Древней Греции по данным гомеровских поэм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древней Греции по данным гомеровских поэм



Цель занятия: изучить особенности процесса классообразования в гомеровской Греции и сопутствовавших этому изменений в других сферах жизни гомеровского общества.

Форма обучения: Семинар - беседа по ознакомлению и анализу содержания поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторических источников изучения Древней Греции XI – IX вв. до н.э.

Вопросы для обсуждения:

1. Гомер и «гомеровский вопрос», значение поэм как исторического источника.

2. Занятия древних греков в «гомеровскую эпоху»:

а) сельское хозяйство, земледелие, садоводство и землепользование;

б) ремесло;

в) торговля.

3. Социальный строй греков по данным «Илиады» и «Одиссеи»:

а) черты родового строя;

б) имущественное и социальное расслоение внутри родовой общины;

в) положение рабов;

г) органы управления: совет старейшин, народное собрание и

басилеи.

4.Общая характеристика греческого общества, отражённого в поэмах.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных процессах, тенденциях социально-экономического развития Древней Греции XI – IX вв. до н.э.

знать:

· источники и историографию по проблемам истории Древней Греции XI – IX вв. до н.э.;

· проблему «гомеровского вопроса» и историю его изучения;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории народов Древней Греции и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить учебный материал из списка обязательной литературы – 4, 6, 7;

· поработав с историческими источниками – 7, 8 и дополнительной литературой – 7, 12, 25, 33, 41, 52 подготовить ответы на учебные вопросы семинара (на усмотрение студента ответ может быть подготовлен устно или письменно в виде конспекта);

· ознакомиться с содержанием «крылатых выражений» в Приложении учебно-методического пособия, научиться использовать в процессе обсуждения вопросов практического занятия;

· выполнить тест по теме.

Гомеровский период в истории Древней Греции (XI – IX вв. до н.э.) послужил переходным периодом от крито-микенской цивилизации, окончательно уничтоженной дорийским вторжением, к формирующемуся античному обществу. В это время в Элладе происходил уникальный для европейской цивилизации процесс повторного классообразования, поскольку все социально-экономические и политические структуры крито-микенского мира были уничтожены дорийцами.   

Значимыми источниками в изучении этого периода выступают поэмы Гомера. «Илиада» и «Одиссея».

В процессе подготовки к данному практическому занятию следует провести источниковедческий анализ поэм Гомера. Занятие начнется с рассмотрения «гомеровского вопроса» и истории его изучения.

Рассматривая вопрос о хозяйственной жизни гомеровской Греции, необходимо определить особенности сельскохозяйственного труда греков гомеровской эпохи, категории трудового населения, работавшего на теменах басилеев, а также уровень развития ремесленного производства. Изучая развитие торговли в гомеровской Греции, необходимо определить ее характер, а также степень развития товарно-денежных отношений в целом.

Рассматривая проблему социальных отношений в Греции XI – IX вв. до н.э., в первую очередь, следует выявить черты родового строя в обществе гомеровской эпохи. Сочетание пережит ков первобытно-общественного строя с начинающимся расслоением и образованием классов позволяет сделать вывод о переходном характере гомеровского общества.

Поскольку рабовладение впервые достигает своей классической формы именно в Древней Греции, особое внимание студентам нужно обратить на проблему рабства в гомеровский период. Здесь необходимо осветить такие вопросы, как источники рабства, сферы применения труда рабов, формы их сопротивления.

Переходный характер гомеровского общества отразился также и в структуре и механизме функционирования органов власти и суда. Изучая проблему, студенты должны определить, какие органы политической и судебной власти существовали в гомеровской Греции, каким образом и в чьих интересах они действовали, какую роль в их деятельности играли родовая аристократия и рядовые члены общества.

При завершении изучения данной проблемы следует сформулировать выводы о характере греческого общества XI – IX вв. до н.э. и уровне его развития.

Тема устного сообщения:

Генрих Шлиман-выдающийся немецкий археолог, первооткрыватель Трои.

Тесты по теме:

1. Расцвет поэта Гомера относят:

1) 907 г. до.н.э.;

2) 995 г. до н.э.;

3) 449 г. до н.э.;

4) 796 г. до н.э.

2. Троянская война началась:

1) Ок. 1240 г. до н.э.;

2) Ок. 1140 г. до н.э.;

3) Ок. 455 г. до н.э.;

4) В I  в. до н.э.

3. Кто является автором известных древнегреческих поэм “Илиада” и “Одиссея”:

1) Эврипид;

2) Аристофан;

3) Гомер;

4) Софокл

4. Какой малоазийский город минойской эпохи раскопал археолог Генрих Шлиман:

1) Фивы;

2) Троя;

3) Афины;

4) Микены.

5. Какому историческому событию посвящена поэма Гомера «Илиада»:

1) олимпийским играм;

2) Троянской войне;

3) греко-персидской войне;

4) празднествам в честь бога Диониса.

6. Кто возглавляет войско ахейцев в «Илиаде» Гомера:

1) Ахиллес;

2) Одиссей;

3) Менелай;

4) Агамемнон.

7. Кто возглавляет войско троянцев в «Илиаде» Гомера:

1) Патрокл;

2) Парис;

3) Гектор;

4) Менелай.

8. Кто из героев «Илиады» убивает Гектора, старшего сына троянского царя:

1) Патрокл;

2) Ахиллес;

3) Агамемнон;

4) Одиссей.

9. Каким событием начинается «Илиада» Гомера:

1) похищением Елены Прекрасной;

2) ссорой Агамемнона и Ахиллеса;

3) отплытием ахейских кораблей в Трою;

4) штурмом Трои.

10. Каким событием завершается «Илиада» Гомера:

1) падением Трои;

2) отплытием ахейских кораблей;

3) погребением Гектора;

4) штурмом Трои.

Тема семинарского занятия № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.014 с.)