Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Теория общественного выбора↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЗАДАНИЯ 244. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократичность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо принятие решений при условии полного единогласия? Большинство не всегда право, но и решение одного не может быть однозначно верным 245. Что такое издержки принятия решений? Из чего они складываются? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 246. Если вы - русский, проживающий в Эстонии, или эстонец живущий в России, какой бы вы предпочли парламент пользующийся простым большинством голосов или характеризующийся относительным единодушием? Почему? Характеризуется относительным единодушием
247. Противоречат ли система логроллинга оптимуму по Парето? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 248. Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка стала актуальной задачей в развитых странах в настоящее время? Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве. При всех особенностях и сложностях задач, стоящих перед современной Россией, важность учета зарубежного опыта вряд ли нуждается в обосновании. Западные страны обладают уникальным опытом формирования и поддержания в работоспособном состоянии институтов рыночной демократии. Причем все эти страны время от времени сталкиваются с более или менее тяжелыми экономико-политическими кризисами, разрешение которых требует скоординированных усилий всех институтов политической власти, участников экономических отношений и населения. Как удается избежать более глубоких кризисов? Почему эти кризисы оказываются более мягкими, если сравнивать их с кризисами, происходящими в других частях мира, включая посткоммунистические государства? Разумеется, этот опыт важен для построения эффективной системы преодоления кризисов в ближайшем и в более отдаленном будущем. ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 249. «Сухаревская конвенция» «детей лейтенанта Шмидта», которая описана в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», была нарушена из-за того, что коллективное решение хотя и удовлетворяло критерию Калдора–Хикса, но не предусматривало компенсационных платежей. Да Нет 250. К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора: а) к радикальному; б) к современному либерализму; в) к классическому либерализму; г) к консервативному. 251. Парламентский суверенитет – это: а) депутатская неприкосновенность; б) запрет самороспуска; в) возможность издавать любой закон; г) все утверждения неверны. ЗАДАЧИ 252. Участие в коллективной деятельности связано с издержками для индивида, и рациональный человек будет принимать этот факт в расчет на стадии конституционного выбора. A) Постройте функцию внешних издержек С индивида в координатах «ожидаемые издержки принятия решения – число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия» и поясните ответ. Б) В тех же координатах постройте функцию издержек принятия решения и поясните ответ. B) Используя эти две функции, покажите оптимальное правило принятия решения. Объясните, почему именно это правило будет являться оптимальным. А) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Б) _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ В) _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 253. Предположите, что вы формируете новую политическую партию. А) Какая система выборов: мажоритарная или пропорционального представительства была бы для вас предпочтительней? Почему? А) Для меня более предпочтительнее пропорциональная.так как пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. В) Если бы парламент страны (конгресс) имел пропорциональное представительство с установленным числом представителей, вы предпочли бы меньшее число избирательных округов или большее? Почему
254. Предположим, что ваша страна имеет парламентскую форму правительства и вы считали бы предпочтительным иметь исполнительные органы правительства сильными и устойчивыми. А) Какую форму представительства вы предпочтете – одномандатный избирательный округ (с единственным представителем) или пропорциональное представительство? Почему? Я предпочитаю пропорциональное представительство, потому что пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности.
Б) В случае пропорционального представительства вы предпочли бы большее или меньшее число избирательных округов? Почему? Дело в том, что пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента В) В случае пропорционального представительства вы предпочли бы голосование по партийным спискам или персонально по кандидатам? Почему? Я бы предпочла голосование по партийным спискам, потому что при этой системе партии, как правило, выдвигается перечень или список кандидатов, соответствующий числу мест, заполняемых по пропорциональному представительству, а избиратели голосуют за весь партийный список, а не за отдельных кандидатов. Партии получают места пропорционально своей доле голосов, а места отдаются кандидатам в порядке очередности по партийному списку сверху вниз по числу мест, на которые партия имеет право. Обычно, минимальные учитываемые «пороги» голосов, отданных в поддержку партии, устанавливаются на уровне от 3% до 5%, с тем, чтобы помешать распространению слишком большого числа мелких и расколовшихся партий; партия, которая не смогла преодолеть этот порог, не получает мест. Закрытый список: Открытый список. В системе голосования открытым списком избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка.13 Эти голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Это позволяет избирателям осуществлять определенный контроль за тем, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест.
ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 255. Почему произошло извращение демократическогоидеала? Чем отличается закон от произвола? Невозможно закрывать глаза на то, что все большее число мыслящих и неравнодушных к судьбам цивилизации людей постепенно теряют веру в некогда вдохновлявший их идеал демократии. Это происходит по мере того, как расширяется сфера приложения принципов демократии, а может быть, и вследствие этого расширения. Но растущие сомнения касаются не только злоупотреблений этим политическим идеалом: они касаются самого его существа. Многие из тех, чья вера в идеал поколеблена, мудро предпочитают помалкивать. Но меня тревога заставляет говорить. Мне кажется, что переживаемое столь многими разочарование в демократии объясняется не тем, что ошибочен принцип демократии, а тем, что его пытаются неверно применять. Прежде всего, чтобы уберечь себя от разочарования, к любому идеалу следует подходить трезво. В случае демократии в особенности; не надо забывать, что это понятие обозначает лишь специальный метод правления. Первоначально демократией называли определенную процедуру принятия политических решений, и это понятие ничего не говорило о целях правления. Но даже если демократия есть всего лишь способ мирной смены правительства, то и тогда открытие этого метода драгоценное достижение, за которое стоит бороться. Произвол - это когда осуществляют свои желания и потребности без учета прав и интересов окружающих, а закон-это Закон в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы не предвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения 256. Каковы условия проведения эффективной денационализации? Проанализируйте опыт приватизации в России: каковы его достоинства и недостатки? Денационализация - продажа ранее национализированных государством предприятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п. Для того чтобы денационализация прошла эффективно, необходимо выполнить ряд условий. 1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесценок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государственного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества денационализировали) показывает, что наиболее рациональной организацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже. 2. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обязательно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям и финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов. Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям: o ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций; o посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги. Приватизация представляет собой одно из важнейших преобразований, которые свойственны при переходе к рынку, и является особой системой экономических отношений, которые возникают в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Путём рассмотрения методологических основ разгосударствления и приватизации можно раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Преимущества и недостатки приватизации С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные и отрицательные качества. Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации: 1. Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией, которая, к сожалению, остаётся одной из насущных проблем и по сей день. Она актуальна среди чиновников и высокопоставленных лиц; 2. Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, отсутствовали нормы и критерии, которые ограничивали объёмы преобразований одной формы собственности в другую; 3. Мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом; 4. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности; 5. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение экономической эффективности; 6. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; 7. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и к усилению монополизма; 8. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России; Обобщая недостатки российской приватизации, можно сказать, что процесс приватизации в России идет сложно, а её результаты неоднозначны. А при распределении собственности между гражданами и организациями имеют место быть взяточничество и коррупция. Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности и адекватной рыночной экономике. Однако, несмотря на то, что приватизация в России более воспринимается как негативное явление, она имеет и положительные качества. К положительной стороне приватизации можно отнести то, что контроль экономики государством ослабился, что позволило оказать существенно влияние на экономический аппарат. К числу таких изменений относятся: возможность частного предпринимательства и свобода в принятии экономических решений: 1. Была проведена широкомасштабная приватизация, в результате которой произошло существенное разгосударствление экономики; 2. Программа приватизации предусматривала различные варианты; 3. В приватизацию было вовлечено практически всё население страны путём раздачи ваучеров; 4. За очень короткий срок в России совершился переход к многоукладной экономике; Так, например, приватизированная собственность становится законной собственностью владельца, и он может распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению: может её продать, подарить, завещать кому-либо и т.д.
ТЕМАТИКА ЭССЕ 1. Основные особенности современных представлений о предмете экономической теории. 2. Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях. 3. Сходство и различия позитивного и нормативного экономического анализа. 4. Особенности экономического подхода к изучению социальных процессов. 5. Основные особенности экономического моделирования, его уровни и границы применения. 6. Эмпирический и теоретический подходы в экономическом анализе. 7. Ограниченность экономических благ и вытекающие из нее особенности экономических решений. 8. Принцип альтернативных издержек и его роль в экономической деятельности. 9. Модель производственных возможностей и ее применение в экономическом анализе. 10. Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России. 11. Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности. 12. Конкуренция продавцов и покупателей в модели спроса и предложения. 13. Условия установления рыночного равновесия в модели спроса и предложения. 14. Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования цен на конкурентных рынках. 15. Сопоставление изменения излишков потребителя и производителя при количественных ограничениях, вводимых государством на конкурентных рынках. 16. Сопоставление результатов взимания поштучного налога с продавцов и покупателей. 17. Ценовая эластичность спроса и предложения и распределение налогового бремени. 18. Основные факторы, определяющие выбор потребителя. 19. Рациональность потребителей: ее особенности и проявления в современной российской экономике. 20. Эффекты социального спроса X. Лебенстайна и рациональность поведения потребителей. 21. Основные аксиомы и предположения теории выбора потребителя, их сходства и различия. 22. Факторы, определяющие ограничения потребителя, и их отражение в модели бюджетного ограничения. 23. Факторы, влияющие на форму и расположение кривых безразличия. 24. Влияние изменений цен товаров и дохода потребителя на количество и структуру покупаемого им набора благ. 25. Соотношение эффектов замены и дохода для различных видов благ и его отражение в форме кривых спроса на разные блага. 26. Роль кривых компенсированного спроса в анализе поведения потребителя и в определении изменений его благосостояния при изменении цен. 27. Производственная функция и ее роль в анализе деятельности фирмы. 28. Определение спроса на ресурсы и факторов, воздействующих на него. 29. Выбор технологий производства фирмой, максимизирующей выпуск, и фирмой, минимизирующей издержки. 30. Отдача от масштаба и влияющие на нее факторы. 31. Фирма как экономический субъект. 32. Основные типы фирм, их достоинства и недостатки и соответствующие сферы деятельности. 33. Цели экономической деятельности фирм. 34. Определение предложения конкурентной фирмы в разных условиях. 35. Рыночные структуры и их роль в экономической деятельности. 36. Монополия, особенности ее экономической деятельности, положительные и отрицательные стороны для общества. 37. Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике. 38. Роль рекламы при несовершенной конкуренции. 39. Соглашения олигополистов и их устойчивость. 40. Соотношение ценовой и неценовой конкуренции при олигополии. 41. Методы ценообразования олигополии. 42. Модели конкуренции олигополии и их проявления в российской экономике. 43. Использование теории игр при анализе поведения олигополии. 44. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции. 45. Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда. 46. Предложение труда и факторы, на него влияющие. 47. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России. 48. Роль профсоюзов на рынке труда. 49. Распределение и перераспределение доходов: общие черты и особенности современной российской экономики. 50. Спрос и предложение на рынке капиталов. 51. Особенности рынка земли и актуальнее проблемы формирования рынка земли в России. 52. Роль земельной ренты в экономической деятельности. 53. Условия достижения и результаты установления общего равновесия в экономике. 54. Оценка общественного благосостояния при установлении общего экономического равновесия. 55. Влияние государственного регулирования и провалов рынка на результаты установления общего экономического равновесия. 56. Причины возникновения и измерение неопределенности и риска в экономике. 57. Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска. 58. Особенности рынков с асимметричной информацией, необходимость и пути снижения асимметричности информации. 59. Спекуляция в рыночной экономике: роль и конкретные формы. 60. Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности. 61. Формирование и последствия внешних эффектов в экономике. 62. Роль рынка и государства в интернализации внешних эффектов. 63. Проблемы обеспечения общественными благами в России. 64. Изменение роли государства в экономике в ходе рыночных реформ. 65. Основные черты и методы анализа теории общественного выбора. 66. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии и формы борьбы за реализацию своих интересов. 67. Роль бюрократии при принятии общественных решений и возможности эффективной борьбы с негативными ее сторонами. [1] Johnson Е. A. J. Prede-cessors of Adam Smith. L., 1937. P. 3. [2] См.: Шумпетер И. А. История экономического анализа // Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 349. [3] [4] Задания 60 и 61 взяты у А. Витстума (LSE).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.43 (0.012 с.) |