Великая греческая колонизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великая греческая колонизация



Цель занятия: изучить явление в истории Древней Греции, получившее название Великая греческая колонизация, т.е. расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей.

Форма обучения: Семинар – беседа, посвященный выявлению и изучению причин Великой греческой колонизации, основных ее направлений, устройству колоний, последствий Великой греческой колонизации.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика источников.

2. Причины колонизационного движения греков.

3. Роль Дельфийского оракула в основании греческих колоний.

4. Основные направления Великой греческой колонизации.

5. Греческие колонии.

6. Последствия Великой греческой колонизации.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных социально-экономических и политических процессах, протекающих в период Великой греческой колонизации;

знать:

· источники и историографию по теме Великая греческая колонизация;

· причины расселения древних греков и открытия новых колоний;

· значение Дельфийского оракула в основании греческих колоний;

· основные направления расселения;

· особенности социально-экономического и политического устройства колоний;

· последствия Великой Греческой колонизации для развития Древней Герции и Древнего мира в целом;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Древней Греции, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить учебный материал из основного списка – 1, 3, 6, 7;

· особое внимание следует уделить работе с исторической картой Великой греческой колонизации;

· поработав с историческими источниками – 5, 23 и дополнительной литературой – 3, 7, 12, 25, 52, 54, 55, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.

Архаический период в истории Древней Греции характеризуется таким явлением, как Великая греческая колонизация, т.е. расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей. Студентам необходимо обратить внимание на то, что среди причин данного явления, выделяют две основные: демографический взрыв и процесс классообразования, который постепенно приводил к обезземеливанию определенной прослойки общества. В зависимости от политической ситуации и характера греческих полисов причины колонизации могли быть различны. Так, например, в колонизационном движении коринфских тиранов выделяются следующие: выведение на приобретенные земли разорившихся крестьян; необходимость восстановления западных морских коммуникаций, закрытых для торговли действиями Керкиды; выведение в колонии противников политического режима тиранов.

Важную роль в колонизационном движении греков играл Дельфийский оракул Аполлона, который к данному периоду времени приобретает все большее значение в качестве общегреческой святыни. Греческая традиция сохранила значительное количество свидетельств об участии Дельф в самых различных сферах жизни греческого общества. Прежде чем основывать новую колонию эллинские города-государства обращались за советом к оракулу. Его жрецы обладали солидным запасом знаний относительно географии Средиземноморского бассейна. Поэтому неудивительно, что в ряде колоний Аполлона почитали под именем «Пролагателя путей».

Опираясь на историческую карту, студентам необходимо в Великой греческой колонизации проследить следующие направления:

– западное;

– северо-восточное;

– южное и юго-восточное.

В процессе характеристики направлений необходимо отметить, что наибольшей интенсивностью отличались западное и северо-восточное направления, где было основано большинство эллинских колоний. Среди них: Массалия (современная территория Франции), Сиракузы, Мессана (о. Сицилия), Регий, Кротон, Сибарис (Апеннинский п-ов), Синопа,Фасис, Феодосия (побережье Черного моря) и др. Фактически провальной была колонизация в южном и юго-восточном направлении, поскольку здесь греки столкнулись с ожесточенным сопротивлением финикийских торговцев и одной стороны и владык государств Востока с другой. Среди греческих колоний, основанных на данном направлении, следует отметить следующие поселения: Аполлония, Кирена (современная территория Ливии), Навкратис (Египет).

В процессе изучения внутреннего устройства греческих колоний установлено, что оно нередко повторяло строй метрополии или отдельные его элементы. Так, например, в Гераклее произошло заимствование характерных для Мегар установлений. К их числу можно отнести деление гражданского коллектива на три дорийские филы, а также на особые военно-административные единицы – «сотни».

Достаточно интересным являлся статус коринфских колоний эпохи Кипселидов. С самого начала колонии, основанные тиранами, находились в полной зависимости от метрополии. Во главе колонистов стояли родственники Кипселидов, которые оставались наместниками в новых колониях Коринфа.

Особое место принадлежит греческой колонии в Египте – Навкратису. Он не имел автономии, в городе торговали представители различных греческих полисов. Навкратис представлял собой характерный пример торгового поселения (эмпория). Подобный статус поселения был обусловлен тем, что колония располагалась на территории одного из древнейших государств Востока, правители которого стремились ограничить иноземное влияние и поставить под контроль торговые операции греков.

Имелись и совершенно иные колонии. Яркий тому пример – Элеунт. Данное поселение было основано афинянами и являлось примером исключительно политической акции, поскольку это была попытка Афин утвердиться в проливах, а о каком-либо элеунтском полисе не может быть и речи.

Великая греческая колонизация является одним из ключевых явлений не только греческой истории, но и многих других государств и народов в той или иной степени затронутых данным процессом. Выведение новых колоний требовало концентрации многих сил, развитию географических знаний, мореплавания, строительства. Во вновь основанных поселениях местное население приобщалось к различного рода достижениям более развитой греческой цивилизации.

Вопросы теста:

1. Какой древнегреческий полис образовал более 70 колоний в период Великой греческой колонизации:

1) Милет

2) Коринф

3) Мегары

4) Халкида

 

2. Какие из нижеперечисленных полисов практически не участвовали в процессе Великой греческой колонизации:

1) Афины

2) Милет

3) Коринф

4) Спарта

5) Мегары

6) Халкида

 

3. Отметьте основные направления Великой греческой колонизации:

1) Западное

2) Северо-восточное

3) Южное

4) Юго-звосточное

5) Северо-восточное

 

4. В каком году в результате Великой греческой колонизации возник город Сиракузы:

1) Ок. 734 г. до н.э.

2) Ок. 534 г. до н.э.

3) Ок. 334 г.до н.э.

4) Ок. 434 г. до н.э.

 

5. Какой древнегреческий полис являлся ведущим в колонизации крайнего запада Средиземноморья:

1) Коринф

2) Мегары

3) Халкида

4) Фокея

 

6. Какой древнегреческий полис основал такие важные в стратегическом отношении колонии как Халкедон и Византий:

1) Коринф

2) Мегары

3) Халкида

4) Фокея

7. Как греки называли Черное море:

1) «Гостеприимное море»

2) «Доброе море»

3) «Холодное море»

4) «Черное море»

8. Приведите в соответствие название колоний с их географическим расположением:

Û Южное Причерноморье---Синопа, Гераклея Понтийская

Û Восточное Причерноморье--- Диоскуриада и Фасис

Û Западное Причерноморье--- Истрия и Одесс

9. Что означает термин «апойкия»?

1) полноценные колонии, сразу становившиеся независимыми полисами;

 2) места пребывания купцов со своим товаром;

 3) островной полис;

 4) материковый полис

10. Что означает термин «фактория»?

1) полноценные колонии, сразу становившиеся независимыми полисами;

 2) места пребывания купцов со своим товаром;

 3) островной полис;

 4) материковый полис

 

Тема семинарского занятия № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.013 с.)