Социальная структура и экономика Двуречья времён III династии Ура. Сходства с предыдущими эпохами (РД, города-государства, аккадская династия) и отличия от них. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура и экономика Двуречья времён III династии Ура. Сходства с предыдущими эпохами (РД, города-государства, аккадская династия) и отличия от них.



Время: 2111 – 2003 гг до н. э.

Социальная структура:

1) Общество приобрело ярко выраженный рабовладельческий характер;

2) Господствующие слои – служилая и кое-где еще оставшаяся родовая знать, высшее жречество, верхушка землевладельческих общин;

3) В сословии мелких производителей наблюдался процесс расслоения и разорения; разорившиеся мелкие производители устраивались на работу на царских полях и в царских мастерских в качестве батраков-поденщиков;

4) Росло временное рабство; судебные документы об оспаривании рабства говорят о частом порабощении свободных людей (банкротов и должников);

 

Государственная структура:

1) Окончательно оформилась древневосточная деспотия;

2) Царь именовался «царем Ура, Шумера и Аккада» или «правителем четырех стран света» и имел неограниченную власть, обоснованную божественным правом;

3) Со времен Шульги (2093-2047) был учрежден культ царя, ему воздавались божественные почести;

4) Начался процесс бюрократизации;

5) Была упразднена самостоятельность городов-государств и их правителей, страна была поделена на наместничества, наместники (=энси) были полностью подчинены центральной власти;

6) Был учрежден царский суд, где роль судей выполняли наместники, чиновники или жрецы; общинный суд был последним осколком местного самоуправления;

7) Армия состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделяемую царем землю; в армию привлекались и наемники из числа кочевников-амореев;

8) Унификация религии: был установлен единый пантеон богов во главе с Энлилем, покровителем города Ниппура.

Экономика:

1) Восстановлена полностью разрушенная ирригационная система; предпринято строительство новой сети каналов;

2) Организация больших земледельческих, скотоводческих и ремесленных хозяйств на царско-храмовых землях;

3) Увеличен объем монополизированной государством внешней торговли;

4) Унифицирована система мер и весов;

5) Царский земельный комплекс вобрал земли местных правителей, храмовые владения и завоеванные земли.

6) Наряду с царскими землями существовали общинные и частные земли.

 

III Династия ура пала после вторжения аморейских племен.

 

За время более чем столетнего правления 3 династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, дворца и усыпальниц царей в Уре.

Основную массу земель при 3 династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь таких земель значительно уступала царскому земельному фонду.

Общество Месопотамии времени 3 династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной, и кое-где сохранившийся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей – крестьян-общинников и ремесленников – переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой форме – под видом дарения. О массовом разорении мелких производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве своего рода батраков и поденщиков, работа свободных ремесленников в царских мастерских наряду с рабами. Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Храмовые и царские хозяйства обрабатывали рабы из числа военнопленных и неоплатных должников, а также обезземеленных общинников – «гурушей» («молодцев») и «нгеме» («рабынь»). Гуруши могли перебрасываться туда, где была необходимость в дополнительной рабочей силе, при этом их специализация или физические качества не учитывались. Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Все еще существуют соседские общины. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский– «энси», аккадский –«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

 

  Раннединастические государства Аккадское царство III династия Ура
Правители Номовые правители

Царь обожествлялся, остальные у него в подчинении

Сист. Упр Города-государства

Деспотическая система управления всеми землями

 

Тенденции к объединению и централизации

Земли Выделяются храмовые хозяйства + государство следит, чтобы земли общины не разбазаривались Периодические посягательства на храмовые хозяйства со стороны царя, недовольство жрецов. Основные производственные единицы: царские и храмовые хозяйства, земли и хозяйства общин отодвинуты на 2-й план
Что получали за службу За службу получали земли Тенденция: уменьшение выдачи земель, замена пайками Земли давали неохотно, в основном – паек
Боги Культ местных богов + важен Энлиль из города Ниппур Саргон признавал Аббе, Забабу, Киша, Энлиля и Сина Четкая система: верховный Энлиль, затем Син и Энки
Рабочая сила

Рабы, общинники

Рабы, гуруши и нгеме
Про советы общин Советы старейшин и народные собрания играют роль Постепенно значение угасает Остались только советы и суды старейшин

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)