Схема пошагового анализа письменного исторического источника: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема пошагового анализа письменного исторического источника:



1. Название источника, время и место его создания, язык, на котором написан источник.

2. Конкретно-исторические условия (исторический контекст) создания источника.

3. История открытия и изучения источника.

4. Причины и цели создания источника.

5. Структура содержания источника.

6. Сферы (или сфера) жизни общества, информация о которых (которой) содержится в источнике.

7. Содержащаяся в источнике историческая информация, возможные варианты ее интерпретации.

8. Влияние авторской позиции на содержание источника.

9. Уровень достоверности источника.

10. Степень информативности источника.

Просим студентов обратить внимание на то, что не всегда изучаемый письменный исторический источник может быть охарактеризован по всем пунктам данной схемы. В зависимости от типа письменного источника и степени его сохранности, а также количества сведений, дошедших до наших дней будет зависеть глубина его анализа и изучения.

Отметим, что чтение письменных исторических источников, научных текстов требует больших временных затрат. Для оптимизации самостоятельной работы студентам рекомендуем обратиться к использованию методики логического анализа текста. Логический анализ текста - это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавлива логику написанного текста и логику мышления автора, написавшего текст.

Логический анализ текста подразумевает глубокое его понимание. Принято выделять следующие ступени логического понимания текста:

1. Выделение основных блоков структуры текста.

2. Выделение логических кирпичиков текста (темы и ремы). Под темой понимается известная читателю информация, а под ремой – новая, неизвестная информация для читающего текст).

3. Рисунок имеющихся тем-рем - как, что и с чем связано.

4. Если что-то оказалось не связанным - нужно связать, если чего-то не хватает - домыслить.

5. Финальный рисунок текста - наиболее компактная и понятная схема текста (интеллект-карта).

Логический анализ текста является сложным навыком и его освоение может продолжаться длительное время. Однако первые шаги в этом направлении стоит делать в начале обучения.

· понятийная работа.

Студентам первого курса необходимо уделять особое внимание на заучивание терминов и определений по курсу. Без знаний специальной исторической терминологии невозможно эффективное изучение истории Древнего и мира и последующих за ним курсов. За выученные и сданные преподавателю термины и определения, содержащиеся в глоссарии учебно-методического пособия студент может получить дополнительно от 1 до 5 баллов, в зависимости от объемов освоенной информации.

· конспектирование научных статей;

Требования к составлению и оформлению конспектов.

Выполнение конспектов рекомендуется делать в отдельной тетради. В начале каждого конспекта следует указать выходные данные конспектируемой работы (Ф.И.О. автора (если есть), название статьи, название журнала (сборника), где статья опубликована, год, номер издания). Далее следует кратко в форме плана – конспекта изложить содержание конспектируемой работы. Для этого рекомендуется справа (или слева) от основного текста выделить основные вопросы (тезисы), и далее по ним излагать материал. Конспект должен раскрыть содержание работы, но не повторить её. Объём конспекта не должен быть меньше двух страниц и более 50% от объёма исходной работы. При оценивании конспекта преподаватель имеет право задать студенту вопросы по содержанию конспектируемой работы.

· подготовка устных сообщение и презентаций к ним;

Этапы работы над темой сообщения (доклада)

1. Выбор темы, по согласованию с преподавателем.

2. Ознакомление с содержанием темы по рекомендуемой учебной литературе.

3. Подбор источников и специальной литературы по теме. Подбор осуществляется, исходя из рекомендованной в пособии литературы, а также студентом самостоятельно. При подборе литературы по теме студенту следует обратить внимание на научные монографии, желательно посмотреть несколько монографий по теме, изданных в разные годы. Это позволит увидеть эволюцию взглядов историков, изменение самой трактовки данной проблемы. Также следует посмотреть научные журналы («Вестник древней истории», «Вопросы истории» и др.), вышедшие в последние годы. Это даст возможность понять современное состояние науки по данному вопросу. Изучая литературу, необходимо делать выписки с комментариями, указанием страниц и выходных данных издания, проводить историографический анализ.

4. Составление плана работы.

5. Написание текста доклада. Объем работы должен составлять 10 – 15 (в зависимости от темы) машинописных страниц стандартного листа (14 шрифт, 1,5 интервал).

6. Подготовка устного выступления и презентации по теме работы. Выступление должно быть рассчитано на 10 – 12 минут. Презентация готовится с учётом того, что содержание слайдов не должно дублировать текст выступления. Количество слайдов не должно превышать 15 – ти.

Структура сообщения.

1. Введение. В этой части студент должен обосновать актуальность темы, представить уровень ее научной разработки (историография проблемы), сформулировать цели, задачи, объект, предмет исследования. Обязательным является краткий анализ источников по теме доклада. Объем введения не должен превышать 3-4 страниц.

2. Основная часть. В ней излагается содержание темы, проведенная автором исследовательская работа. Рекомендуется разделить основную часть на 2–3 вопроса. Причем, каждая часть исследования должна быть логическим продолжением предыдущей. Все разделы основной части должны создать цельную картину всестороннего раскрытия темы. Недопустимы логические противоречия и фактические ошибки.

3. Заключение. Эта часть работы должна содержать выводы по теме согласно поставленным целям и задачам. Форма изложения в виде тезисов не должна сводиться к краткому пересказу основного содержания работы. Объем – 2-3 страницы.

4. Оформление списока использованных источников и литературы.

При необходимости работа может содержать приложение, в которое включаются статистические материалы, таблицы, документы и др. Приложение не является обязательным элементом работы, его составление должно быть оправданным содержанием работы. Материалы приложения должны нести смысловую нагрузку, иллюстрировать какие-либо выводы в работе. Объем приложений не должен превышать трех страниц.

Требования к оформлению

1. наличие стандартного титульного листа с указанием названия университета, института (факультета), кафедры, темы доклада, Ф.И.О. студента, выполнившего работу, Ф.И.О. преподавателя;

2. оглавление (содержание) работы, которое помещается на втором листе работы с указанием страниц;

3. правильно оформленный научно-справочный аппарат, для этого используются следующие стандарты:

 - ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" - http://library.tltsu.ru/sites/site.php?s=122&m=28351

 - ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"- http://library.tltsu.ru/sites/site.php?s=122&m=28351.

· Работа с исторической картой;

Методические ркомендации по работе с исторической картой.

Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой. Для того, чтобы изучить ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий. Этому способствует работа с исторической картой.

Карта является носителем значительной исторической информации. Она дополняет словесные описания географической среды, природных условий, в которых проходила жизнь различных человеческих сообществ; наглядно отображает ход отдельных событий и масштабных процессов.

Политическая история древних государств не может быть понята и усвоена без картографических знаний. В рамках курса «История Древнего мира-2» изучается история «мировых» держав, многочисленные завоевательные походы, сухопутные и морские сражения. Строгая обязательность локализации подобных фактов на карте обязательны для студентов. Приведем типовой алгоритм работы с исторической картой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.)