Иисус сказал Ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть царствия божия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иисус сказал Ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть царствия божия.



Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Никодим. Довольно часто в своих рассуждениях, я обращаюсь к этой личности. Ничего в этом странного нет, потому как то, что он совершил, я смело назвал бы подвигом, и не иначе.

Мало кто из нас сегодняшних (себя даже и рассматривать не стану) смогут вот так, самоотверженно и резко перенаправить свою духовную жизнь! Никодим по своему статусу был представителем духовной элиты того времени: один из начальников Иудейских (член синедриона), фарисей, учитель закона, богатый и уважаемый иудейским обществом человек. Не смотря на всё это, я бы даже сказал, вопреки всему, так высоко чтимому в мире, Никодим нашёл в себе силы прийти к Иисусу! И это было не простое любопытство, и не для «галочки» – он пришёл, … он пришёл, … да он не мог не прийти! Вот и всё, точка!

Именно этим и интересен Никодим мне самому; вся его учёность, всё его воспитание, все стремления соблюсти «исполнение Закона в чистоте» (фарисей) – вся эта «интеллектуальная махина» не смогла заглушить живого интереса к познанию Божьей воли, и сердце его не «окаменело», и он способен был к переменам.

Даже не буду пытаться сравнивать резкий «рывок» в сторону Бога, сделанный Никодимом, и наше сегодняшнее «вялое движение» за Господом; как говорится «разные весовые категории». Ещё раз повторю, громко повторю, Никодим родился, вырос и был воспитан в строгом Иудейском Законе, достиг вершин религиозной жизни народа Божьего, и сумел сохранить при всём этом неугасимую, живую тягу к Господу. Всё, что его окружало и наполняло в тот момент, так и не смогло помешать ему в стремлении достичь истины. Никодим сохранил и даже развил эту тягу и направленность к Богу подобно апостолу Павлу, который сказал: «я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3.13), и он (Никодим) точно также был устремлён вперёд, ввысь к Богу Единому.

Возможно, среди сегодняшних верующих, есть люди подобные Никодиму, но я так и не встретил таковых. Все находятся в состоянии «скованности цепями» общепринятого и общепризнанного … Никто не стремится, и даже не помышляет разрушить «рамки» правил и инструкций, родовых обычаев, ритуалов и традиций и двинуться вперёд – никто! Все видно довольны своим положением, всех всё устраивает. Ладно, оставим это, я ведь тоже далеко не революционер …

Не знаю, откуда стало известно Иоанну содержание этой беседы (вероятно, Дух Святой «шепнул на ушко»), но именно с этого примера и начинает апостол подробно излагать то, чему Иисус учил своих учеников и, кстати, продолжает учить и сегодня. Тема ученичества, начатая во второй главе, начинает «набирать обороты».

Всё-таки этот разговор Иисуса с Никодимом настолько ярок, что следует рассмотреть его более внимательно. Когда-то, я уже высказывался о вере Никодима (третье письмо из «Писем брату»), но сегодня мы сделаем «ударение» немного на ином. Посмотрите обзорно, как бы сверху, на всю беседу Иисуса с Никодимом, … заметили, как она построена?

Первым начинает Никодим, произнося, возможно, «дежурные» фразы, сродни уважительному приветствию: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Почти тут же вступает Иисус, практически прерывая собеседника, и обозначает прямолинейно то, о чём Он будет говорить, и что даже возможно ещё не полностью сформировалось в мыслях Никодима: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Разговор перемещается на другой уровень, причём такой, что совершенно «переключает» сознание Никодима в сторону серьёзного мыслительного процесса. Этот переход был настолько резок, что Никодим теряет чувство реальности, он перестаёт позиционировать себя как духовный лидер и учитель, и ведёт себя сам как ученик, задавая простой, почти детский вопрос: «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». 

И вот когда сознание Никодима освобождается от всего наносного и «раскрывается», Иисус говорит о главном: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Теперь Никодим заинтригован, он хочет знать, как ему-то в этом принять участие и не промахнуться: «как это может быть?». Он весь в нетерпении, и в полной мере готов услышать и принять ответ.

Иисус добился абсолютного внимания от «ученика» и соответственно далее идёт полное раскрытие главной темы «урока» – школа, ни дать, ни взять, школа!

Ещё раз, для закрепления.

Сначала – почти упрёк (Ин.3.10): ты учитель и не знаешь. Вполне возможно, что Иисус, открыто и понятно для Никодима говорит о «плохо сыгранной» роли священства и всего Израиля в Божьем плане по спасению человечества, хотя произносит эти тяжёлые слова мягко, даже нежно и без укоризны.

Затем Иисус, обобщая проблему всего Израиля, напоминает о судьбе многих пророков, вот и Иоанна Крестителя не слушали, и Его не слушают (Ин.3.11), хотя при этом, в общем-то, знают и понимают их предназначение (Ин.3.2), но принять то, что говорит Иисус, не готовы.

Далее Иисус говорит о том, что простые для выполнения требования Закона, не могут соблюсти, как при этом собираются соблюдать Небесные требования? (Ин.3.12).

Чтобы выйти из этого катастрофического положения необходимо, говорит Иисус, понимать, что в основе всего того, что угодно Богу, лежит вера, без неё – никак (Ин.3.13-15), поглядел с верой, и исцелился (Чис.21.8-9), а это давно уже растеряно и упущено. Однако, Господь проявляет величайшую милость ко всем тем, кто именно сейчас поверит Ему, вот это и есть Основное в Благой Вести (Ин.3.16).

 После всего сказанного, Иисус делает вывод, неутешительный вывод. Сначала, вроде оптимизм впереди: в любви нет страха, нет осуждения и всё такое, но в заключение, о серьёзной проблеме человечества, ибо все проблемы человечества, и иудеев в частности – отсутствие настоящей, живой веры. Богу не верят, подумать только – Богу не верят! (Ин.3.17-21).

К свету не идут, слышите? – не нужен Свет, дающий жизнь: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1.1-11).

Всё это было сказано Никодиму, всё это было сказано ученикам-апостолам, всё это сказано и для нас!

Вот это урок! Вот это обучение! Но, не подумайте, что я так «раздробил» текст, чтобы выявить некий «способ» для обучения кого бы то ни было, никак! Евангелие от Иоанна, это вам не какая-то «методичка» для обращения неверующих, вовсе нет. Это для того, чтобы каждая мельчайшая деталь (поищите сами), врезалась в мозг так, что и спать спокойно невозможно было бы, чтобы каждый верующий постоянно «экзаменовал» себя: в вере ли я? Это вам не средняя школа, и даже не ВУЗ – здесь о спасении говорят!

Что же касательно Никодима, то он для меня, как флагман, один из по-настоящему великих … Жизнь его, хоть так кратко изложенная, полностью вписывается в моё представление, о человеке, верном Богу. Это именно те ориентиры, к которым стремлюсь и я. Помните, к чему призывает апостол Павел? «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3.1-2), и в этом «деле» никак нельзя останавливаться, это непрерывный процесс: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор.12.31).

Да что Павел, Сам Спаситель отметил, что не может быть здесь «наработки», или «задела», дающих право на отдых и успокоение, рассказав кратко-точную притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12.16-21).

Не знаю, как для кого, а я бы отметил ещё одно очень интересное высказывание Учителя: « Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3.8). Лично меня заинтересовало это изречение Иисуса тем, что Дух Святой совсем не похож на «няньку». Надо персонально-каждому верующему прикладывать максимум усилий для достижения определённых результатов в процессе следования за Христом. Если это сказать по-простому, то учиться в «школе Христа» надо не «из-под палки», а добровольно и на «отлично», применяя полученные знания на практике, развиваясь и возрастая в самостоятельной жизни верующего, при этом всём помнить и знать, что Дух Святой в этом деле является Помощником, а не исполнителем.

Это обучение очень необходимо, и как советует нам апостол Павел: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6.10-13).

Теперь двинемся дальше и пойдём за Иисусом с Его учениками …

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. 23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. 25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

 Апостол Иоанн «переносит» нас снова на Иордан, но туда мы попадаем уже вместе с Иисусом и Его учениками. Иоанн-Креститель продолжает крестить, и евангелист Иоанн этим показывает тот самый «переход», когда Иисус с учениками подхватывают и продолжают совершать, начатое Предтечей, крещение.

Опять нам в напоминание (см. первую главу) говорится о крещении, вероятно, это очень важно, ну что же, давайте, ещё раз обратим наше внимание на это событие. Как там, у апостола и евангелиста Матфея звучит этот текст(?): 

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. <…> сотворите же достойный плод покаяния. <…> Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым » (Мф.3.5-6,8,10-12).

Трудно, почти невозможно ошибиться в определении значения этих слов. Любой, читающий эти строки, сможет точно определить назначение крещения Иоанна и его отличие от крещения Духом и огнём, это же очевидно. Безусловно, один человек, может «втирать мозги» другому о том, что, дескать, не знаю и не понимаю, что такое крещение Духом и очищение огнём. Ладно, допускаю такое, но пусть попробует он это же повторить Самому Господу!

Только поглядите: «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя грехи свои», творя «достойный плод покаяния». Вы полагаете, что все они не понимали, что делали? Среди них могли быть, конечно, случайные люди, но в целом-то знали, что и почему делают.

Думаю, что здесь надо сделать небольшую остановку, и поразмыслить о крещении, как таковом, что оно означало для иудеев того времени. В различные, недоступные для меня, толкования иудейских раввинов «не пойду», да и нет их у меня; обратимся к Писанию.

В Ветхом Завете, достаточно много упоминаний на тему «омовение-очищение», вот, навскидку, некоторые из них:

«И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши» (Быт.35.2).    

«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню. <…> И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» (Исх.19.10-11, 14-15).

«тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан. А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их; кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан» (Лев.16.26-28).

Книга Левит (предыдущая цитата из неё) достаточно много и часто говорит о различных случаях, когда упоминается омовение-очищение в жизни народа Божьего. Ясно то, что кроме самого факта физического очищения водой, в это действие вложен и глубоко символический, духовный смысл. В этом понимании, конечно же, для очищения Израиля использовались приносимые в жертву животные, однако и водное омовение занимало немаловажное место в религиозной жизни.

Вот ярчайший пример этого: Божий народ во главе с Иисусом Навином вступают в Землю обетования (книга Иисуса Навина, первые главы). Мы уже отчасти говорили ранее об этом. Особые камни на дне Иордана и на берегу, как символы двенадцати колен Израиля, помните?

Именно это место использовал Иоанн-Креститель для крещения всех приходящих к нему, ведь это место было достаточно символично – Израиль, переходя через реку Иордан, проходил как бы сквозь воды очищения – Новый народ в Новую землю. Очень символично, не правда ли?

Ритуальное омовение с очищением, вполне могло быть воспринято иудеями в одном ряду с крещением Иоанна-Крестителя.

Так, всё-таки, что же приводило, что побуждало людей принимать крещение от Иоанна-Крестителя. Полагаю, кто был знаком с Писанием, не могли не заметить некоего сходства происходящего в окружающем мире, и с тем, что говорил пророк Исаия: «Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.028 с.)