Развитие земледелия в эпоху империи и колонат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие земледелия в эпоху империи и колонат



Цель занятия: изучить и проанализировать процессы развития земледелия в эпоху империи, установление колоната как формы крепостничества в эпоху империи.

Форма обучения: Семинар – беседа, посвященный изучению процессов экономического развития римского общества в эпоху поздней империи.

Вопросы для обсуждения:

1. Положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э.

2. Изменения в положении рабов в эпоху принципата.

3. Положение колонов в III веке н.э.

4. Римское законодательство о колонах в IV – V веках н.э.

5. Историческое место колоната.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о социально –экономическом развитии Древнего Рима в эпоху поздней империи;

знать:

· источники и историографию по проблеме;

· суть понятия «колонат»;

· положение колонов, формы их ренты в I – II веках н.э.;

· изменения в положении рабов;

· положение колонов в III веке н.э.;

· суть римского законодательства о колонах в IV – V веках н.э.;

· значение колоната для дальнейшего исторического развития стран Европы;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в политике Рима в период поздней античности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить материал из обязательного списка литературы – 3, 5, 8, 10;

· поработав с историческими источниками – 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и дополнительной литературой – 16, 19, 22, 29, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.

В рамках этой практической работы обсуждается важная тема, связанная с развитием сельского хозяйства и колоната в период поздней античности шло таким образом, что предвосхищало и подготавливало установление феодальных отношений в раннее средневековье.

Одним из последствий обширных римских завоеваний в обеих частях Средиземноморья стало образование в сельском хозяйстве Италии и Сицилии во 2 веке до н.э. крупных латифундий, основанных на рабском труде. Аграрный, в целом, характер экономики древней Италии объясняет применение труда огромной армии рабов прежде всего в сельском хозяйстве. Латифундии потеснили мелкое крестьянское хозяйство, основанное, в основном, на свободном труде.

Обсуждение вопросов дискуссии строится на анализе отрывков из работ римских авторов II-I вв. до н.э. Марка Порция Катона («О земледелии») и Марка Теренция Варрона («О сельском хозяйстве»).

Труд Катона, ставящий зерновые культуры по доходности на шестое место после оливок, винограда, садов, огородов и скотоводства, ясно показывает, каковы были последствия для структуры сельского хозяйства Италии ввоза в неё дешёвого хлеба из провинций.

По работам Катона и Варрона удобно выяснить организацию хозяйства виллы, связь хозяйства с рынком, способы ведения хозяйства, организацию рабского труда, степень и формы эксплуатации рабов. Сравнивая эти две работы, можно установить также, какие изменения во всём этом произошли в течение столетия.

Колоны первого и второго веков нашей эры ещё мало чем напоминали рабов. Это были свободные арендаторы небольших участков земли в составе крупных латифундий. Их аренда обычно было краткосрочной. Юридические документы и другие исторические источники характеризуют их как свободных: колон, если он, конечно, не имел задолженности, мог в любой момент уйти, повинности колонов регулировались специальными указами властей. Но уже в это время колоны фактически попадали в некоторую зависимость от владельцев сальтусов, задолженность обычно была достаточно велика, чтобы уход колона был маловероятным. Государственные чиновники притесняли колонов, солдаты на постое тоже.

Параллельно колонату и по его образцу происходит и перестройка рабства. Рабов стали наделять пекулием – клочком земли, с которого он мог отдавать часть урожая или какую-то определённую плату. Такой раб имел и семью. Такой путь развития для института рабства был предопределён многими обстоятельствами: сокращением поступления новых рабов – следствие всё более неудачных войн, которые вела империя, трудность контроля за трудом рабов в крупных хозяйствах, соответствие той технической базы, что к концу античности имелась, труду мелких, ведущих собственное хозяйство зависимых работников. Сказался и прогресс средств принуждения, который сделал возможным закабаление и удержание в повиновении у эксплуататоров всех мелких производителей, т.е. почти всего населения.

При этом, правда, положение массы мелких земледельцев значительно ухудшается. Следует проследить, как на протяжении третьего века положение колонов меняется и всё более сближается с положением рабов на пекулии. Происходит постепенное закрепощение ранее свободного населения. Этому в немалой степени способствовал поиск римской юридической мыслью правильного определения правового статуса мелких зависимых земледельцев, которых было много и на западе, и, особенно, на востоке огромного государства, и которые после эдикта Каракаллы стали римскими гражданами. Определение их как колонов, привело к пониманию колоната как наследственного состояния и как формы юридической зависимости.

В итоге всех связанных друг с другом процессов в сельском хозяйстве постепенно побеждает уклад нерабовладельческого типа, больше основанный на материальной заинтересованности работника в результатах своего труда, чем это было присуще рабству.

Темы устных сообщений:

Развитие земледелия и сельская латифундия эпохи поздней империи.

Город эпохи поздней Римской империи.

Тесты по теме:

1. Что означает термин «латифундии»?

1) крупные земельные владения;

2) крупные денежные средства;

3) органы государственного управления;

4) название социального слоя в Древнем Риме периода республики

 

2. Как называется труд Марка Порция Катона, посвященный развитию земельных отношений в Римской империи?

1) О земледелии;

2) О земле;

3) О сельком хозяйстве;

4) О разумном ведении сельского хозяйства

 

3. Как называется труд Марка Теренция Варрона, посвященный развитию земельных отношений в Римской империи?

1) О земледелии;

2) О земле;

3) О сельком хозяйстве;

4) О разумном ведении сельского хозяйства

4. Кем являлся колон в Римской империи?

1) крепостной земледелец в Римской империи;

2) свободный землевладелец в Римской империи;

3) владелец больших участков земли;

4) полузависимый землевладелец в Римской империи

 

5. Что означает термин «нундины»?

1) рынки;

2) сельскохозяйственные поля;

3) суды;

4) имущество колона

 

6. Кому принадлежит выражение «Италию погубили латифундии»?

1) Варрону;

2) Катону;

3) Гаю Плинию Секунду

4) В.Н. Кузищину

 

7. Как назвается сочинение М. Вебера, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи?

1) Аграрная история Древнего мира мира;

2) О земледелии;

3) О земле;

4)  О сельком хозяйстве

8. Как назвается сочинение Р.Ю. Виппера, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи?

1) Очерки истории Римаской империи;

2) О земледелии;

3) О земле;

4) О сельком хозяйстве

9. Как назвается сочинение И.М. Греве, посвященное развитию сельского хозяйства Римской империи?

1) Очерки из истории римского землевладения;

2) О земледелии;

3) О земле;

4) О сельком хозяйстве

10. Как назвается сочинение В.Н. Кузищина, затрагивающее вопросы развития сельского хозяйства Римской империи?

1) О степени распространения латифундий в Италиив конце республики;

2) О земледелии;

3) О земле;

4) О сельком хозяйстве

 

Тема семинарского занятия № 15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.130 (0.017 с.)