Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция и чистая монополия

Поиск

ЗАДАНИЯ

134. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

135. Издержки монопольной фирмы: ТС- Q 2+ 6 Q. Отраслевой спрос: Р D = 150 - 2 Q. Определите:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

а) оптимальную цену и объем выпуска монополиста;

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) величину потоварного налога, который обеспечит максимальные налоговые поступления;

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) цену и объем пуска монополиста с учетом потоварного налога.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

136. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd = 20 – 2 р. Восходящий участок кривой долгосрочных предельных издержек LRMC = 2 q - 2.

А) Если государство установит «потолок» цены на продукцию монополиста, равный 7, то к каким последствиям это приведет?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Образуется дефицит (-) или излишек (+) продукции?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 


137. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

138. Издержки фирмы в условиях монополистической конкуренции описываются формулой ТС = Q 2 + 2 Q + 200, а кривая спроса P 1 D = 50 – 2 Q. Фирма проводит рекламную кампанию. Затраты на рекламу: ТС Р = Q + 200. В результате рекламной кампании кривая спроса изменилась:

Р2 D =75-2 Q.

Определите Р, Q, π:

а) до использования рекламы;

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) после использования рекламы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

139. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

Большое колличество продукта на рынке для конкуренции в данном случае самое главное! Повышение значимости цены в данных условиях возVожно при разбиении рынка товаров на сектора и придерживаться в данном секторе одной цены. И тогда конкуренция в секторах будет ценовая!

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

140. Какая из мер государственной политики не может привести к увеличению продаж фирмы-монополиста:

а) установление максимальной цены на продукт фирмы;

б) аккордный налог на монополию;

в) акцизный налог на продукцию фирмы;

г) снижение налога за пользование землей,

141. Если кривая спроса линейна, а предельные издержки равны средним и постоянны, объем выпуска монополии:

а) в два раза больше, чем в конкурентной отрасли;

б) равен выпуску конкурентной отрасли;

в) в два раза меньше, чем в конкурентной отрасли;

г) данных недостаточно.

142. Кривые предложения рационального монополиста и спроса на его продукцию, как правило:

а) пересекаются в точке максимума прибыли монополиста;

б) пересекаются в точке минимума средних издержек;

в) пересекаются в точке минимума предельных издержек;

г) вообще не пересекаются, так как предложение монополиста представляет собой не кривую, а одну точку.

143. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) сегментирует рынок;

б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

в) монополизирует рынок;

г) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию.

144. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего:

а) естественной монополии;

б) вынужденной монополии;

в) временной монополии;

г) монопсонии.

145. Выберите из ниже перечисленного условие долгосрочного равновесия фирмы - участника рынка, характеризующегося монополистической конкуренцией:

а) Р=АС; б) Р = МС=АС;
в) Р = МР, г) P= AVC,

ЗАДАЧИ

146. Функция издержек конкурентной фирмы:

TC(Q) = Q2 + 4Q+ 16.

При какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль

Конкурентная фирма в долговременном периоде получает нормальную прибыль при условии равенства цены, минимальных средних и предельных издержек:

Р=АС=МС

Предельные издержки МС - это прирост общих издержек в связи с производством одной дополнительной единицы продукта.
Находим МС из условия задачи:

QТСМС
1220
2286
3346
4406
5466
6526
7586
8646
9706
10766

Ответ: при цене 6

147. В отрасли 20 фирм, все они имеют одинаковые производственные функции и функции издержек TC(Q) = 3 q i3 – 2 q i2 + q i, qi в млн. шт.; ТС – в млн. долл. При какой рыночной цене и общем отраслевом объеме производства рынок будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия?

.Для решения задачи необходимо сначала найти МС и АС.
МС = dTС/dQ = 9qi2-4 qi+1
АС = ТС/Q = 3qi2-2qi+1
Нормальная прибыль получается строго при Р = АС, но для краткосрочного периода на конкурентном рынке характерно равенство Р = МС, а для долгосрочного необходимо Р = min AC = МС.
Можно найти qi из последнего условия:
3qi2-2qi+1=9qi2-4qi+1
отсюда
6qi2-2qi=0
qi=1/3 (млн. шт.) – для одной фирмы
Следовательно, цена должна равняться:
P=3*1/32-2*1/3+1=1/3-2/3+1=2/3=0.67 (д.е.)
Тогда прибыль будет строго нормальная, а в отрасли установится долгосрочное равновесие.
Общий отраслевой объем производства:
20*1/3=20/3=6,67 (млн. шт.)
Ответ: 0.67 д.е., 6,67 млн. шт.

148. Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска (q) как ТС = 5Q2 + 2 Q. Если рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб., определите, будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки.

Какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде?

Для решения задачи необходимо сначала найти МС и АС.
МС = dTС/dQ = 10Q+2
АС = ТС/Q = 5Q+2
Нормальная прибыль получается строго при Р = АС, но для краткосрочного периода на конкурентном рынке характерно равенство Р = МС, а для долгосрочного необходимо Р = min AC = МС.
Можно найти Q из последнего условия:
10Q+2=5Q+2
отсюда
Q=1
Следовательно, цена должна равняться:
P= 5+2=7 (д.е.)
Тогда прибыль будет строго нормальная, а в отрасли установится долгосрочное равновесие. _

149. В конкурентной отрасли действуют 100 одинаковых фирм. Общие издержки типичной фирмы составляют TC(q) = 0,1 q 2 + 2 q + 50. Определите формулу кривой предложения отрасли и параметры краткосрочного равновесия на рынке, если спрос на товар в отрасли описывается уравнением Qd = 5000 - 100 P. Проанализируйте перспективы развития отрасли в долгосрочном периоде.

Настолько мы знаем Ps=MC
Ps=0.2qi+2 qi=5p-10 Qs=nqi N=100
Qs=500p-1000
Pe=10
Qe=4000

150. Функция издержек фирмы-монополиста ТС = 0,5 q 2 + 2 Q. Функция спроса на продукцию фирмы Р = 10 – 0,5 Q. Какую цену установит производитель-монополист? Как оценить его монопольную власть?

Ценовая максимизация прибыли при монополии имеет вид MR = МС.
МС находим, взяв производную от ТС
МС = (ТС)' = (100 + 3Q)' = 3
Р = 200 – Qd
Выручка ТR = Р*Qd = (200 - Qd)*Qd = 200Q - Q²
MR = (ТR)' = (200Q - Q²)' = 200 - 2Q
Если МR = МС, то:
200 - 2Q = 3,
2Q = 197,
Q = 98,5,
Р = 200 – 98,5 = 101,5
В этих условиях прибыль равна:
П = TR - ТС = 101,5*98,5 - (100 + 98,5) = 9997,8 – 198,5 = 9799,3.

151. Функция полных затрат фирмы-монополиста ТС= Q 2 + 2 Q. Функция рыночного спроса на ее продукцию Р = 20 – Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции), в количестве 2 ден. ед. Определите максимальные налоговые поступления в бюджет. Каковы будут выпуск и цена, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога?

 Для определения оптимального для монополиста объема производства нужно найти средние и предельные издержки, совокупный и предельный доход.

Средние издержки

Предельные издержки

Совокупный доход монополиста

Предельный доход

Помня, что условием максимизации прибыли монополиста является равенство предельного дохода и предельных издержек (MC = MR), получим

40-2Q = 2Q;

40 = 4Q;

Q = 10.

Итак, при объеме в 10 ед. прибыль монополиста максимальная. Для наглядности изобразим кривые среднего и предельного дохода, средних и предельных издержек (рис. 1).

Кривые MR и MC (рис. 1) пересекаются при Q = 10. При этом величина средних издержек составляет 15 ден. ед. за единицу продукции

Цена на продукцию - 30 ден. ед. за единицу, поэтому средняя прибыль 30-15 = 15 (ден. ед. за единицу.)

Поскольку объем произведенной и реализованной продукции 10 ед., то прибыль фирмы составляет 15 x 10 = 150

p=50-2q\\TR=pq=50q-2q^2\\TC=50+2q\\MR=MC\\50-4q=2\\a) MR(11)=6\\MC(11)=2\\b)q*=12\\B)p*=26\\g)pr=TR(12)-TC(12)=312-74=238
Условия максимизации прибыли в СК рынке MR=P
50-4q=p
50-4q=50-2q
q=0
p=50

152. Средние издержки монопольной фирмы на производство постоянны и равны 10 долл. В целях получения максимальной прибыли фирма установила цену на свою продукцию в размере 15 долл. Определите эластичность спроса по цене на продукцию фирмы. Как изменится выручка монополиста в случае, если в период сезонной распродажи цена будет снижена на 3 долл.?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

153. Фирма-монополист проводит политику ценовой дискриминации, продавая свою продукцию двум группам потребителей по разным ценам. Функции спроса потребителей на продукцию фирмы Q 1= 120 – Р 1и Q 2= 90 – 2 Р 2, где Р1, Р 2и Q1, Q2 – цена и объем спроса для каждой группы потребителей. Предельные издержки фирмы на производство постоянны и равны 3. Определите, какую цену следует назначить монополисту для максимизации своей прибыли на каждом сегменте рынка. Рассчитайте тариф из двух частей для дискриминации первого рода.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

154. На рынке спрос задается уравнением P= 72 2 Q. Монополия имеет функцию затрат на производство ТС = 10 Q. Она может провести совершенную ценовую дискриминацию, назначив тариф из двух частей. Каков должен быть аккордный взнос и какова плата за каждую единицу товара? Как различается прибыль фирмы-монополиста в условиях ценовой дискриминации первого рода и без нее?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

155. Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства: АС = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой Р= 150 – 3Q. Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

156. Функция средних затрат фирмы-монополиста на своем узком рынке АС = 3 Q– 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы Q = 52 – 2 Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5 Q 2+ 6 Q, остаточный спрос увеличился и составил Q = 104 – 2 Р. Определите прибыль фирмы до и после проведения кампании и сделайте выводы о ее эффективности.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

157. Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции. Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: TR(q) = 270 q - 20 q 2 TC(q) = 30 q + 10 q 2. Определите параметры долгосрочного равновесия в условиях монополии и свободной конкуренции.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

158. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносятся с концепцией «справедливой цены»? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой? Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.

Методы ценообразования – способы установления цен товаров. В экономической практике сформировались два основных метода ценообразования: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном методе определяющие факторы – конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном методе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара

159. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

Монополия — фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
Модель монополии основана на ряде допущений:
1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную (как при совершенной конкуренции) или дифференцированную (как при монополистической конкуренции) продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей (субститутов). Однако монополист, хоть он и является единственным продавцом определенного единичного товара, все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.
2. Барьеры входа на рынок в отрасль очень высоки. Монополия может существовать только потому, что вход на рынок для других фирм является невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия исчезнет. (Ведь монополия подразумевает присутствие на рынке только одного продавца). Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии.
3. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией.
4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ и других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно- или монополистически конкурентной фирмы.
Достоинства монополий:
- развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах;
- крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Недостатки монополий:
- они приводят к неэффективному распределению ресурсов;
- деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.
В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

160. Какие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой:

Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства

Является важнейшим качественным показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др.

К факторам, способствующим росту эффективности производства, относятся; ускорение научно-технического прогресса, использование в производстве достижений науки и передовых технологий; структурная перестройка хозяйства; освоение современного менеджмента; развитие специализации и кооперации; использование выгод международного разделения труда.

Эффективность распределения ресурсов — оптимальное размещение ресурсов между фирмами и отраслями, которое позволяет произвести совокупную продукцию, в наибольшей степени соответствующую запросам потребителей. Критерием эффективности распределения ресурсов является равенство цены (р) и предельных издержек (МС). Несовпадение указанных величин означает для отдельных фирм меньшие, чем максимально возможные, прибыли, а также недораспределенные ресурсы (р > МС) или излишнее их количество (р < МС).

В условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить такой объем продукции, при котором цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно.

160. Какие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.164.143 (0.014 с.)