Новоассирийский период (x-vii вв. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новоассирийский период (x-vii вв. До Н. Э. )



Ассирийское государство окрепло, восстановило свою власть в Северной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику. Особенно активизировалась она в правление двух царей: Ашшурнацирапала II (883–859 гг. до н. э.) и Салманасара III (859–824 гг. до н. э.). При Ашшурнацирапале II Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири, у которых в это время начался процесс складывания Урартского государства. Ряд поражений ассирийские войска нанесли мидийским племенам, жившим к востоку от Тигра. После нескольких столкновений с Вавилоном был захвачен ряд северных пограничных вавилонских пунктов.

Но основным направлением в развитии внешней политики Ассирии было западное – район Восточносредиземноморского побережья. Обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных и полудрагоценных камней),

великолепный строевой лес, благовония были известны на всем Ближнем Востоке. Через Восточное Средиземноморье проходили важнейшие международные сухопутные торговые пути, на его территории находились крупнейшие торгово-ремесленные центры тогдашнего мира: Тир, Сидон, Дамаск, Библ, Арвад, Каркемиш. Здесь кипела городская жизнь, была высокая плотность населения, так что любой поход в этот район давал в руки завоевателей не только сырье, продукты потребления, рынки сбыта, но и большие людские ресурсы, причем это были по преимуществу хорошо обученные и высококвалифицированные ремесленники. Этот район был и стратегически важным плацдармом в глубь Малой Азии, на острова Средиземного моря, в Египет.

Именно в этом направлении и предпринимает главные военные походы Ашшурнацирапал П. Ему удалось разбить арамейские племена, жившие в Северной Сирии, и утвердиться на караванных путях, шедших через Сирийско-Месопотамскую степь к средиземноморским торговым центрам. В продвижении на запад он достиг берегов Средиземного моря, и ряд правителей сирийских княжеств и финикийских городов принесли ему дань. Завоевательную политику Ашшурнацирапала продолжал его сын Салманасар III, также действовавший в традиционных для Ассирии направлениях. На севере велись войны с молодым Урартским государством. Салманасару III вначале удалось захватить его столицу и обратить в бегство урартского царя, но Урарту далее консолидировалось и войны с ним приняли затяжной характер. Большой успех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Вмешавшись в борьбу претендентов на вавилонский трон, Салманасар III помог утвердиться на нем тому из них, кто признал верховную власть Ассирии. В последнее десятилетие его правления имели место столкновения с мидянами на востоке. И все-таки важнейшим продолжало оставаться западное направление завоевательной политики. В 856 г. до н. э. Салманасар III окончательно покорил княжество Бит-Адини, с которым воевал еще его отец.

казались невелики.

Лишь в 840 г. до н. э., после шестнадцати походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Газаил, царь Дамаска, был разбит и осажден в свой столице, захвачена богатая добыча и многочисленные пленники. И хотя сам город не сдался, сила Дамасского царства была сломлена. Тир, Сидон и Израильское царство поспешили принести дань ассирийскому царю.

Захват сокровищ, получение дани и угон пленников позволили ассирийским царям развернуть в стране обширное строительство. Пышно отстраивался и украшался древнейший Ашшур.

 

В конце IX и первой половине VIII в. до н. э. Ассирийское государство снова вступает в полосу кризиса и упадка, вызванных целым рядом причин. Многочисленные войны IX в. до н. э. надолго отвлекали массы рядового населения страны, участвовавшего в походах, от производительного труда, что приводило к упадку экономики Ассирии и разорению мелких производителей. К трудному положению народных масс прибавились стихийные бедствия: неурожаи, эпидемии, усугубившие тяжелое внутриполитическое положение страны и вызвавшие восстания низов. В 763 г. до н. э. вспыхнул мятеж в Ашшуре, продолжавшийся два года и распространившийся на другие города и области страны: Аррапху, Гузану. Только через пять лет был установлен «мир в стране». Внутри господствующего класса Ассирии шла борьба между различными слоями и политическими группировками.

 

В 746–745 гг. вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти пришел Тиглатпаласар III (745–727 гг.), проведший серию важных реформ, способствовавший укреплению государства.

Административная реформа: разукрупнение наместничеств, подчинение областеначальников, контроль центральной власти и ограничение их функций. В обязанности областеначальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением, поставку воинских контингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали меньше, их собственные владения были раздроблены, их перестали освобождать от податей и повинностей в пользу государства, запрещалось самостоятельно предпринимать военные походы.

Военная реформа: была создана постоянная армия – «царский полк»,– комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения.

 

При преемнике Тиглатпаласара III– Салманасаре V (727–722 гг.) продолжалось усиление военной партии при дворе. Царь отменил привилегии и иммунитет самоуправляющихся торговых городов в Ассирии, а также храмов, что привело к обострению политической борьбы в стране между жреческо-торговыми и военными кругами. Все это, а также затянувшаяся война с Израильским царством способствовали свержению Салманасара V и воцарению – Саргона II (722–705 гг.).

Он добился урегулирования внутриполитической борьбы в государстве. Вернул городам и храмам Ассирии и Вавилонии прежние привилегии. В правление Саргона II Ассирия разгромила Израильское царство. В 714 г. удалось нанести сокрушительный удар по Урарту. Ассирийцы вели борьбу за сохранение власти над Вавилоном. Лишь в 709 г. им удалось упрочить власть над ним. Новые территориальные приобретения были сделаны в Мидии. В 717 г. Саргон II подчинил Каркемиш. С трудом утверждалась власть Ассирии на юге Восточносредиземноморского побережья. В последние годы царствования Capгон II вел войны на юго-востоке Малой Азии. Была основана новая ассирийская столица – резиденция царя город Дур-Шаррукин на Тигре.

 

Сын Саргона II – Синаххериб (705– 681 гг.) получил в наследство большую, но отнюдь не замиренную державу. Все его правление прошло в подавлении сопротивления покоренных Ассирией государств. Особенно напряженная борьба шла с Вавилоном. Увязнув в тяжелой борьбе с Вавилоном, Ассирия не могла вести активную политику на западных границах. В 701 г. ассирийцы расширили там свои владения за счет южных областей Восточносредиземноморского побережья, начали войну с Иудейским царством и Иерусалим признал его власть. Назревало столкновение и с Египтом. Конец правления Синаххериба прошел в острой внутриполитической борьбе. В 681 г. он погиб вследствие заговора.

 

После его смерти власть захватил младший сын Синаххериба Асархаддон (681– 669 гг.), которому удалось стабилизировать положение внутри Ассирии. Асархаддон в 679–678 гг. восстановил разрушенный Вавилон.

Главной задачей своего царствования Асархаддон считал завоевание Египта. Но надо было обезопасить тыл, и Асархаддон ведет войны с киммерийцами (679 г.), совершает поход в Шуприю (673–672 гг.), пытается закрепить за собой ассирийские провинции в Мидии. В 671 г. Асархаддон завоевал Египет и принял традиционные титулы египетских фараонов. Теперь Ассирийская держава простиралась от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Малой Азии, от Средиземного моря до Персидского залива. Последние годы правления Асархаддона были заполнены напряженной борьбой. Одним из ее проявлений был вопрос о престолонаследии. Претендентами на престол выступали сыновья Асархаддона: Ашшурбанапал, и Шамаш-шум-укин. К тому же в 670 г. восстал только что покоренный Египет. Асархаддон немедленно отправился туда, но по дороге умер.

 

К власти пришел Ашшурбанапал (669–ок. 633/27 гг.). Он был очень образован. В Ниневии им была создана самая обширная на Древнем Востоке библиотека. Прославился Ашшурбанапал и как строитель. По его приказу возведен великолепный Северный дворец в Ниневии. Реставрировались и строились многочисленные храмы в Вавилоне, Борсиппе, Уруке, Харране. Рельефные изображения рисуют Ашшурбанапала как страстного охотника, он сам восхваляет свое умение ездить на лошадях, править колесницей, стрелять из лука. В правление Ашшурбанапала во внешней политике Ассирии прослеживаются два этапа. Первый (с 669 по 654 г.) характеризуется еще прочным господством Ассирии на Ближнем Востоке. Непрерывно совершаются походы в мятежный Египет. Подавляются выступления городов Восточносредиземноморского побережья и Кипра, палестинских царств. Обостряются отношения с северными соседями. Между 664– 660 гг. государство Урарту и Манна предпринимают военные действия против Ассирии. Упорную борьбу с ней ведет Элам. Восстают подвластные мидийские правители. К концу этого периода (около 655 г.) окончательно отпал Египет. В середине VII в. наступает второй этап во внешней политике Ассирии. Политический кризис державы. Ярким его проявлением было крупнейшее восстание покоренных Ассирией народов, достигшее своего апогея около 652–648 гг., во время мятежа Шамашшум-укина, царя Вавилонии. К Вавилону присоединились многочисленные союзники. Однако Ассирия нашла в себе силы потопить восстание в крови.

 

Падение Ассирийского государства и распад великой державы. Однобокое развитие экономики, социальные конфликты, расшатывавшие ассирийское общество, отсутствие политического единства, просчеты в организации системы управления огромной державой, все нарастающая борьба покоренных государств и народов были главными причинами, которые привели Ассирию к гибели.

События развивались стремительно. В 626 г. отпала Вавилония, в 625 г. была восстановлена независимость Мидийского царства от скифов. Война против Ассирии, начатая Вавилоном и Мидией сначала порознь, а затем продолженная в тесном союзе, привела к военному поражению Ассирии, взятию и разрушению ее крупнейших центров: Ашшура (614 г. до н. э.), Ниневии (612 г. до н. э.), – и наконец, завершилась гибелью последних ассирийских отрядов в битве при Харране (609 г. до н. э.). Ассирийская знать была истреблена, города стерты с лица земли, рядовое население рассеялось по горам, деревням, окружающим областям, смешалось с другими народами.

 

10. Главные особенности религиозной жизни Древнего Двуречья в сравнении с Египтом. *Представления о загробной жизни.

Главные Боги Египта: Сохмет (богиня войны), Сет (покровитель бурь, бог мертвой пустыни), Геб (бог земли), Нут (богиня неба), Тот (бог мудрости), Анубис (бог мертвых), Осирис (владыка подземного мира), Ра (бог солнца), Хапи (бог Нила) и Маат (богиня справедливости, правды и закона).

Главные Боги Двуречья: Ану (верховный бог неба), Энлиль (верховный бог земли и неба), Энки (бог воды и подземного мира), Нинхурсаг (мать-земля), Син(Нанна) (бог луны), Нинурта (бог войны), Иштар (богиня плодородия), Мардук (верховный бог).

 

Особенности религиозной жизни Двуречья:

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стре-ились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями.

Про загробный мир: Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. Основным желанием человека было жить как можно дольше, так как он боялся смерти. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Про царей и богов: Правители Месопотамии нарочито подчеркивают свою обделённость земными родственными связями. Нередко правители утверждали, что у них нет земной матери: богиня – их истинная мать. Даже если о земных родителях властителей широко известно. В последнем случае они попросту отвергаются.

Имя правителя Месопотамии было возвышенно оправдано. Имя царя часто соединялось с детерминативом "бог". Если сравнивать культ царя в Древнем Египте с Месопотамским культом царя, то можно найти значительные различия. Цари объединённого Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображаются лицом к лицу с богами либо носили божеские атрибуты. Вавилонские и другие жрецы поддерживали культ царей, ибо этот культ им самим обеспечивал устойчивость привилегированного положения.

 

Особенности религиозной жизни Египта:

Религия древних египтян, с нашей точки зрения, для того времени в фантастической, но закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Однако, тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон иноземных божеств – семитских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львицы, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) – змеи-кобры.

Про загробный мир:

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник – ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей – слуг, работников, которые назывались «ушебти».

Про царей и богов: Религия египтян была тесно переплетена и с верховной властью. Институт фараонов способствовал стабильному существованию цивилизации. Обожествление фараонов в Египте достигло небывалой высоты. Египтяне полагали, что на их земле будет мир и процветание, если во главе страны находится правитель, предпочтённый богами и имеющий божественное родство. Считалось, что, помимо земного отца, у фараона есть небесный отец – бог солнца Амон-Ра. Собственно, сам правитель представлялся царём-богом, имеющим магическую силу. Фараон являлся воплощением бога Хора. Египетский правитель почитался как единственное воплощение божественной силы, вместилище жизненной энергии. Совершая ритуалы, фараон способствовал процветанию цивилизации, управлял природными силами: торжественно обходил вокруг стен города (дабы обеспечить безопасность), с помощью обрядов позволял солнцу всходить, временам года – меняться и т. д. Фараон (действующий и умерший) наряду с богами имел свой культ: храмы, жертвоприношения, жрецов. Символическим изображением правителя являлся Сфинкс. Он представлял собой величественного льва с человеческой головой, которой придавали визуальное сходство с фараоном. Египтяне искренне обращались к обожествляемому правителю за восстановлением справедливости, истины в различных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.016 с.)