Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности



 

Опираясь на данные принципы, были подобраны игры для формирования базового компонента коммуникативной компетентности – чувствительности к воздействиям сверстника  , в основе которого находится адекватный образ ребенка (эмоциональный, познавательный и поведенческий компонент), опыт взаимодействия с ним.

Игры были разделены на три группы.

Необходимо отметить, что деление игр на группы весьма условно, так как любая совместная деятельность, в том числе и совместная игра, способствуют формированию образа сверстника (знаний о товарище, эмоциональное отношение к нему и умение регулировать свое поведения с учетом интересов и его потребностей), то есть опыт взаимодействия с ним.

Первая группа игр направлена на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения.

Основным направлением при формировании положительного эмоционального отношения является формирование элементов личностного типа отношения к сверстнику, развитие чувства сопричастности и общности с другим (Е.О. Смирнова). Эта задача может решаться через серию игр на взаимодействие с другими детьми, направленных на преодоление враждебности, конкурентности и формирование способности видеть и понимать другого.

Задачей таких игр является переход к непосредственному общению, преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. Главными правилами этих игр являются преобладание невербального взаимодействия, отсутствие конкурентности и соревновательного компонента, ситуация «чистого общения» (то есть общение без игрушек).

Во время таких игр запрещены разговоры, вводился язык «сигналов». Все занимают одинаковые роли, например это «муравьи», «лесные животные», «цветы», «волны». Непосредственное внимание со стороны сверстников и нестандартная ситуация общения способствует решению поставленных задач.

Приведем описание некоторых игр, направленных на формирование эмоционально положительного отношения к сверстнику, чувства общности. Так, в игре «Лесные звери» дети должны изображать лесных зверей, которые могут общаться только на языке животных. Детям объясняют правила невербального, доброжелательного взаимодействия. В игре «Муравьишки» (В.М. Холмогорова) дети изображают «муравьишек», которые после зимней спячки закатили пир, здороваются друг с другом и угощают друг друга. В игре «Утята» дети изображают птенцов, вылупившихся из яйца, утята впервые видят мир, здороваются и знакомятся друг с другом с помощью невербальных средств общения.

Нужно отметить, что при проведении данных игр вначале интерес ребенка направлен не на сверстника, а на сам процесс общения, взаимодействия, которые кажутся непривычными. Дети фиксированы на себе, а не на сверстнике.

Также для формирования положительного эмоционального отношения к сверстнику подходят игры, направленные на переживание общих эмоций – страха, горя, радости и др. Совместное переживание каких-либо эмоций создает чувство общности и близости.

Детям очень нравятся подобные игры. Можно отметить, что эти игры снижают уровень фиксированности на себе, дети чаще обращают внимание на другого ребенка. Например, в игре «Две страны», где необходимо развеселить жителей «Грустной страны», дети веселят сверстников до тех пор, пока «грустные» дети не рассмеются. Сначала каждый ребенок выбирает себе сверстника и пытается его рассмешить, в последующих играх действия детей направлены на всех, а не на одного.

В игре «Злой дракон» дети должны называть друг друга ласковыми словами, чтобы Дракон не разрушил их дом.

Таким образом, данные игры направлены на формирование положительного, доверительного отношения ребенка к сверстнику противоположного пола.

Приведем описание данных игр.

«Цветочная клумба»  

Взрослый предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов.

Все цветы растут рядышком, поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».

«Приветствие без слов»  

Предлагается игра, которая впоследствии может служить удачным «ритуалом приветствия» в начале занятий. «Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? Давайте придумаем, как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т. д. Основное правило игры: «Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому ребенку это было приятно».

«Найди своих»  

Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животное узнает своих: заяц узнает зайца, пчела – пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т. д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает этим двум движение, которое он считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся» должны повторить за ним. Затем детям можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей и т. д.

«Зеркало»  

Детям предлагается игра: «Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда «повторяет» то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие-то движения, а остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения».

Вторая группа игр больше направлена на формирование познавательного компонента образа сверстника.

Здесь также можно выделить несколько направлений игр.

Игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника   (внешность, одежда, эмоции) и на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что посредством данных игр дети начинают понимать, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях).

Игры, направленные на формирование способности видеть и понимать внешние особенности сверстника  , решают задачу снятия фиксации на себе и формирование способности видеть сверстника.

Например, в игре «Радио», где ведущий, описывает внешность ребенка, а другие должны угадать по внешним особенностям, о ком идет речь. В игре «Запомни меня», дети делятся на пары, несколько минут смотрят друг на друга, по сигналу отворачиваются и по очереди описывают внешность «напарника».

Для того, чтобы избежать самостоятельного выбора детьми пары, можно использовать приемы, которые предоставляют возможность независимого, случайного выбора: считалки, игры типа «Найди пару по цвету глаз».

Игры, направленные на взаимодействие на уровне эмоций  

развивают способность обращать внимание на эмоции, настроение другого ребенка. Основной центр этих игр – эмоции. Игры проводятся от изображения загаданной эмоции ребенка всеми детьми, например, в игре «Зеркало», к изображению одним ребенком эмоции, которую загадал другой («Телефон настроения»). Это облегчает детям в понимании эмоций другого человека. Также игры проводятся в направлении от игр, где эмоция изображается только мимикой лица, к играм, где они изображались всем телом. Например, в игре «Море волнуется», «Скульптура настроения» дети должны изобразить всем телом, «самую грустную», «самую добрую» или «самую сердитую» фигуры. Можно обсудить причины возникновения эмоций, схожие и различные.

Игры, направленные на понимание   не только внешних особенностей, но и особенности личности  , способностей и возможностей сверстников. Задача подобных игр – развитие способности видеть в сверстнике особенности его личности, способности, потребности и желания. Сюда включаются игры, требующие внимания к особенностям сверстника, взаимопомощи, взаимопонимания, и игры, направленные на умение видеть и понимать желания и предпочтения другого. Игры проводятся в направлении от исполнения воображаемых ролей (например, таких как «волшебник», «садовник») – к реальным – «хвастуны», «помощники».

Так, в игре «Волшебный чемоданчик» все дети «дарят» одному ребенку подарки, которые, на их взгляд, он хотел бы получить. Вначале дети фиксируются на предметных подарках: кукла, игрушка, конфеты, цветы, затем в качестве подарков предлагаются волшебные предметы: волшебная палочка, которая исполняет желания, ковер-самолет и др. Были получены такие ответы, как: «Чтобы у тебя были друзья», «Чтобы ребята дружили с тобой», «Чтобы ты был добрым мальчиком, никогда не обижал никого», «Чтобы научился читать», «Чтобы учился на одни пятерки, даже без одной четверки» и др.

Игра «Зэч», в ней ребенок, бросая мяч сверстнику, пытается угадать что-либо о нем: имя, которое ему нравится, предпочитаемого героя сказок и мультфильмов, любимую вещь, выбираемую еду или будущую профессию. Дети очень радуются, когда угадывают предпочтение другого человека. Выбор мальчиков и девочек существенно отличаются. Такие знания способствуют лучшему пониманию сверстника противоположного пола. Также дети делают открытие, что у них много общего. Например, многие дети любят сладости.

Таким образом, игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, направлены на понимание внешних особенностей, особенностей личности, интересы, предпочтения сверстников. Понимание детьми того, что наряду с различиями, у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности к сверстнику.

Приведем описание некоторых игр:

«Радио»  

Выбирается «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор» выбирает кого-то из участников, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Тот, кто угадал, становится «диктором».

«Зеркало эмоций»  

Детям предлагается поиграть в «Зеркало», только с изображением определенного настроения: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.

«Волшебный чемоданчик»  

(Е.О. Смирнова)

Дети садятся в круг, один из них – в середину, и ему предлагается представить, что у него в руках находиться «волшебный чемоданчик». Каждый сидящий в кругу должен придумать, что хочет или что нужно этому ребенку, и он дарит такой подарок. Сидящий в кругу принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть в кругу, когда каждый дарит по цепочке подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача ребенка – угадать желание сверстника.

Игра «Закончи фразу: “Я думаю, со мной дружат, потому, что я…”»  

Цель: учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения, формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать к добрым поступкам; дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Третья группа игр направлена на формирование поведенческого, регуляционного компонента образа сверстника.

Цель этих игр – формирование умений регулировать поведение, ориентируясь на сверстника. В поведении одним из критериев сформированной коммуникативной компетентности является чувство удовлетворения, возникающее в ходе общения и у ребенка и у сверстника. Случаи, когда ребенок достигает своей цели, но сверстник остается обиженным, нельзя рассматривать как проявления коммуникативной компетентности.

Например, мальчик захотел такой же шарик, что и у другого ребенка. Он подошел и попросил, ребенок отказал ему. Тогда мальчик предупредил, что отнимет. Снова последовал отказ. После чего он замахнулся на него рукой, чтобы получить шарик. И только после этого отобрал шарик. Мы видим, что ребенок достиг цели, что его поведение четко регулировалось, но без учета интересов другого. Мы не можем рассматривать данную ситуацию как ситуацию проявления коммуникативной компетентности.

Основной группой игр здесь являются любые игры, где ребенок реализует взаимодействие, направленное на достижение определенных целей общения (индивидуальной или совместной). Например, в игре «Страна грусти» (В.М. Холмогорова) один ребенок должен рассмешить другого и перевести его в «страну веселья». В игре «Волшебная кисточка», ребенок должен объяснить свое желание так, чтобы его понял сверстник.

Необходимо выделить игры и задания, направленные на совместную деятельность, которая помогает детям чувствовать себя единым субъектом деятельности, а также способствует формированию способности действовать в рамках единой цели, дает опыт согласования действий, умения договариваться, умения понять другого и доступно объяснить.

Начинать лучше с простых игр, направленных на согласованность действий со сверстником.

В играх «Зеркало», «Испорченный телефон», вначале дети совершенно не могут повторить за сверстником движения, мимику и позы. Но с каждым разом у детей получается лучше. Цель таких игр заключается в точном повторении за сверстником движений, поэтому интерес от игры к игре возрастает. Затем игры усложняются и требуют разных действий для достижения общих целей. Например, «Дракон кусает свой хвост», «Липучка». Кроме того, задачей взрослого является создание условий для проявления просоциальных форм поведения (бескорыстной помощи, взаимовыручки) и опыта сочувствия, содействия, сопереживания. Например, сюжетно-ролевые игры, требующие взаимопомощи, проявления сопереживания: «Старенькая бабушка», «Заколдованный ребенок», «Живые куклы», «Садовник» (все – Е.О. Смирнова), «Ласковый мелок», «Салочки-выручалочки».

В этих играх центром внимания являются роли, которые требуют заботы о другом: «Садовник», «Хозяин куклы», «Заботливый внучек», «Утка с утятами», «Вредное колечко». Приведем пример. В игре «Старенькая бабушка» (Е.О. Смирнова), дети должны распределить роли. Выбрать старенькую бабушку, заботливую внучку, машины, врача, аптекаря и т. д. В ходе игры «внучка» должна перевести «бабушку» через дорогу, по которой ездят «машины», отвести к «врачу», «аптекарю» и привести домой. Все эти игры требуют согласования действий, высокой степени чувствительности к сверстнику.

Наиболее эффективными в плане формирования доброжелательных отношений со сверстниками являются и игры с правилами, направленными на взаимовыручку и взаимодействие: «Сова и мыши», «Салочки-выручалочки», «Дракон кусает свой хвост», «Липучка» и др.

Так, в игре «Салочки-выручалочки» дети сначала фиксируются на том, чтобы не попасться. Затем внимание детей переключается на помощь и необходимость выручить другого ребенка.

Приведем описание некоторых игр:

«Часы»  

В игре участвует не менее шести человек. Взрослый говорит, что часы должны ходить слажено, не сбиваясь, и предлагает всем участникам побыть часами. Среди игроков выбирается ребенок, который встает в середину круга, одну руку вытягивает вперед, изображая стрелку. По кругу он поворачивается к каждому и говорит «Тик» или «Так». Все участвующие по очереди поднимают вначале правую, потом левую руку, затем опускается правая и левая. Правила игры: вначале поднимается правая, потом левая рука, руки не опускаются, пока нет сигнала; ждать именно своего сигнала: «тик» или «так»; кто нарушил правила, тот выходит из игры. Когда правила усвоены, темп игры убыстряется.

«Конструктор»  

Один ребенок берет на себя роль «конструктора», остальные – роль «материала». «Конструктор» что-то придумывает или создает по условию, затем представляет свое изобретение (машину, поезд, робота и т. д.) и показывает, как действует созданная машина или механизм. Например вагоны «поезд должен ехать слаженно, не должны отцепляться и т. д.

«Липучка»  

(Е.К. Лютова)

Все дети убегают от салочки-«липучки». Тот, кого поймала «липучка», присоединяется к ней и они, взявшись за руки продолжают ловить участников игры. Каждый следующий, кого поймала «липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».

«Телефон настроения»  

Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломан, слышите неправильно. Давайте попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед «будит» следующего, и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным.

«Две страны»  

(В.М. Холмогорова)

Детям предлагается следующее содержание игры: «Ребята, давайте поиграем в игру “Две страны”. Одна – “Страна Грусти”, там живут грустные жители, а в другой – “Стране Веселья” – живут веселые жители. Жители веселой страны должны переселить грустных жителей в свою страну, развеселив их».

«Магазин настроения»  

Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «Магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» его весельем, напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т. д.

«Заботливый внучек»  

(Е.О. Смирнова)

Детям предлагается игра со следующим содержанием: «Заботливый внучек ведет в больницу свою старенькую бабушку. Его бабушка плохо видит и слышит. Внучек должен перевести ее через автомобильную дорогу, привести к доктору, купить лекарства и привести бабушку домой. Внук должен перевести бабушку через дорогу так, чтобы их не сбила машина». Распределяются роли «бабушки» (бабушке завязываются глаза), «внука», «машин», «доктора», «аптекаря» и разыгрывается сюжет.

«Живые куклы»  

(Е.О. Смирнова)

Дети разбиваются на пары. Ведущий объясняет содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши игрушки живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой – в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять его просьбы» и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, покачать на качелях. Основное правило: хозяин куклы должен выполнять все желания и не заставлять ее делать то, чего она не хочет.

«Садовник»  

(Е.О. Смирнова)

Дети разбиваются на пары (пару можно выбрать по цвету глаз, одежды и т. д.). Один из детей изображает садовника, другой – «цветок» (ребенок сам выбирает, каким цветком, он будет). Садовник изображает, как он сажает семечко, ходит за водой, поливает его, окучивает, восхищается своим цветком. «Цветок» изображает как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику и солнышку.

«Колдун»  

Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он хотел взять в ученики одного ребенка из нашей группы. Чтобы его выручить, мы, ребята, должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».

«Слепой художник»  

Детям предлагается сюжет: «Жил-был великий художник. Мечтал он нарисовать прекрасную картину. Но случилась с ним беда: художник ослеп. Были у великого мастера ученики, которые решили ему помочь. Художник рассказал им о задуманной картине, описал ее, а ученики рисовали. В один прекрасный день художник снова стал зрячим. Он увидел картину, которую создали его ученики». Главное правило в игре – ученик должен рисовать только по замыслу «художника», ничего не добавлять от себя. В эту игру можно играть парами, а можно группой.

«Жужа» (подвижная игра)  

Из игроков выбирается Жужа, которая садится на стульчик с мягким полотенцем в руках. Все остальные дети начинают дразнить Жужу определенными словами (фруктами, овощами и т. д.). Как только Жужа почувствует, что она разозлилась, она начинает догонять детей. Правила игры: дразнить можно только определенными словами, о чем договариваются до игры. Жужа сидит столько, сколько сможет. Она может хлопать полотенцем только по ногам.

«Коллективный рисунок»  

1 вариант:

Все дети рисуют на одном листе. После рисования они придумывают рассказ, в котором все персонажи рисунков были бы задействованы.

2 вариант:

Каждому ребенку дается листок, на котором он начинает

свой рисунок. По сигналу (через 3–4 мин.) ребенок должен передать рисунок соседу справа, получить рисунок слева и продолжить его. В конце на основе полученных рисунков придумываются рассказы.

3 вариант:

Коллективный рисунок на определенную тему.

«Концерт»  

Дети делятся на две группы, одна – зрители, другая – исполнители. Исполнители должны придумать, договориться между собой и показать концерт зрителям.

«Пузырьки»  

Дети делятся на группы по 3–4 человека. Взявшись за руки, они образуют круги – «пузырьки» и передвигаются так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками». Каждый «пузырёк» придумывает свое движение.

Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в гости друзей»  

Цель: закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.

Еще раз необходимо отметить, что деление игр весьма условно, можно использовать разные игры. Главное, чтобы взрослый точно осознавал цель данной игры и мог объяснить ее детям.

Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности. Главное – формирование осознанного отношения ребенка к сверстнику и понимание конструктивных правил взаимодействия с ним.   Взрослый должен направлять данный процесс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.004 с.)