделяются при их соотнесении с другими словами.

Основная задача синхронного словообразования – это изучение производных слов по их состоянию на определенном этапе развития языка без учета их изменений.

Основная задача диахронического словообразования – изучение различных СОР признаков, связанных с образованием и изменением соответствующих словарных единиц.

Другими словами, синхроническое словообразование изучает отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.

Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц более низкого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом связаны между собой, находятся в определенных отношениях и представляют собой определенную структуру.

Одной из наиболее важных задач словообразования является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений между ними. СО должно решить, чем отличаются производные слова от непроизводных, каковы отличительные признаки производного слова. Следующей задачей является определение способа образования слов, т.к. сам способ является одной из важнейших характеристик морфемной системы языка в целом.

Способ словообразования

При этом особое значение имеет изучение словообразовательных средств (=формантов), по которым определяются сами способы словообразования.

Слова как единицы языка характеризуются единством формы и содержания, т.е. единством материального выражения и значения, поэтому в задачи СО входит изучение производной лексики не только в плане выражения, но и содержания, т.е. в аспекте словообразовательной семантики. У производного слова можно выделить лексическое и словообразовательное значения, ех: побежать – начать бежать – начало действия. Это словообразовательное значение мы можем обнаружить и у других слов.

Словообразовательные единицы языка носят системный характер, поэтому большое значение приобретает изучение словообразовательной системы и ее элементов. В качестве элементов СО системы могут выступать СО средства, сами производные слова. А в качестве макро-элементов СО систему выступают объединения производных слов: СО модели, типы, пары, цепи, гнезда, парадигмы.

Словообразовательная система русского языка тесно связана с другими его сторонами – лексикой и грамматикой. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный запас языка. Связь словообразования с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Так, образующиеся в русском языке новые слова всегда оформляются как определенная часть речи со всеми грамматическими признаками этой части речи.

Слово как единица словообразовательной системы имеет определенную структуру, состоит из морфем (одной или нескольких): завтра, богатырский. Слово характеризуется языковой самостоятельностью, в то время как морфемы существуют лишь в составе слова. Слова всегда обладают лексико-грамматической соотнесенностью, т.е. принадлежат к определенному лексико-грамматическому разряду (части речи); морфемы лишены лексико-грамматической соотнесенности. Слова, как правило, воспроизводимы, но в отдельных случаях могут создаваться в процессе устного или письменного общения (индивидуально-авторские неологизмы); морфемы обладают только воспроизводимостью.

Словообразовательный анализ имеет в виду не лексические и грамматические признаки слова. Для словообразования важны следующие аспекты:

1) принадлежит ли слово к структурному типу слов формулы «основа + окончание»;

2) производная основа; из чего состоит производная основа: имеются ли аффиксы или только корень;

3) относится ли к регулярному типу словообразования;

4) посредством какого аффиксального средства или без него образовано;

5) какую имеет структуру;

6) каким звеном является в словообразовательном процессе;

7) каким словам родственно и др.

Отдельные слова как значимое целое изучаются в словообразовании не сами по себе, а как единицы языка, путем анализа которых лингвисты познают словообразовательную систему в целом, общие законы функционирования и развития, правила и нормы словопроизводства.

Словообразование — раздел языкознания, в котором изучаются способы создания новых слов на основе уже имеющихся в языке соответствующих лексико-грамматических средств.

Словообразовательное значение — это значение, принадлежащего слову в целом и формально выражается внутренними средствами ряда слов определенной части речи. Оно отлично от лексического и грамматического и проявляется лишь в пределах словообразовательного типа.

В словах мы выделяем основу и окончание. Основа выражает лексическое значение слова, окончания — грамматическое.

Основа — это часть слова без окончания. Чтобы найти основу и окончание, нужно сопоставить между собой различные формы того же слова. Неизменная часть слова будет основой, переменная — окончанием: холодный, холодного, земля, земли. Надо помнить, что отдельные звуки в основах слов могут чередоваться.

Кроме корня, к основанию могут входить префиксы, суффиксы.

Корень — это общая часть родственных слов, выражающая их общее значение: водяной, подводный, водянистый. Чтобы определить корень, нужно сопоставить между собой различные родственные слова и выделить в них общую часть: связь, перевязанный, отвяжут, завязь.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов: мор-ск-ий, сад-ов-ник, степ-ов-ик, пис-а-нн-я, уч-и-тель.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: наилучший, пре-красный, пра-дед, по-поцелуй, с-спрашивать.

Окончание — это значимая часть слова, которая образует новые формы слова и служит для связи слов в предложении. Окончание может быть полным (бил-а изб-а стоял-а) и нулевым (зелен дуб стоял).

Обратите внимание! Окончание бывает только в переменных словах. Не следует путать слова с нулевым окончанием со словами, которые не имеют окончаний: стол, свирелей — завтра, кино, зимой.

 

Вопрос 4.

Основная единица морфемики — морфема — это (от греч. morphe — форма) — это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются "строительным материалом" для предложений.

Понятие морфемы

Морфема (от др.-греч. μορφ? «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввёл Иван Александрович Бодуэн-де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.

Mорфема — двусторонняя единица, одна из её сторон — семантическая, то есть план содержания (означаемое), другая —фонетическая или графическая форма, то есть план выражения (означающее).

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчук и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь».

Типы морфем (классификация)

По обязательности наличия в слове: корневые ( корни ) и аффиксальные ( аффиксы ).

Классификация аффиксов

  • По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
    • префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.
    • постфиксы — после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья банту, Центральная Африка) — используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) — в индоевропейских языках (напр., русский язык). Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языке суффиксами. Постфиксы в широком смысле, в свою очередь, подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных критериев, на окончания (флексии) и суффиксы. В русской грамматике выделяют ещё одну группу — постфиксы в узком смысле (также их называют частицами), которые называются возвратной морфемой, обычно стоящей после окончания. Выделяют 6 постфиксов: 3 глагольных: -ся/-сь, -те, -ка (скажи-те, смеяла-сь, посмотрите-ка) и 3 местоименных -то, -либо, -нибудь (что-нибудь, кто-то).
    • интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб- о -тряс);
    • инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многихавстронезийских языках (например, в тагальском: s um ulat 'писать', ср. sulat 'письмо');
    • трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных средисогласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — бой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.
    • конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob- t — «хваленый»);
    • циркумфиксы — аффиксы, морфемы, которые ставятся и в начале, и в конце корня. В русском языке циркумфиксами являются «обрамляющие» глагольные частицы при- … -ся, до- … -ся и раз … ся например, в словах «припёрся», «дождался» и «расшумелся»
  • По смыслу:
    • «обычные» аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение.
    • флексии — передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются — окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.

Окончания

Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова: о ч ем -то, ч его -нибудь, мо ем ся, четыр е ст а – четыр ем ст ам.

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: Грамматическое значение женского рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.

В русском языке окончания бывают

  1. - материально выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный: дам, дашь. Двухфонемные: даешь, трехфонемные: белыми.
  2. - нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний: роза – розы – розами - розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.

Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.

Оно окончание может выражать:

  • - Одно грамматическое значение: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.
  • - Два грамматических значения: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч
  • - Три грамматических значения: красивая шуба – ж р ед ч И.П.

В русском языке представлено и варьирование окончаний: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.

Омонимия окончаний

а- вода, книга – ж р

а- стола, столба – Р.П. ед ч

а- деревца – мн ч И.П.

а- моя, твоя – ж р притяж мест

а- стройна – ж р крат прил

а- пришла – Прош вр ж р глаг

Суффиксы

Суффиксы – служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значения. Суффиксы могут непосредственно следовать за корнем (крышка, почтовый) или за другим суффиксом (виноватость, ослабевать, пятерышник, шестерка).

В изменяемых словах суффикс располагается перед материально выраженным или нулевым окончанием: дом – домина, молочник.

В неизменяемых словах суффикс располагается в конце слова или перед другим суффиксом: крепко, братски, понемножку, пешочком.

Одно слово может иметь несколько суффиксов: вода – водяной – водянистый – водянистость, заболеваемость, по-стариковски.

Суффиксы, выражающие словообразовательное значение, используются как словообразовательные средства и называются словообразовательными: трамвайный, буфетчик.

Суффиксы, выражающие грамматическое значение, называются формообразующими: спал, ел, бери, беги, белее, светлей, светлейший, нагревать.

На фоне материально выраженных суффиксов выделяются также нулевые суффиксы, которые тоже выражают как словообразовательное, так и грамматическое значение. В сфере грамматических значение они более частотны: лети – высуши, но кинь, копай: формообразующий и у повелительного наклонения, и раздвинь – нулевой суффикс, но не у слова, а у наклонения, нес – нулевой суф вместо –л-, но несла.

Словообразовательная функция нулевых суффиксов выступает в тех случаях, где одно и то же словообразовательное значение в одних однокоренных словах передается материально выраженным суффиксом, в других нулевым, ех: синий – синева, разогревание – разогрев, промывание – промывка – промыв, скрипение – скрип.

Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящему слову в одних случаях переводят в другую часть речи: друг – дружить, синий – синить. В других случаях присоединяющийся суффикс не влечет за собой изменения части речи: гнездо – гнездышко, газета – газетчик.

Суффиксы могут образовывать разные части речи: густой – густо – густота – густеть.

Словообразовательные суффиксы могут нести в себе и грамматическую информацию, т.е. показывать принадлежность слова к той или иной части речи, т.е. обладают классифицирующей функцией: лив, чив – прил, ова, ева – глагол.

Суффиксы бывают исконно русские (тель, ник), а бывают заимствованными (атор, изм, ад).

Заимствованные суффиксы в русском языке создают новые слова на базе русских основ: новатор, русизм.

Один и тот же суффикс в языке может выступать в разных своих вариантах, которые имеют одно и то же СО значение: чик – щик, ант – янт, ство – ество.

Чаще всего такие варианты суффиксов присоединяются к разным основам, т.е. каждый вариант суффикса употребляется лишь после основ, имеющих на конце определенные фонемы или сочетания фонем: ние- основы на а, е – горение; ение- основы на и – хождение, охлаждение; полнехонький – полнешенький – стилистические варианты; купание – купанье.

Но не все суффиксы имеют алломорфы, не варьируются суффиксы к, р, изн и др.

Русским суффиксам свойственна синонимия: волчица – волчиха, лгун – лжец, гравировщик – гравер.

Суффиксам свойственна и омонимия:

ин- баранина, свинина – название мяса

ин- соломина, горошина – значение единичности

ин- домина, голосина – увеличительное значение

ин- выбоина, трещина – предмет в результате действия

ин- глубина, ширина – наименование качества

Префиксы

Префиксы – служебные морфемы, которые находятся перед корнем и выражают словообразовательное и/или грамматическое значение.

Префиксы могут располагаться непосредственно перед корнем или перед другим префиксом, но в отличие от суффиксов они присоединяются не к основе, а к целому слову, т.е. образуют новые слова на базе существующих.

Присоединение приставки никогда не изменяет части речи производного слова, т.е. от существительного образуется существительное, от глагола – глагол: тип – подтип, понятный – непонятный, держать – придержать, думать – выдумать – понавыдумывать.

Один и то же префикс может присоединяться к разным частям речи: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный, действовать – бездействовать.

Без – отсутствие того, что названо в производном слове

Раз – высшая степень названного в производном слове

В – направление действия внутрь

Вы – направление действия изнутри.

Префиксы могут выражать и грамматическую функцию: делать – сделать, шить – сшить. Такие приставки, выражающие только видовое значение, называются чисто видовыми.

В системе глагола префиксы выступают как синкретичные морфемы, т.е. могут выражать и словообразовательное и грамматическое значение: переписать – перешить, высший – наивысший.

Присоединение приставок не ведет к формальным преобразованиям корневой морфемы. Сама приставка также не испытывает большого влияния корня. Поэтому характерной чертой префиксов является их семантическая отдельность в структуре слова. Значения префиксов более стандартны и определенны, чем у суффиксов.

Префиксальные глаголы изменяют действие в пространственном, временном и количественном отношениях: гнать – погнать – загнать – нагнать – изгнать – перегнать – пригнать – прогнать – выгнать – вогнать – угнать – разогнать.

Постфиксы

Постфиксы – служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или словообразовательное значение. В русском языке к постфиксам относятся: ся, либо, нибудь, таки, ка. Постфиксы отличаются от других морфем своей способностью употребляться после окончания, но они могут находиться и после суффикса или после других постфиксов: подерж-и-ка, согни-сь-ка. Постфиксы также способны присоединяться к неизменяемым словам, ех: опять-таки, ну-ка, полно-те.

Постфиксы то, либо, нибудь обладают только словообразовательным значением. Они образуют неопределенные местоимения и наречия.

Постфикс ся выступает в двух функциях:

  1. образует залоговые формы глагола, выражая значение страдательного и средне-возвратных залогов: троить – строиться (страд), радовать – радоваться (средневозвр).
  2. постфикс ся образует новые глаголы, сочетаясь, как правило, с непереходными глаголами: чернеть – чернеться, белеть – белеться, толпа – толпиться, кричать – раскричаться, петух – петушиться, пересвистываться – префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.

Постфикс те употребляется только в формообразующей функции: форма мн ч повел накл. Эти постфиксы присоединяются к формам настоящего и будущего времени для выражения мн числа побуждения: едемте.

Постфиксы таки, ка присоединяются к словам или их формам, сообщая или дополняя оттенки, обычно выражаемые частицами: опять-таки, поработай-ка.

Постфиксы в русском языке могут называться агглютинативными аффиксами. Они однозначно и последовательно присоединяются к основе.

Интерфиксы

Не все вычленяемые в составе слова элементы обладают значением. К частям слова, которые не имеют ни словообразовательного, ни грамматического значения относятся:

  1. - соединительные части сложных слов: лес-о-воз, бур-е-лом, тр-ех-метровый, пят-и-летний. По мнению ученых, в слове могут быть и другие интерфиксы.
  2. части слова, находящиеся между производящей основой и суффиксом: единожды, дважды, трижды, однажды, тринадцать, тридцать, картотека, фильмотека.
  3. - различные словообразующие элементы, используемые в формо и словообразовании: чудо – чудеса – чудесный, дочь – дочери – дочерний, время – времена – временный. Асемантические части слова выделяют в непроизводных глаголах: чит-ать, кол-о-ть, пах-а-ть, чита-й-ут, ста-н-ут.
  4. - Части слова, используемые в качестве соединительных элементов между основой и словообразовательным суффиксом: вуз-ов-ский, вуз-ов-ец, америк-ан-ец, перв-ен-ец, ныр-яль-щик, спа-ль-ня.

Т.о. данные части слова не обладают существенным признаком морфемы, они не имеют значения. В строгом смысле слова, их нельзя назвать морфемами. В составе слова они образуют строевую роль, используются как соединительные элементы между частями. Отсюда их общее название – интерфиксы. Об отсутствии значения у интерфиксов свидетельствуют случаи, когда одно и то же словообразовательное значение в одних производных выражается без интерфиксов, а в других – с их помощью: дорожный - шоссейный, казанский – ялтинский, апрельский – мартовский.

Один и то же интерфикс легко используется для присоединения различных суффиксов к одной и той же производящей основе: король – королевич – королевна – королевство, прядильщик – прядильня – прядильный.

Интерфиксы – это морфологические средства, которые облегчают условия сочетаемости со аффиксов с производящими основами и тем самым способствует расширению словообразовательной базы русского языка, основы неизменяемых существительных, оканчивающиеся на гласный: кофе-й-ный; или глагольные основы на гласный: к ним добавляется л – стиральный, скиталец.

Возникновение интерфиксов связано с необходимостью преодоления определенных морфологических препятствий в словообразовании, устранения нежелательных фонемных сочетаний на морфемном шве, с необходимостью создания благоприятных морфологических условий для сочетания производящих основ и словообразовательных аффиксов: республиканский, опкомовский, нищенский, европейский.

Унификсы

У значительной части русских слов (>200) вычленяются уникальные элементы, т.е. такие части, морфемы, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Они называются унификсами: попадья, детвора, почтамт, почтальон, дубликат, француз, жених, цитата, крольчиха, ва-банк, стеклярус, флотилия, клейстер, чертеж, свинтус, выкрутасы, скупердяй.

Уникальные элементы в структуре слова занимают обычно позицию суффиксов, однако они не обладают важнейшим свойством морфемы – повторяемостью. Тем не менее слова с уникальными элементами воспринимаются как производные слова, т.к. у них повторяются корни. Повторяемость корня обеспечивает смысловую определенность и ясность, т.е. их четкую семантическую членимость. Со временем из некоторых уникальных элементов формируются полноценные морфемы: первоначально в слове ипподром выделялся корень ИППО и ДРОМ как уникальный элемент, сейчас же: аэродром, космодром; олимпиада – спартакиада, универсиада.

Аффиксоиды

Термином аффиксоид обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами. Аффиксоиды – морфемы переходного типа. Можно сказать, что они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням.

- вод – овощевод, оленевод – это уже не корень, но еще не аффикс; краевед - музыковед, водомер – парфюмер, водомет – миномет, молоковоз, камнерез – стеклорез, корнеед – муравьед.

Каждый аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно обширный и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом аффиксоиды очень близки к аффиксам: слова пушкиновед и китаевед синонимы пушкиниста и китаиста, садовник и садовод (натяжка).

Эти примеры свидетельствуют о функциональной и семантической близости аффиксоидов к аффиксам. Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают своих смысловых связей с однокоренными словами: рез – резать, резко, резчик, резной.

Аффиксоиды делятся на 2 группы:

  1. - префиксоиды. К ним относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции префикса и занимающие в слове их позицию: пол(преф)у(инт)ботинки, полудикий, полукруг, горе-руководитель, горе-охотник.
  2. - суффиксоиды. Встречаются только у существительных и прилагательных. Причем они употребляются как в сочетании с суффиксами, так и без такового: медонос - медоносный – торпедоносец, желеобразный – чашеобразный, сн о творный – болезн е творный (где е, о – интерфиксы).

Суффиксоиды и префиксоиды близки к компонентам сложных слов. Они присоединяются к производящей основе при помощи соединительных гласных, поэтому некоторые дериватологи не считают необходимостью выделять эти морфемы. Другие же считают, что данные элементы уже нельзя называть корневыми морфемами: саблезубый, женоподобный.

Конфиксы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.101 с.)