Шаррумкен (саргон древний) как правитель нового типа. Сочетание новаторства и традиций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаррумкен (саргон древний) как правитель нового типа. Сочетание новаторства и традиций.



Путь Месопотамии при Саргоне. Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:

1. Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.

2. Создание массовой армии, набираемой из свободных земледельцев-общинников.

3. Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.

4. Сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.

5. Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытки введения единого календаря.

6. В области искусства появляется невиданный доселе жанр – скульптурный портрет правителя, что свидетельствует о тенденции к прославлению личности царя в эпоху Саргонидов.

А по словам И. М. Дьяконова, «победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение традиционной олигархии, связанной с местными общинами и храмами, и выдвижение на первый план новой знати из предводителей царского войска и царской бюрократии».

Однако на пути к этим радикальным преобразованиям стоял Лугальзагеси – владыка Южной Месопотамии и покровитель традиционных порядков, олицетворяемых старой аристократией и старым жречеством. Недаром он сумел собрать для решающего столкновения с Саргоном Аккадским огромную армию, объединившую отряды ополченцев и дружины профессиональных воинов из 50 городов-государств во главе с их энси (правителями).

Исход этой борьбы, наградой за победу в которой явилось бы господство над всем Двуречьем, решила военная организация и тактика войск обоих соперников.

Показательно, что, выбирая столицу для своего быстро растущего царства, Саргон решил не жить ни в одном из старых северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а нашел захудалый город без традиций, почти безвестный, где-то в пределах «нома» Сиппар. Город назывался Аккад. По нему и весь север Месопотамии стал называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским. К сожалению, руины этого города до сих пор не найдены.

Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Ливана.

После победы над Лугальзагеси власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.

Бывший садовник, став «владыкой полумира», мог бы удовлетворить свое честолюбие, приняв обычный для шумерской практики престижный титул «Лугаль (царь) Киша». Но Саргону этого явно было мало. Поверженный аккадским воинством Лугальзагеси ввел ранее в употребление новый титул – «Царь страны». Правда, на деле это были лишь претензии самоуверенного властителя сравнительно небольшого государства на юге Двуречья, претензии, так и не воплотившиеся в жизнь. Однако политические замыслы Лугальзагеси скоро стали реальной программой действий Саргона, впервые объединившего в одних руках власть над всей Месопотамией. И данный факт немедленно нашел отражение в царской титулатуре. Повелитель Шумера и Аккада присвоил себе пышное наименование «Повелитель четырех сторон света», которое применялось прежде только по отношению к богам.

И все же самое крупное нововведение этого монарха – установленное им фактическое превосходство семитов (аккадцев) над шумерами. Аккадские губернаторы были посланы во все главные шумерские «номы», а аккадский язык стал официальным для делопроизводства. Но традиционные религиозные порядки и учреждения Шумера неизменно уважались: так, дочь Саргона стала жрицей Нанны – бога луны в Уре, а сам монарх называл себя «помазанным жрецом бога Ану» и «великим энси Энлиля».

Укрепив свою власть в Месопотамии и значительно увеличив размеры своей армии, Саргон осуществил несколько больших военных кампаний в двух направлениях: за Тигр, в сторону Ирана и также вдоль Евфрата, на Сирию.

Славное царствование Саргона Аккадского длилось не менее 55 лет, до 2261 г. до н. э. И, как сообщает нам довольно поздняя вавилонская хроника, «в его старости все земли взбунтовались против него, и осадили его в Аккаде». Но старый лев все еще имел острые зубы и когти: «он вышел из ворот города и разбил их; он смел их с лица земли и уничтожил их огромную армию».

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)», так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы – эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.)