Римское общество и государство в IV-III вв. До Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римское общество и государство в IV-III вв. До Н. Э.



Цель занятия: изучить состояние социально-экономического и политического развития римского общества IV-III вв. до н.э.

Форма обучения: Семинар – беседа, посвященный изучению развития экономики, политического и социального устройства римского общества IV-III вв. до н.э.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика источников.

2. Экономическое развитие Рима.

3. Социальная структура общества (патриции, клиенты, плебеи).

4. Рабство.

5. Борьба плебеев с патрициями.

6. Структура органов управления римской республикой:

а) народные собрания;

б) сенат;

в) выборные магистратуры.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных направлениях развития римского общества IV-III вв. до н.э.;

знать:

· источники и историографию по проблеме;

основные направления развития экономики римского общества IV-III вв. до н.э.

· социальное устройство римского общества в изучаемый период;

состояние развития системы государственного управления римского общества IV-III вв. до н.э.;

· положение рабов в Древнем Риме в изучаемый период;

уметь:

·работать с исторической картой;

·анализировать исторические источники;

·логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в римском обществе и государстве в IV-III вв. до н.э., руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· ознакомится с краткой характеристикой обсуждаемой проблемы, представленной в учебно-методическом пособии;

· изучить материал из списка обязательной литературы – 3, 5, 8, 10;

· поработав с историческими источниками – 2, 4, 15 и дополнительной литературой – 8, 20, 22, 34, 50, подготовить ответы на учебные вопросы быть готовым к ведению дискуссии;

· выполнить тест по теме.

В начале занятия необходимо охарактеризовать исторические источники, отражающие состояние развития римского общества и государства в IV-III вв. до н.э.

Затем необходимо проследить основные направления экономического развития Древнего Рима в IV-III вв. до н.э. В рассматриваемый период ведущей отраслью производства продолжало оставаться сельское хозяйство. Природно-климатические условия Апеннинского полуострова способствовали выращиванию пшеницы, ячменя, проса, полбы. Кроме того, значительное место принадлежало виноградарству, которое было модернизировано греческими колонистами.

Другой немаловажной отраслью хозяйства являлось отгонное скотоводство. Оно получило свое развитие в Лукании, Калабрии и внутренней Апулии.

Достаточно значительными темпами развивается торговля, способствовавшая установлению контактов между различными областями Италии. Среди предметов торговли все большее место принадлежит товарам первой необходимости – хлеб, оливковое масло, металлические изделия. Наиболее крупными торговыми центрами данного времени являлись Сиракузы и Тарент. Постепенно возрастает значение Рима, где скрещиваются многочисленные пути. Увеличиваются и масштабы внешней торговли. Главными партнерами Италии становятся Балканская Греция и Малая Азия. Не остался в стороне от внешней торговли и Рим, о чем свидетельствует основание порта Остии.

Основными классами римского общества были патриции, плебеи, клиенты и рабы. Патриции являлись наиболее влиятельной прослойкой общества. Они пользовались всей полнотой гражданских прав, занимали основные магистратские должности. Из числа патрициев формировался сенат.

Клиенты в Риме – это бедные и политически бесправные люди. Клиентами могли стать или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники, которые вынуждены были искать защиту у патрициев. В обмен на покровительство своего патрона, клиент обязан был обрабатывать его земли и выполнять разного рода повинности.

Основное сословие составляли плебеи, стоявшие вне родовой организации Рима. Они обрабатывали небольшие участки земли, занимались ремеслами и торговлей. С течением времени отсутствие у них политических прав вызвало ожесточенную борьбу с патрициями.

Рабство в Италии начинает приобретать массовый характер, а рабский труд проникает в разные отрасли производства. Фактически единственным источником пополнения рабов являлась война. Тем не менее, в IV-III вв. до н. э. положение основной массы рабов было не таким тяжелым по сравнению с последующим периодом времени. Они имели права человеческой личности, могли быть усыновленными, выступали в качестве поручителей, участвовали в некоторых религиозных культах.

В Риме еще в V в. до н. э. утвердилась республиканская форма правления. Высшим государственным органом в государстве являлось народное собрание, которое решала наиболее важные вопросы, а также избирало должностных лиц. В Риме существовало несколько видов народных собраний. Куриатные комиции, собиравшиеся с середины VI в. до н. э. постепенно начали изживать себя. Это было вызвано тем, что плебеи все настойчивее стремились к обретению политических прав, а в курию входили исключительно патриции. В результате этого решающее значение в общественной и политической жизни приобрели центуриатные комиции, в состав которых входили как патриции, так и плебеи. Все граждане были разделены на 193 центурии. Причем первый класс выставлял 98 центурий и тем самым приобрел решающее значение. Дело в том, что если за предложение голосовало свыше 50 % членов собрания, то оно становилось законом.

Однако сложившаяся ситуация привела к борьбе за демократизацию народного собрания. В результате борьбы важное значение приобрели собрания плебеев по трибам (территориальный округ). Сначала трибутные комиции собирались в противовес куриатным, но с усилением политического значения плебеев они приобрели государственный авторитет. Решения трибутных комиций признавалось законом, а в число их участников стали входить и патриции. Все 35 триб на которые было разделено государство обладали равными правами и имели один голос.

Несмотря на значительные успехи низших слоев общества в борьбе за свои политические права, народные собрания оставались орудием в руках аристократии, поскольку у данного государственного органа управления не было законодательной инициативы.

Значительная роль в государственной жизни Рима принадлежала сенату. Он являлся аристократическим органом, а с IV в. до н. э. пополнялся за счет магистратов, которые отслужили свой срок. Все вопросы жизни римского общества и государства обсуждались на заседаниях сената и после этого выносились на утверждение народного собрания. Кроме того, закон, принятый на народном собрании вступал в силу только лишь после его одобрения сенатом.

Во второй половине IV в. до н. э. окончательно сложилась система римских магистратур. Главная ее особенность – коллегиальность. Одними из высших магистратов были консулы, осуществлявшие гражданскую власть и командовавшие армией. Судебная власть принадлежала преторам. Достаточно большими полномочиями обладали народные трибуны. Они имели право «вето» на решения магистратов, могли вносить законопроекты и созывать трибутные комиции. Однако народных трибунов было 10 и нередко они не могли принять решение по тому или иному вопросу. К числу магистратур в Риме относились также эдилы (следили за порядком в городе), квесторы (наблюдали за казной).

В случае чрезвычайных обстоятельств назначался единоличный диктатор на срок не более чем 6 месяцев и его заместитель – начальник конницы, которому подчинялись все магистраты.

В заключении занятия необходимо сделать обобщающие выводы по каждому из аспектов изучаемой темы.

Вопросы тестов:

1. Укажите правильное значение термина «патриции»:

1) привилегированный, господствующий класс-сословие раннего Рима;

2) зависимый класс-сословие раннего Рима;

3) население без гражданства в раннем Риме

 

2. Укажите правильное значение термина «клиенты»:

1) несостоятельные и политически бесправные люди

2) привилегированный, господствующий класс-сословие раннего Рима;

3) население без гражданства в раннем Риме

3. Укажите правильное значение термина «плебеи»:

1) население, стоявшее вне общественной организации коренных граждан-патрициев, было лишено гражданских прав, но свободное;

2) несостоятельные и политически бесправные люди;

3) привилегированный, господствующий класс-сословие раннего Рима;

4) население без гражданства в раннем Риме

 

4. Когда плебеи были включены в состав римской общины, стали гражданами, получили право служить в римском войске?

1) После реформ Сервия Туллия;

2) По законам Лициния — Секстия;

3) После плебисцита Гортензия.

 

5. Какого значение термина «сецессии»?

1) Уход плебеев из Рима;

2) Уход патрициев из Рима;

3) Уход клиентов из Рима;

4) Уход рабов из Рима

 

6. В каком году закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие?

1) 444 г. до н. э.

2) 291 г. до н.э.

3) 391 г. до н.э.

4) 191 г. н.э.

 

7. В каком году по закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена?

1) 326 г. до н. э.

2) 444 г. до н. э.

3) 291 г. до н.э.

4) 391 г. до н.э.

 

 

8. Укажите правильное значение термина плебисцит:

1) решения плебейских собраний;

2) собрание плебеев;

3) реформы плебеев;

4) форма протеста плебеев

 

9. В каком году закончилось противостояние плебеев и патрициев?

1) 287 год до н. э.

2) 326 г. до н. э.

3) 444 г. до н. э.

4) 291 г. до н.э.

 

10. Укажите значение термина «нобилитет»:

1) сословие, образовавшееся путем объединения верхушки плебса с патрициями;

2) несостоятельные и политически бесправные люди;

3) привилегированный, господствующий класс-сословие раннего Рима;

4) население без гражданства в раннем Риме

 

 

Тема семинарского занятия 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.015 с.)