Значение зороастризма для развития идеологических течений Ближнего и Среднего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение зороастризма для развития идеологических течений Ближнего и Среднего Востока.



Древнейшими божествами персов были фигуры, олицетворявшие силы природы: Митра (бог Солнца, в некотором роде «Спаситель» и глава древнего иранского пантеона), Анахита (богиня воды и плодородия) и некоторые другие боги, общие для всех индоиранцев (например, Митре поклонялись и индоарии). Существенные изменения в сфере персидской религии происходят примерно на рубеже VI–V вв. до н. э. Они связаны с зороастризмом.

Слово «зороастризм» происходит от имени основателя этого учения – пророка Зороастра, который был реальной исторической личностью и, скорее всего, автором приписываемых ему семнадцати гимнов (такой гимн назывался gatha), явившихся ядром Авесты – священного писания зороастрийцев. Зороастр (точнее, Заратуштра; в более поздней передаче – Зардушт) происходил из жреческой семьи Спитама и жил в восточном Иране или Средней Азии задолго до того времени, когда его учение приобрело статус государственной религии: согласно поздней традиции парсов (небольшой группы зороастрийцев, живущих в Индии с X в. н. э.; *одним из представителей парсов является Фредди Меркьюри), это было около 6000 г. до н. э., однако никто из современных специалистов не согласен с такой древней датой. До недавнего времени было принято считать, что он жил около VI в. до н. э., хотя последние исследования западных учёных значительно удревняют эту дату, указывая на период 1700–1400 гг. до н. э. Если столь ранняя датировка верна, то мы имеем дело с первым пророком в истории религий. Ниже мы попытаемся дать краткую характеристику этой религии в «чистом виде», то есть так, как её излагал сам пророк. Затем мы бегло остановимся на том, в каком виде это учение реально фигурировало в Персидском государстве.

Согласно Зороастру, добрый Бог Ахура Мазда (буквально «Господь Мудрость»; в позднем произношении – О(х)рмазд) и злой дух Ангра Майнью (буквально «Враждебный Дух»; другие формы этого имени – Ангхро Манью, А(х)риман) существуют изначально и независимо друг от друга ещё до сотворения вселенной. Ахура Мазда обитает в высших сферах света, тогда как Ангра Майнью – в тёмной преисподней. Ахура Мазда всеведущ и поэтому с самого начала знает о существовании своего антипода, тот же не располагает таким знанием. Когда Ангра Майнью узнаёт о «Мудром Господе», он стремится уничтожить его. Так начинается вселенская битва Добра и Зла, сопутствующая первой чётко выделяемой стадии истории мира – творению (бундахишн). Вначале Ахура Мазда создаёт мир духов, несколько позже – материальный мир, а также всё благое и чистое в этих мирах. В каждой из этих форм гармоничный мир существовал по 3 тысячи лет, после чего на него обрушилось зло: возненавидев жизнь, Ангра Майнью создал смерть, в качестве противовеса здоровью он породил болезнь, красоте он противопоставил уродство. Творения «Мудрого Господа» и «Враждебного Духа» противоположны также и на материальном уровне: это люди, животные (в основном, млекопитающие) и растения с одной стороны и мерзкие твари (храфстра), например, змеи, хищные и ядовитые животные – с другой. Атака сил зла завершается гибелью первоначального человека (Гайо-маретан; позже – Гайомард) и быка, из семени которых возникают люди и животные.

С возникновением людей начинается новая эпоха (вторая после бундахишна) – время смешения (гумезишн), когда зло и добро существуют во вселенной в смешанном состоянии, нераздельно. Переломным моментом этой эпохи битв является рождение Заратуштры, которое произошло через 3000 лет после нападения Ангра Майнью. Заратуштра принёс людям откровение Бога и воодушевил их на борьбу со злом, которое с этого момента начинает постепенно сдавать свои позиции, тогда как добро становится сильнее в этой непрекращающейся схватке. Через 3000 лет после смерти Заратуштры вселенная вступит в следующую эпоху – время «разделения» (визаришн) добра и зла, когда мир очищается от зла и становится совершенным, как в начальную эпоху своего существования.

Более поздняя и тщательно разработанная схоластическая доктрина зороастризма выделяет четвёртый этап окончательного обновления мира – «чудотворство» (фрашокерети; позднее – фрашегирд). В мир явится Спаситель (Саошьянт; позднее – Сошьянт), рождённый девой от семени Заратуштры, который воскресит мёртвых, после чего начнётся всеобщий и окончательный суд. Такова, в целом, картина мира по учению Зороастра.

Теперь посмотрим на зороастризм с точки зрения отдельно взятого человека. Человек (так же, как и мир в целом) является органичным сочетанием двух начал – духовного (меног) и физического (гетиг), которые никоим образом не противопоставляются друг другу и являются практически равноценными (можно сказать, что материальное – это воплощение духовного). У каждого человека есть вечный дух (фраваши; позднее – фрава(х)р), существующий в раю даже во время его земной жизни и обладающий свободной волей, благодаря которой он может становиться на сторону добра или же зла во вселенской битве этих начал. Кроме того, человек обладает личной душой (урван; позднее – руван), которая подлежит отдельному суду сразу после смерти на «Мосту Разделения» (Чинвато Перету; позднее – Чинват Пу(х)л), по которому одни души направляются в рай, а другие – «на исправление», в ад. Необходимо отметить, что суд на «Мосту Разделения» не окончательный, и что пребывание души в аду и в раю – временное. Окончательный же суд произойдёт во время фрашокерети (см. выше), когда мёртвые воскреснут, каждая душа воссоединится с телом, и каждого человека будут судить как цельную личность, совокупность духовного и физического начала.

Что касается других иранских богов, то в первоначальном зороастризме они отвергаются как дэвы (или даэвы) – воплощения зла, насилия и аморальности. Лишь один «Мудрый Господь», творец всего благого и чистого, считается достойным поклонения. Тем не менее на деле в Персидской державе поклонение дэвам полностью не прекратилось.

В течение тысячи лет (с 558 г. до н. э. по 652 г. н. э.) зороастризм был государственной религией трёх Персидских держав (Ахеменидской (558–330 гг. до н. э.), Парфянской (250 г. до н. э. – 227 г. н. э.) и Сасанидской (227–652 гг. н. э.)) и распространился в Центральной Азии, на запад до Греции и на востоке в Индии. В течение этих веков Персидское право, особенно после Кира II Великого (559–530 гг. до н. э.), освободило евреев от Вавилонского захвата в 539 г. до н. э. Таким образом, зороастрийская вера и практики проникают в иудаизм, а затем из него в христианство и ислам.

Раннее иудейское учение об аде (шеол) описывало преисподнюю в очень общих чертах – как место унылого пребывания бесплотных душ. В этом отношении наблюдается сходство с месопотамскими представлениями о загробном мире: Ки-галь (букв. «великая земля», «великое место») или Кур (букв. «гора», «горная страна», хотя она и мыслится в «нижнем» мире) – в шумерской культуре и соответствующие им Эрцету («земля») или Кур-ну-ги («страна без возврата»; заимствовано из шумерского языка) – в аккадской культуре. Представления древних иудеев о рае также ещё не оформились. Христианство, возникшее на основе иудаизма, имеет много общего не только с последним, но и с зороастризмом:

· дева рождает Спасителя;

· разработанная доктрина о рае и аде;

· идея о всеобщем загробном суде и воскресении мёртвых.

В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами. Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности – время идёт по прямой, от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

 


21. Цивилизация долины Инда (Мохенджо-Даро и Хараппа) и ранняя индоарийская (ведийская) культура в сравнении.

Индская цивилизация – ХХIII–XVIII вв. до н. э.

* Расположена в бассейне великой реки Инд. Это третья цивилизация после Месопотамии и Египта.

* Про Индскую цивилизацию достаточно мало известно, так как практически не сохранилось письменных источников, а те, что сохранились, очень скудны. В основном сведения об этом периоде мы получаем из археологии.

* Люди этой цивилизации первыми стали выращивать хлопок (наличие пряслиц говорит о ткачестве), были земледельцами, имели систему ирригации и канализации.

* У них был культ плодородия, богини-матери, распространен растительный орнамент = земледельческий характер религии.

* Все сохранившиеся изображения небольшие, изделий из бронзы, золота или серебра немного. Примечательные прямоугольные печати (в отличие от цилиндрических месопотамских). Их использовали как амулеты с мифологическими изображениями на них. Эти изображения свидетельствуют о культе деревьев, животных и небесных светил.

* Для Индской цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности = возникновение цивилизации, гражданского общества и государственности.

* Устройство города: Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной – это цитадель, административная и религиозная часть города. Также там располагался бассейн (очень важный элемент градостроительства в Индии). В цитадели также было зернохранилище. Остальное городское население (до нескольких десяткой тысяч человек) жили вокруг. В городах были прямые улицы с широкими проездами, которые делили город на квадраты (внутри квадратов планировки не было). Большая часть построек была из обожженного или сырцового кирпича.

* Несмотря на все возможные миграции, становление государства в этом регионе произошло самостоятельно.

* Археологический материал дает понять, что цивилизация погибла не внезапно, а постепенно происходила варваризация.

* Социальный и политический строй: наличие цитадели и планировки города говорит о существовании гос. власти. Различные типы помещений говорят о социальном неравенстве. Без письменных источников сделать более глубокие выводы затруднительно.

* Следы Индской культуры находят далеко за пределами долины Инда, что говорит о широких внешних связях с ранними цивилизациями востока.

* Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность военных походов и экспедиций.

* Открытие этой цивилизации произошло только в 20-е годы ХХ века. Два наиболее крупных центра – Мохенджо-Даро и Хараппа (отсюда и название археологической культуры – хараппская).

* Письменность до конца не расшифрована до сих пор, так как отсутствуют надписи-билингвы, и все памятники краткие и сухие.

Индоарийская (ведийская) цивилизация: XIII–VI вв. до. н. э.

* Основными источниками по истории Северной Индии конца II – первой половины I тысячелетий до н. э. являются памятники древней индийской религиозной литературы – веды.

* Веды– сборники гимнов, напевов, заклинаний и формул, а также сочинений об истолковании ритуалов. Они насчитывают сотни и тысячи произведений, передававшихся устно. Выстроить их в хронологическом порядке не представляется возможным.

* Создание этих вед говорит нам о появлении в Индии индоевропейских племён, а также об общих корнях индийцев и иранцев. Длительное время их племена проживали на одной территории. Их принято называть ариями (т. е. «благородные»). Во второй половине II тысячелетия индоарийцы обосновались в северной Индии, отличая их таки образом от иранцев.

* Замлёй ариев изначально принято считать территорию Пенджаба. Позже они расселились по всей центральной части Индо-Гангской равнины. Самое главное достижение – освоение долины реки Ганг.

* Главное техническое достижение – освоение металлургии.

* Основной отраслью хоз-ва являлось земледелие. Ведущим пахотным орудием был плуг, запряженный волами.

* Основные культуры: ячмень, пшеница, бобовые, просяные разных видов, рис, хлопок, сахарный тростник, кунжут и лён.

* Домашние животные: коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды. Лошади появились только во второй половине II тысячелетия до н. э. и распространения не получились, использовались только для войны.

* У индийцев ведического периода мы не встречаем крупных городов. Они не идут в сравнение с Мохенджо-Даро или Хараппой, так как скорее похожи на деревни. Появляются они не ранее чем VIII в. до н. э.

* Тем не менее, это были не только административные, но и ремесленные центры. Основная продукция шла из деревень, но в городах производили товары для знати (транспорт, украшения, ткани, посуда и т. д.). Также в источниках упоминаются литейщики, кузнецы, ювелиры, гончары, мясники, цирюльники и виноделы. Все это говорит о значительном разделении и специализации в ремесленном производстве.

* Существовали также ростовщики и купечество. Мерилом стоимости были коровы. Позже вместо денег стали использовать шейные украшения – нишка. Потом их заменили небольшие бруски серебра. Торговля велась и сухим, и речным путем. Старые связи с странами востока сохранились. В эпосах упоминаются весельные корабли, что может свидетельствовать о существовании мореплавания. Индия вывозила на запад ценную древесину и благовония.

* У древних индийцев существовало предание о четырёх веках. Крит – первобытнообщинный период, потерянный рай. Трет и Двапар – возникновение имущественного и общественного неравенства. Кали – период сложившегося классового общества, низшая ступень падения. Только царь мог удержать людей от взаимного истребления. Эта теория помогала обосновать развитие общества.

* Рядовой свободный индиец был самостоятельным владельцем земли, мог участвовать в затратных жертвоприношениях. Задолженность была тяжким злом. Есть поздние данные о дарении земли царям. Данных о купле-продаже нет.

* В этот период начинает формироваться рабство. Сначала только из военнопленных, потом уже из представителей соседних племен, а также продажей в рабство за долги.

* Среди свободных людей существовало социальное неравенство. Общество делилось на варны – сословия, имевшие кастовый характер. Брахманы – члены жреческих родов (владели знанием вед); Кшатрии – воины; Вайшьи – рядовые свободные общинники; Шудры – неравноправные члены общества (они не проходили в детстве обряд инициации, поэтому прислуживали трем другим варнам. Также их не допускали к ведам и обрядам). Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась. Неравенство между варнами индийцы объясняли степенью природного благородства.

* В древней Индии сословное деление отличалось четкостью и прочностью. Это было обусловлено заинтересованностью господствующего класса

во внеэкономическом принуждении (т.к. индийская природа была богата легкодоступными продуктами питания). В этих условиях нужно было найти другой метод принуждения одних работать на других. Одних обращали в рабство, для всех остальных был создан сословно-кастовый строй, система социального и идеологического принуждения. Они стремились к жесткости деления для сохранения собственных привилегий.

* К первой половине I тыс. до н. э. оформились первые государства в долине Ганга. Во главе их был раджа – распорядитель имущества и командующий войском. Власть была наследственной. К середине тысячелетия малые государства стали поглощаться сильными (Кошала и Магадха).

* Одним из самых древних налогов считался бали (кормление).

* Религия: был присущ культ огня, предков. Особый напиток – сома. Жизнь идет в соответствии с предписанием богов (дэвов, например Индра, Агни, Сурья). Боги жили жертвоприношениями.

* Тело – смертно, душа – вечна. После смерти душа переселяется в дру-гое тело, в соответствии с законом кармы (воздаяние).

* В данный период зарождается наука, но только в рамках изучения вед (философия, фонетика, грамматика, астрономия и т. д.). Исключением является довольно развитая математика. Мышление было глубоко религиозным. Существовали лекари.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.031 с.)