Римское общество и государство в IV – V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римское общество и государство в IV – V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации



Цель занятия: изучить и проанализировать устройство римского общества и государства в IV-V веках. Ознакомиться с подходами к проблеме падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.

Форма обучения: Семинар – дискуссия, посвященный изучению исторических оценок и подходов к решению проблемы падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.

Вопросы для обсуждения:

1. Внутреннее состояние Римской империи в IV – V веках н.э.

2. Внешнеполитическое положение Западной Римской империи в IV – V вв.

3. Обстоятельства падения Западной Римской империи.

4. Отечественная и зарубежная наука о причинах падения Римской империи и гибели античной цивилизации.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об устройстве римского общества и государства в IV-V веках, а также о подходах к проблеме падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.

знать:

· источники и историографию по проблеме;

· социально-экономическое и политическое состояние Римской империи в IV – V веках н.э.;

· внешнеполитическое положение Западной Римской империи в IV – V вв.;

· суть обстоятельств падения Западной Римской империи;

· основные подходы в отечественной и зарубежной науке к причинам и последствиям падения Римской империи и гибели античной цивилизации.

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в политике Рима в период поздней античности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить материал из обязательного списка литературы – 3, 5, 8, 10;

· поработав дополнительной литературой – 13, 15, 18, 22, 51, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.

Ключевая проблема дискуссии – причины падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.

 

 


Особенность этого практического занятия заключается в том, что в процессе поиска ответов на его вопросы необходимо опираться на труды Ш. Монтескье, Э. Гиббона, Э. Мейера, М.И. Ростовцева, О. Зеека, М. Вебера, а также представителей современной исторической науки А.Х. Джонса и М. Гранта. Главная задача этой работы – понять сложный характер кризиса античной цивилизации и процессов, приведших к гибели Римскую империю.

Подготовку следует начать с повторения характерных черт древних цивилизаций, кризис древних обществ должен был проявиться в кризисе этих характерных черт, начавшемся задолго до падения Древнего Рима. Действительно, мы видим, как постепенно умирает городская жизнь, городское ремесло, торговля, городское землевладение и сами города.

Процесс умирания городской жизни, ремесла, торговли, землевладения тесно связан с кризисом античного рабства, который упирается в развитие варварской периферии античного мира.

Города, особенно на западе империи больше не являлись центрами экономической жизни, она перемещается в так называемые «сальтусы» - крупные имения магнатов, расположенные вне городской земли. Это центры идущих процессов по сути дела феодализации общества империи. Магнаты (обычно, сенаторы) принимают под свой патроциний (покровительство) как отдельных крестьян, так и бежавших из города от непосильного гнёта декурионов, целые города и сёла, даже рабов или колонов императорских сальтусов. Во владениях магнатов можно было укрыться от государства, его чиновников. Такие крупные владения становятся похожи на замки грядущего средневековья. Эти хозяйства самообеспечивающиеся, их владельцы настроены сепаратистски. Отток под их крыло населения ослабляет военные возможности империи и приводит к варваризации армии.

Доминат был для римского общества временным выходом из положения. Он пытался спасти государство путём раздувания бюрократического аппарата, централизацией духовной жизни империи, опорой на более жизнеспособную и сильную новую религию – христианство, всеобщей регламентацией хозяйственной деятельности, закрепощением как ремесленников и колонов, так и куриалов.

В ответах на второй и третий вопросы плана следует обратить внимание на историю поражения при Адрианополе от готов, историю правления Феодосия «Великого» и характер его власти. Процесс непосредственного крушения империи в V веке сопровождался всплеском острой классовой борьбы, различными народными движениями, восстаниями, кровавыми и безнаказанными вторжениями варваров. Римское государство ещё формально существовало, а уже из его тела стали выкраиваться разные «королевства» варваров. Катастрофическое ослабление армии привело к самому жалкому падению «вечного города» перед варварами (410 год – готы Алариха, 455 – вандалы Гензериха). В 476 году империя даже формально перестала существовать.

При ответе на четвёртый вопрос плана надо подчеркнуть возможность самой разнообразной трактовки причин гибели древних обществ и римского.

Такой подход характерен для отечественной исторической науки, её заслуги в изучении причин гибели древних обществ.

Темы устных сообщений:

Распространение христианства и превращение его в господствующую религию Римской империи.

Тесты по теме:

1. Дата переноса столицы в Константинополь:

1) 303 г;

2) 325 г.;

3) 330 г.;

4) 335 г.

2. Дата принятия эдикта о присоединении колонов:

1) 303 г;

2) 325 г.;

3) 330 г.;

4) 332 г.

3. Христианство государственной религией Римской империи было объявлено:

1) 392 г.;

2) 303 г;

3) 325 г.;

4) 330 г.

4. Дата взятия Рима вестготами Алариха:

1) 410 г.;

2) 451 г.;

3) 455 г.;

4) 476 г.

5. Дата падения Западной Римской империи:

1) 410 г.;

2) 451 г.;

3) 455 г.;

4) 476 г.

6. Дата разорения Рима вандалами:

1) 410 г.;

2) 451 г.;

3) 455 г.;

4) 476 г.

7. Дата битвы на Каталаунских полях:

5) 410 г.;

6) 451 г.;

7) 455 г.;

8) 476 г.

8. Что обозначает термин «сальтусы»?

1) крупные имения магнатов, расположенные вне городской земли;

2) мелкие крестьянские хозяйства;

3) жилища в черте города;

4) земельные участки

9. Укажите дату, до которой просуществовала Восточная Римская империя:

1) до 1453 г.;

2) до 1353 г.;

3) до 1654 г.;

4) до 1554 г.

10. В каком году Римская империя окончательно распалась на две части?

1) в 395 г.;

2) в 495 г.;

3) в 295 г.;

4) в 1295 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.012 с.)