Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный и политический строй в древней Спарте
Цель занятия: изучить особенности социально-экономического и политического устройства древней Спарты. Форма обучения: Семинар – дискуссия, посвященный выявлению и изучению особенностей социально-экономического и политического строя древней Спарты, спартанского воспитания. Вопросы для осуждения: 1.Характеристика источников. 2. «Ликургов строй». 3. Спартанская олигархия: а) народное собрание; б) геруссия; в) коллегия эфоров; г) царская власть; д) военные должности. 4. Эксплуатация периэков. 5. Спартанская илотия. 6. Кризис спартанского полиса (конец V – начало IV в. до н. э.) 7. Система воспитания в Древней Спарте. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление об основных процессах, тенденциях социально-экономического развития древней Спарты; об особенностях политического устройства Спарты; основных положениях спартанского воспитания; знать: · источники и историографию по проблемам истории древней Спарты; · различные категории зависимого населения Спарты; · о роли аристократии в социально-политических процессах; · об основных положениях спартанского воспитания и превращения страны в военный лагерь; уметь: ·работать с исторической картой; ·анализировать исторические источники; ·логически мыслить, вести научные дискуссии. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Спарты, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: · ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии; · изучить учебный материал из списка обязательной литературы – 1, 3, 4, 6; · поработав с историческими источниками – 2, 15, 24, 27 и дополнительной литературой – 3, 7, 25, 36, 37, 38, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии; · выполнить тест по теме.
Практическое занятие необходимо начать с характеристики источников по теме. Источники по истории древней Спарты обширны. Есть сведения по истории Спарты у историков Геродота, Фукидида, греческого историка римского периода Плутарха (особенно биографии спартанских царей Ликурга, Агиса и Клеомена и др.), кроме того, разнообразные факты из истории и политической жизни Спарты мы находим в сочинениях Ксенофонта, известного своей приверженностью к спартанским порядкам, и в «Географии» Страбона. Необходимо отметить, что собственно спартанских авторов не существовало. Отношение древних авторов к Спарте определялось их политическими симпатиями. Сторонники аристократии превозносили Спарту за порядки её правления, роль аристократии, милитаризм и приверженность старине. Самым ярким «лаконофилом» был Ксенофонт, афинский аристократ. До нашего времени дошли его многочисленные сочинения, такие как «История Греции», «Анабасис», «Киропедия» и ряд более мелких произведений.
Современники высоко ценили Ксенофонта за прекрасный стиль, хотя как историк, претендуя на то, чтобы быть продолжателем Фукидида, он уступал ему во всех отношениях. Ксенофонт — историк более поверхностный и тенденциозный: в «Лакедемонской политии» он идеализирует спартанский государственный и социальный строй. Но даже он не в состоянии игнорировать черты упадка, наблюдавшиеся в Спарте в конце V—IV веков до н. э. До сегодняшнего дня не сохранился написанный Аристотелем труд «Лакедемонская полития», но и то, что Аристотель написал в своей «Политике» показывает, что, несмотря на некоторые симпатии к Спарте, Аристотель не склонен был её идеализировать и глубоко понимал недостатки её социального и политического устройства. Страбон - географ, живший в конце 1 в. до н.э. и в начале 1 в. н.э. Его «География» в 17 книгах интересна своими историческими экскурсами. Он, как человек широко образованный и наблюдательный, критически относится к своим источникам, умеет исправить их на основании личных наблюдений. Наиболее сложным вопросом в этой теме является вопрос о различных категориях зависимого населения Спарты. Илоты – рабы, причём греческого происхождения. Они принадлежали не частным лицам, а спартанскому государству. Рабы-иноземцы в Спарту не ввозились. Государственная собственность на илотов и другие установления этого архаичного полиса ограничивали рост богатств и поддерживали равенство между спартиатами.
Равенства между спартиатами не было, т.к. управляла аристократия. Странное устройство спартанского полиса не было простым сохранением учреждений глубокой древности, оно сложилось исторически, в 7-ом веке до н.э., после второй Мессенской войны, как следствие стремления превратиться в военный лагерь. Одним из дискуссионных вопросов данной темы является вопрос о системе спартанского воспитания, которая вызывает множество споров. При подготовке к практическому занятию рекомендуется ознакомиться и сделать краткий конспект исторических источников, упоминающихся в данном обзоре. Темы устных сообщений: История возникновения спартанского государства. Плутарх об оценке деятельности Ликурга. Тесты: 1. Какова главная функция эфората в Спарте: - надзор за царской властью; - избрание должностных лиц; - утверждение мирного договора; - избрание военных командиров. 2. Кому принадлежали илоты? - государству; - отдельным рабовладельцам; - спартанским семействам; - военачальникам 3. Что означает термин «криптия»? - репрессивные меры спартанских властей против илотов; - система наказания илотов; - система поощрения илотов; - военные действия 4. Кого спартанцы считали основателем социально-политического устройства полиса? - Ликурга; - Харонда; - Питтака; - Драконта 5. Что в Древней Спарте означал термин «сиссития»? - общественная трапеза; - вид боевых действий; - орган государственного управления; - система спартанского воспитания 6. Какой характер имела экономика Спарты? - аграрный; - ремесленный; - торговый; - промышленный 7. Кого в древней Спарте называли геронтами? - членов герусии; - эфоратов; - илотов; - гоплитов 8. Как назывался главный спартанский конституционный закон? - Великая ретра; - Законы Ману; - Закон XII таблиц; - Законы Драконта 9. Кто осуществлял командование военно-морскими силами Спарты? - Наварх; - Полемарх; - царь; -эфоры 10. На какой срок избирались эфоры в Древней Спарте? - пожизненно; - 1 год; - 2 года; - 5 лет
Тема семинарского занятия № 5.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.01 с.) |