Конспекты занятий, направленные на формирование коммуникативной компетентности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты занятий, направленные на формирование коммуникативной компетентности



 

В нашем исследовании развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста проводилось в виде занятий, состоящих из 4–5 игр и заданий для детей.

Структура занятия содержит в себе:

вводная часть (5 мин.), включающая в себя приветствие;

основная часть (20 мин.), задача – развитие навыков конструктивного взаимодействия;

заключительная часть (5 мин.) включала элементы рефлексии и прощание.

Приведем краткое описание шести занятий:

Занятия № 1

«Дружные зверята»  

Задачи:

1) формирование умения регулировать свое взаимодействие с другими детьми посредством правила (все игры);

2) формирование чувства принадлежности группе, общности посредством создания эмоционального образа («Зайка», «Птенцы»);

3) умение налаживать взаимодействие с другими детьми посредством доброжелательной мимики и жестов (невербальных средств);

4) умение учитывать интересы другого ребенка («Сова и мыши»);

5) формирование умения точно передать информацию сверстнику («Морковка»);

6) формирование навыков рефлексии.

Ход занятия: игра начинается с:

 

 

 

 

 

Занятия № 2

«Путешествие в волшебный лес дружбы и доброты»  

Задачи:

формирование чувства принадлежности группе,

формирование умения регулировать свое взаимодействие с другими детьми посредством правила (все игры),

формирование чувства общности, принадлежности к группе посредством создания эмоционального образа («Муравьи», «Гномики», «Утка с утятами»),

формирование умения налаживать взаимодействие с другими детьми посредством невербальной коммуникации,

формирование навыков рефлексии,

формирование умения обращать внимание выделять и определять внешние качества сверстника (во что одет, какого цвета глаза, волосы и т. д.).

Ход занятия: игра начинается с:

 

 

 

 

 

 

Занятия № 3

Задачи:

1) формирование чувства общности через создание эмоционального образа;

2) формирование способности видеть особенности сверстника, умение уподобиться ему на уровне движений и эмоций;

3) отработка согласованности движений;

4) формирование умения регулировать взаимодействие с другими детьми посредством правила (все игры);

5) формирование умения точно передавать и воспринимать информацию от сверстника.

Ход занятия: игра начинается с:

 

 

 

 

 

Занятие № 4

Задачи:

1) формирование чувства принадлежности к группе, чувства общности;

2) формирование эмоционально положительного отношения к сверстнику;

3) формирование способности согласованного действия, чувствительности к воздействиям сверстника;

4) умение принимать и получать информацию от сверстника;

5) формирование умения регулировать свое взаимодействие с другими детьми посредством правила (все игры).

Ход занятия: игра начинается с:

 

 

 

Занятие № 5

Задачи:

1) формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции, развитие способности видеть и понимать другого,

2) формирование произвольности и осознанности собственного поведения,

3) формирование способности учитывать точки зрения друг друга, умение договариваться, умение находить компромиссы, умение сотрудничать.

Ход занятия: игра начинается с:

 

 

 

 

 

Занятие № 6

Задачи:

1) формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции, развитие способности видеть и понимать другого;

2) формирование произвольности и осознанности собственного поведения;

3) формирование способности учитывать точки зрения друг друга, умение договариваться, находить компромиссы, сотрудничать.

Ход занятия:

 

 

 

 

Необходимо отметить, что на первых занятиях игры разучивались, а затем в течение недели закреплялись воспитателем. Затем особенно понравившиеся игры дети проводили самостоятельно.

Предлагаемая работа была нами реализована в разных дошкольных учреждениях. Практика показала, что такие занятия очень нравятся детям, доставляют им большое удовольствие. Ребенок дошкольного возраста предпочитает ту деятельность, которая отвечает наиболее насущным потребностям. Здесь ребенок в безопасных для его самооценки условиях может узнать свои возможности в сфере общения и понять другого. Как показали результаты, подобные занятия являются эффективным средством формирования познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.

 

 

2. Программа «Формирование представлений и знаний о нормах и правилах конструктивного взаимодействия со сверстниками» (авторы-составители Л.Г. Капкова, М.В. Мазаева, Г.Р. Хузеева)

 

Теоретической основой для разработки серии занятий, направленных на формирование адекватного образа сверстника стало положение Т.Д. Марцинковской о роли переживаний в процессе усвоения норм и правил. В основе успешной социализации лежит не только знание норм, а прежде всего их эмоциональное принятие.

В занятия были включены средства, методы, приемы, формы работы, способствующие не только процессу усвоения знаний о нормах и правилах поведения при общении со сверстниками, но и формирование эмоционально положительного отношения к данным нормам, желание их соблюдать и следовать им в процессе общения со сверстниками.

Целью данных разработок является:

1) формирование знаний о правилах и нормах общения со сверстниками, о способах выхода из конфликтных ситуаций, об особенностях сверстника (эмоции, особенности поведения и деятельности);

2) формирование эмоционально положительного отношения к данным нормам и правилам общения.

Данные занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В процессе их проведения активно используются игры, музыкальная, литературная, изобразительная, конструктивная, театрализованная деятельность.

Приведем конспекты занятий, направленных на формирование адекватного образа сверстника.

Занятие «Лети, лети, лепесток»  

Цель:

1) формирование знаний об особенностях сверстника;

2) формирование знаний об эмоциях и способах их выражения;

3) формирование знаний о конструктивных способах взаимодействия со сверстниками;

4) формирование конструктивных способов общения со сверстниками;

5) формирование положительного отношения к сверстнику;

6) развитие саморегуляции поведения.

Возраст детей: 5–7 лет.

Материалы:

дидактическая игра «По реке ситуаций», дидактическая игра «Цветик-семицветик», палочки Кюизенера, альбом с образцами узоров, настольная ширма, сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», макет цветика-семицветика с лепестками-заданиями, Незнайка-ребенок подготовительной группы, красные и синие карточки, пиктограммы эмоций. Ход занятия:

Вводная часть

В.: Здравствуйте мальчики и девочки! Сегодня утром, придя в группу, я обнаружила, что нам пришло письмо. Прочитаем его?

Воспитатель открывает письмо и читает текст:

«Здравствуйте, ребята!

Слышала, что вы добрые, хорошие дети и очень хотите научиться быть дружными, помогать и уважать друг друга. Примите от меня в подарок волшебный «Цветик-семицветик». Он поможет вам исполнить ваши желания.

Фея цветов».

В.: – Какой чудесный подарок подарила вам волшебница!

А в какой сказке нам уже встречался такой цветок? (Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».)

Помните, что все лепестки должны быть использованы на добрые, полезные дела, тогда они обязательно вернуться к волшебнице и произойдет чудо! Все наши желания исполнятся».

Воспитатель показывает детям волшебный «цветик-семицветик» и объясняет, что предстоит сделать.

В.: – Сорвав лепесток, мы выполним задания, написанные на нем, и отправим лепесток в путь, произнеся сначала волшебные слова. Вы готовы?

Живут на свете люди: старые, молодые, взрослые и маленькие. Живут, работают, учатся, играют. И у каждого человека бывают ситуации, когда надо сделать выбор, решить жизненную задачу. Случается, что сделаешь что-то, и сам не понимаешь, почему так вышло. Нужно подумать, разобраться в себе, попытаться понять других людей. Давайте и мы с помощью цветка и его волшебных лепестков попробуем побывать в разных ситуациях.

В конце каждой игры произносятся «волшебные слова», и лепесток отправляется в путь:

 

Лети, лети лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему, вели… (чтобы…)

 

Основная часть

Воспитатель отрывает первый лепесток и читает: – Учимся здороваться без слов.

Проводится игра, формирующая чувство принадлежности к группе, переход к непосредственному общению.

«Приветствие без слов».

В.: – Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? (Ответы детей.)

– Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга.

Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т. д. Основное правило игры: – Попробуй поздороваться так, чтобы другому человеку твое приветствие было приятно.

В.: – Отрываем второй лепесток и читаем: «Учимся замечать особенности друг друга».

Проводится игра, активизирующая внимание, память в процессе общения детей друг с другом, формирующая умение быть внимательным к сверстнику.

«Радио»  

Дети выбирают «диктора», который помогает разыскать потерявшегося ребенка. «Диктор» загадывает кого-то из участников, описывает его внешность, его умения и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Кто угадал, тот становится диктором.

В.: – Что же приготовил нам третий лепесток?: «Учимся сотрудничать друг с другом».

В ходе игрового взаимодействия учим детей сотрудничать со сверстниками при распределении функций.

Дети делятся на пары и садятся за столами напротив друг друга. На столе между детьми стоит ширма. Одному ребенку дается образец узора, а другому палочки Кюизенера, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок описывает узор, второй действует по его инструкции, имея право задать любой вопрос, но не имея возможности посмотреть на узор. Затем дети меняются местами.

В.: – Четвертый лепесток предлагает нам помочь Незнайке: «Помогаем Незнайке научиться вести себя правильно».

В группе появляется Незнайка.

Незнайка: – Привет девчонки! Привет мальчишки! Гуляя по цветочному городу, я повстречался с волшебницей – феей цветов. Она вдруг спросила (наверное, следила за мной?!), есть ли у меня какое-нибудь желание? Я сказал, что хотел бы, чтобы все перестали делать мне замечания: «Это ты сделал не так, здесь ты поступил неправильно, так делать нельзя». Но ведь никто не скажет, как надо? Вот волшебница и сказала, что поможет мне отправиться в один детский сад, где дети очень хотят научиться быть дружными, совершать хорошие поступки и понимать окружающих людей. Обещала, что вы возьмете меня в игру и всему научите.

В.: – Конечно, Незнайка! Мы будем очень рады, если ты присоединишься к нам. Правда, ребята? Но только сначала мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Согласен? Да, Незнайка! Волшебница была права, тебе непременно нужно научиться дружно играть, общаться, уступать, быть вежливым вместе с другими ребятами. Тогда у тебя появится много друзей, и им будет приятно с тобой встречаться.

Давай вместе сорвем следующий лепесток и посмотрим, какое задание нам предстоит выполнить.

В.: – Отрываем пятый лепесток волшебного цветка: – Вместе решаем проблему «Как играть дружно?»

Детям предлагаются проблемы и примерные варианты ответов:

1) Ты просишь, чтобы тебя приняли в игру, а тебя не берут.

«Обидишься и уйдешь»;

«Будешь просить, и приставать до тех пор, пока не примут»;

«Уйдешь играть в другую игру без обиды».

2) Ты играешь в игру и проиграл, а хочется выиграть.

«Вспомнишь, что игра есть игра, каждый может выиграть и проиграть»;

«Заплачешь, обидишься»;

«Выйдешь из игры, чтобы не портить себе настроение».

3) Ребята предлагают играть, а ты не хочешь. Как ты поступишь?

«Вежливо откажешься, скажешь, что тебе не хочется сейчас, в другой раз проиграешь»;

«Грубо скажешь, чтобы отстали от тебя»;

«Сделаешь вид, что тебе хочется, и идешь играть»;

Дети предлагают варианты решений и самостоятельно в ходе обсуждений делают совместный вывод.

Воспитатель срывает шестой лепесток, читает задание – Вместе решаем проблему «Как научиться договариваться?»

Ты качаешься на качелях, а рядом стоит мальчик и ждет.

Возможные варианты:

«Говоришь, что немного покачаешься и освободишь качели».

«Предлагаешь покачаться вместе».

«Ничего не говоришь, продолжаешь качаться, пока не надоест».

«Тебя нечаянно толкнули, когда ты играл(а)».

«Сразу же толкну в ответ».

«Обижусь и уйду».

«Скажу, чтобы были поосторожней и буду играть дальше».

В.: – Вот и остался у нас с вами последний, седьмой лепесток: «Определяем свое настроение, выражаем свое эмоциональное отношение».

Рефлексия состояния каждого ребенка и группы в целом.

Дети, используя материал дидактической игры «Цветик-семицветик», выкладывают на столе совместный «цветок настроения» по заданию: «Выбери цвет, который соответствует твоему настроению». Подводится общий итог занятия.

Все вместе приходим к выводу: не обязательно иметь волшебный цветок, чтобы приходить на помощь своим друзьям и другим людям. Достаточно иметь доброе сердце и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Затем дети делятся своими пожеланиями на тему: «Если бы у меня был один волшебный лепесток».

Возможные варианты ответов:

«Я бы попросил компьютер».

«Я бы попросила себе самую красивую куклу».

«Я бы набрал мороженого и конфет».

«Я бы сделал так, чтобы не было войны».

«Я бы при помощи волшебного цветка избавил людей от тяжёлых болезней».

«Я бы отдал листок тому, кто в нём нуждается».

Занятие-развлечение «Секреты дружбы»  

Цель:

1) формирование знаний о правилах дружбы,

2) формирование положительного отношения к сверстникам.

Ход развлечения:

Дети сидят полукругом в зале. Звучит песня о дружбе из мультфильма про кота Леопольда. В зал входит кот Леопольд (взрослый).

Леопольд: – Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Молодцы!

Я слышал, что вы очень дружные ребята и решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне подружиться с мышами. Они совершенно не умеют дружить и не знают что это такое.

Леопольд: (Подходит к детям и спрашивает.) – А у тебя есть друг? Почему друзьям хорошо вместе?

Беседа Леопольда с детьми.  

Леопольд: – Понятно: друг – это тот с кем тебе интересно, кто поможет в беде, с кем много общего.

В.: – А давай мы раскроем тебе секреты дружбы, а поможет нам в этом волшебный сундучок.

Из-за ширмы появляются мыши. Первый мышонок: – Я самый сильный, я самый смелый, и мне никто не нужен.

Второй мышонок: – Я самый ловкий, никого не боюсь. Я великий акробат.

Леопольд: – Здравствуйте, мышата. Я слышал, вы ловкие, смелые. Давайте жить дружно. Согласны?

Первый мышонок: — Ха-ха-ха. Тоже мне, друг нашёлся.

Второй мышонок: – Вот умора. Да какой ты друг?

Вдвоём: – Нам и без тебя хорошо.

Леопольд: – Ну вот, как всегда. (Уходит за дверь.)

Первый мышонок: — Как прекрасно нам одним на свете жить. Как прекрасно нам самим себя любить.

Второй мышонок: – Как чудесно нам играть с тобой. И совсем не нужен друг нам никакой.

Первый мышонок: — А давай напугаем Леопольда. А то, ишь, тут раздружился.

Второй мышонок: – Тьфу, противно. Фонограмма «Хвост за хвост».

Первый мышонок: — Я залезу в трубу и буду громко выть. Он услышит и испугается.

Оба: – Ха-ха-ха! (Подходит к трубе и падает.)

Первый мышонок: — Ой, ой, я кажется узнал! (Кричит.)

Второй мышонок: – Эй, серый, ты чего? Застрял, что ли?

Первый мышонок: — А-а-а! Помогите, спасите!

Второй мышонок: – Сейчас, подожди. Подходит к трубе, протягивает лапу и тоже падает в трубу. (Кричат оба.)

Обе мыши: – Помогите, спасите!

Леопольд: – (Вбегая в зал): Ой, ребята, кто это здесь кричит?

(Леопольд достает мышей.)

Первый мышонок: — О, Леопольд прости нас!

Второй мышонок: – Спасибо, что ты нас спас!

Леопольд: – А давайте жить дружно.

Мыши вместе: – Давайте!

Ведущий: – Первый секрет дружбы состоит в том, что друзья должны помогать друг другу в беде.

Леопольд: – А я знаю танец, который называется «Поссорились – помирились».

Дети играют.

Леопольд: – Ой, ребята какие вы молодцы!

Первый мышонок: — И нам понравилось. Ура, ура!

Ведущий: – Пришло время узнать второй секрет дружбы. Будьте очень внимательны.

Инсценировка «Ссора»  

(Т. Козлова)

Ведущий: – Кто кого обидел первый?

Первый ребёнок: – Он меня!

Второй ребёнок: – Нет, он меня!

Ведущий: – Кто кого ударил первый?

Первый ребёнок: – Он меня!

Второй ребёнок: – Нет, он меня!

Ведущий: – Вы же раньше так дружили?

Первый ребёнок: – Я дружил!

Второй ребёнок: – И я дружил!

Ведущий: – Что же вы не поделили?

Первый ребёнок: – Я забыл…

Второй ребёнок: – И я забыл…

Ведущий: – Что ж, не будете ругаться?

Первый ребёнок: – Ни за что!

Второй ребёнок: – И никогда!

Ведущий: – Остается вам обняться!

Первый ребёнок: – Здорово!

Второй ребёнок: – Согласен я!

Леопольд: (спрашивает детей) – Как поссорились мальчики? Как они помирились? Как вы миритесь со своими друзьями?

Первый мышонок: — А у меня есть мячик. Посмотри, какой красивый.

Второй мышонок: – Ой, а дай мне поиграть немножко.

Первый мышонок: — Не дам. Я сам буду играть.

Второй мышонок: – Ну, тогда давай вместе поиграем.

Леопольд: – Второе правило: уступать друг другу и играть вместе.

Правила вытекают из доводов, которые ведутся в беседе с детьми.

Первый мышонок: — Нет (отворачивается). Я сам буду играть.

Второй мышонок: – Ну и не надо, жадина (отворачивается).

Леопольд: – Ребята, а давайте покажем нашим мышатам, что бывает с жадинами.

«Ничего тебе не дам»  

(Инсценировка стихотворения Н. Найденовой)

Витя

 

У меня есть новый мячик,

Конь, гармошка и ружье.

Я держу свои игрушки

И твержу: «Моё. Моё!»

 

Наташа:

 

Есть матрёшка у меня.

Разреши моей матрёшке

Сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду?

Хочешь, с мишкой поиграй…

 

Витя:

 

Не буду! Не буду! Не буду!

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

 

Серёжа:

 

У меня вот

Есть автобус голубой.

Может, мы хоть ненадолго

Поменяемся с тобой?

Я возьму ружье и мячик,

Ты автобус покатай…

 

Витя:

 

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во всё играю сам!

 

Галя:

 

У меня есть кран подъёмный:

Посмотри, какой огромный!

Хочешь, Витя, строить дом?

Можем выстроить вдвоём!

Дай гармошку мне свою,

Я сыграю и спою.

 

Витя:

 

Нет, гармошку я не дам!

Я на ней играю сам!

 

Все:

 

Сам так сам!

Друг такой не нужен нам! (Отворачиваются и уходят.)

 

Воспитатель:

 

Есть у Вити балалайка,

Барабан, ружье и слон.

Есть машина, серый зайка.

От чего ж скучает он?

Всё, что только захотите,

Вы найдете у него,

Но товарищей у Вити

Нет ни одного!

 

Третий секрет дружбы: друзья не жадничают, не вредничают и не обижают друг друга.

В.: – Итак, мы уже знаем многие секреты дружбы. А вот ещё один. Он спрятан в песне. Давайте мы её споем. (В. Шаинский «Дружба начинается с улыбки».)

Ведущий: (спрашивает у Леопольда) – С чего же начинается дружба? Это и есть пятый секрет.

Леопольд: – Ну, давайте мы посмотрим друг на друга и подарим всем свою самую добрую и красивую улыбку.

Ведущий: – А это ещё один секрет дружбы. Он зашифрован в этих картинках. (Рассматривание и обсуждение коллективных презентационных работ «Секрет дружбы».) В чём же заключается этот секрет дружбы?

Леопольд: – В общем деле, оно всегда сближает друзей.

Ведущий: – Вот тебе Леопольд ларчик с секретами дружбы. Он поможет тебе подружиться с мышатами.

Леопольд: – Большое моё спасибо вам, ребята. Вы такие дружные и поэтому мне хочется спеть с вами песню о дружбе. (Исполнение песни «Дружба крепкая не сломается».)

Леопольд дарит детям подарки.

А сейчас давайте все вместе составим книгу с иллюстрациями, где будут прописаны все секреты дружбы. Под музыку дети рисуют, а воспитатель в конце складывает рисунки и оформляет книгу.

 

3. Детская литература как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

 

Для осознания детьми норм и правил общения со сверстниками можно использовать детскую литературу

Чтение, обсуждение, инсценировки способствуют осознанию и эмоциональному принятию данных норм.

Библиотека «Правила дружбы»  

(Составитель: М.В. Мазаева) Данный список детских литературных произведений предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование знаний о правилах общение и эмоционального отношения к данным правилам средствами художественной литературы.

Стихи

З. Александрова. «Катя в яслях»,

A. Барто. «Есть такие мальчики»,

B. Витулко. «Ты дружбу не купишь за деньги…», «А разве друга надо звать…»,

Волков. «Учись ладить с ребятами», «В детском садике детишки»

Т. Маршалова. «Как-то заинька-трусишка…»,

Н. Найденова. «Новая девочка»,

Е. Стеквашова. «Друзья»,

К. Чуковский. «Путаница».

 

Сказки и рассказы

Братья Гримм. «Боб, Соломинка и Уголек», «Верные звери»,

В. Драгунский. «Денискины рассказы»,

А. Митта. «Шар в окошке»,

Н. Носов. «На горке»,

Е. Пермяк. «Самое страшное»,

Р. Сэф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»,

А.Н. Толстой. «Бобовое зернышко»,

Л.Н. Толстой. Лев и собачка,

К. Чуковский. «Доктор Айболит».

 

Песенки о дружбе («Улыбка», «Вместе весело шагать», «Дорога добра» (Автор слов – Ю. Энтин, композитор – М. Минков).

Помимо специальных занятий по формированию коммуникативной компетентности необходимо включать в повседневную жизнь детей задания на совместную деятельность. Такая деятельность является одним из условий становления коммуникативной компетентности. Такие задания можно предлагать на физкультурных занятиях (выполнение упражнений в паре, требующих согласования действий), на занятиях по развитию речи, математике, рисованию (реализация общего замысла совместными усилиями) и т. д.

 

 

Заключение

 

Вместо заключения приведу некоторые ситуации взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которые ярко демонстрируют необходимость пристального внимания взрослого к сфере коммуникативного развития детей.

 

* * *

 

Саша (6 лет) подходит к Юле (6 лет), которая сидит за столом и рисует (Остальные дети на другом занятии.)

Саша: – Можно я здесь сяду?

Юля: – Нет, сюда не садись. (Пауза.)

Саша: – Я хочу порисовать. Можно мне тоже карандаши.

Маша: – Не-а.

Саша: – (Повышенным тоном.) Дай.

Маша: – Нет. (Не отрываясь, продолжает рисовать.)

Саша стоит, смотрит с обидой и начинает громко плакать. Маша с интересом наблюдает.

 

* * *

 

Лера и Настя одеваются, чтобы пойти на прогулку. Соревнуются, кто быстрее. После того, как обе оделись, Лера достает бинокль. Настя заинтересовалась.

Настя: – Ой, какой. Дай мне посмотреть.

Лера: – На, возьми.

Настя смотрит, но ничего не видно. Лера наблюдает.

Лера: – Настя, тебе, наверное, не видно. Дай я вот тут подкручу. Так надо, чтобы видно было.

Настя снова смотрит, снова не видно. Лера снова подправляет. Настя видит изображение, выражает восторг, и девочки, взявшись за руки, идут на прогулку.

 

* * *

 

Андрей занят, подходит Никита и толкает Андрея.

Андрей (смотрит с удивлением): – Никита, что ты делаешь?

Никита смотрит и, не отвечая, отходит от Андрея. Та же ситуация повторяется с Игорем. Игорь тут же дает сдачу, начинается потасовка.

 

* * *

 

Никита и Артур сидят рядом и рисуют по заданию взрослого. Взрослый спрашивает Никиту о возрасте.

Никита: – мне шесть лет.

Артур: – Нет ему пять, он обманывает.

Никита (неуверенно, с обидой): – Мне уже шесть лет. А мне никто не верит, все говорят, что пять. Я даже конфеты приносил на День рождения, а мне не верят (Собирается плакать.)

Артур: – Все равно пять, он плохо рисует потому что.

 

* * *

 

Эдик и Саша (ходят в одну группу) встретились в выходные на прогулке. Оба очень рады встрече. У Эдика ледянка, у Саши ледянки нет. Эдик предлагает покататься с горки и с радость отдает свою ледянку Саше. Саша начинает кататься, Эдик стоит. После того, как Саша прокатился 3–4 раза, Эдик предлагает покататься вместе, но ледянка рассчитана только на одного.

Эдик снова ждет Сашу. Затем Эдик подходит, берет ледянку и идет на другую горку, Саша уходит.

Коммуникативная компетентность, безусловно, является сложным системным качеством, результатом взаимодействия множества факторов, которые могут способствовать или препятствовать ее становлению. Коммуникативная компетентность развивается и проявляется исключительно в рамках реального взаимодействия ребенка со сверстниками. В значительной степени именно в дошкольном возрасте характер, успешность данного взаимодействия определяется отношением, вниманием взрослого к сфере общения детей друг с другом.

 

Литература

 

Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.

Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проб лемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дуб ровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2010.

Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2011.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 до 6. М.,1992.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М., 2004.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.;Воронеж, 1997.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.;Воронеж, 1996.

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. М.;Воронеж, 2001.

Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. М.;Воронеж, 2001.

Моральное суждение у ребенка. М., 2006.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2010.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2008.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.;Воронеж, 1998.

Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка: Учеб. пособие / ред. – сост. Г.В. Бурменская. М., 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.254 с.)