Старовавилонский период. Законы Хаммурапи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старовавилонский период. Законы Хаммурапи.



Период: 1894-1595 гг. до н. э.

Около 1894 г. до н. э. Вавилон становится центром отдельного государства во главе с полуфимическим царем Sumu-abum, основателем I династии Вавилона. К 1830-му году до н. э. Вавилон окреп для борьбы с другими царствами.

Расцвет этого периода приходится на правление 6-го царя династии Хаммурапи (1792-1750). При начале его правления государство было мало, что предопределило экспансионный характер политики: подчинил Ларсу, Ур, Иссин и Мари.

Внешняя политика Хаммурапи:

– Стратегия: союзы с одними городами для захвата других, чтобы потом захватить союзные города.

– в союзе с Ларсой подчиняет Урук и Иссин, утверждается в самом центре Месопотамии;

– в союзе с Зимрилимом, правителем Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну и присоединил Ларсу;

– под предлогом разрыва Зимрилимом союза, Хаммурапи взял Мари примерно в 1759 году до н. э.

– распространил власть на княжество Ашшур;

– подчинил себе Элам;

Внутренняя политика Хаммурапи:

1.    Централизация власти в руках царя и его бюрократического аппарата:

– сохраняется общинное самоуправление, однако все под контролем наместника из Вавилона;

– единообразное судопроизводства, храмовые и общинные суды. Хаммурапи – носитель высшей судебной власти;

– храмовые округа под контролем царской власти;

– создана единая вавилонская армия, формировавшаяся из редум и баирум (профессиональные войны, получавшие за службу землю и скот без права отчуждения);

– воины получали надел, который нельзя было продать или заложить.

 

2.    Создание единой ирригационной системы:

– строительство магистрального канала Нар-Хаммурапи, который позволил расширить сельскохозяйственные площади

– ирригационная повинность;

– каждая община обязана поддерживать свой участок оросительной системы.

 

3.    Экономика:

– покровительство скотоводству;

– развитие торговли, оживление коммерческой деятельности;

– дальнейшее развитие ирригационного земледелия;

– расширение посевных площадей;

– поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель в условное держание;

– движение капиталов => рост общей задолженности в стране => распространение долгового рабства => власть защищала интересы должников, ограничение долговой кабалы 3-ми годами.

 

4.    Социальная политика:

– сглаживание социальных конфликтов, в то же время поддержка тех социальных слоев, на которые опирался Хаммурапи;

– В ЗХ заявление о справедливости и общем благе, заботе о вдовах и сиротах;

– срок рабства – 3 года;

– законодательное определение прав и обязанностей разных классов (авилумы, мушкенумы, рабы-вардум);

– единообразное деление общества на территории всей державы

 Он создает мощную империю, стабильность которой сохраняется и при его преемнике Samsu-Iuna (1749-1712). В 1739 г. до н. э. восстали города на юге страны, поддержанные племенами идамарац и ямутбала. Восстание было подавлено, многие города на юге страны – Ларса и древнейшие центры шумерской цивилизации, хранители тысячелетних традиций клинописной культуры, Урук и Ур – были полностью разрушены и надолго опустели. Однако Вавилону не удалось окончательно вернуть себе юг. В 1742 г. до н. э. этот царь воевал с касситами и из царем Гандашем. Подавил множество восстаний. Основа экономики все еще земледелие. Распространялась система наделов, те кто не имел их получали пищу от дворца или храма.

Образовавшееся у берегов Персидского залива государство Приморской династии просуществовало более 200 лет.

 

К середине XVII в. у Вавилонского государства, которое оставалось крупнейшим на территории Месопотамии, появились еще более сильные соперники, и размеры его сильно уменьшились. На юге Лагаш и Ур с примыкавшими к ним территориями прочно вошли в состав Приморского царства, на севере границы Вавилона пролегли южнее среднего Евфрата и Ашшура на среднем Тигре, из областей за Тигром за ним сохранялись территории, где кочевали племена идамарац и ямутбала. В Верхней Месопотамии прочно держалось Ханойское царство с центром в Терке, где аккадско-аморейскую династию сменила касситская. К власти здесь пришел царь с касситским именем Каштилиаш, который правил до конца Вавилонской династии.

В 1595 г. до н. э. хеттский царь Мурсили I, видимо, низложил последнего аморейского царя Samsu-ditana. После этого к власти приходят касситы, а хетты уходят обратно.

 

Законы Хаммурапи (ЗХ)

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э. ЗХ начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности» в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой; перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями, и провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость…» Далее следуют собственно Законы (разбивка текста на 282 отдельных параграфа – результат работы ассириологов, издававших этот текст, в оригинале ее нет). В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1) основные принципы правосудия (§ 1–5); 2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6– 25); 3) нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26–41); 4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (§ 42–88); 5); торговые и коммерческие операции (§ 89–126); 6) семейное право (§ 127–195); (7) телесные повреждения (§ 196–214); 8) операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215–282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлении, содержащихся в ЗХ.

· Общество, каким оно обрисовано в ЗХ, состоит, как уже упоминалось, из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума ЗХ оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8), в то время как защита имущества свободного гражданина предоставляется обычному праву.

· В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175–176). Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), по если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§ 170–171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха – § 205 и 282). Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117). В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы – заложничество (§ 114–116).

· Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. ЗХ пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

· Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что ЗХ уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая – § 46) или за твердую плату вперед (§ 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42–44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53–56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57–58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263–267). Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. ЗХ подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т. п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215–224, 253–274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы.

· Большое внимание ЗХ уделяют семье – основной ячейке вавилонского общества (§ 127 и сл.). Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей (§ 128): требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств мог быть и письменным. Семья была моногамной, и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью (§ 129). ЗХ устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода (§ 130–136). Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170). При определенных обстоятельствах (болезнь жены–§ 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, – § 145; дурное поведение жены – § 141) муж мог взять вторую жену. В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор. Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире. Поэтому ЗХ подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159–164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151–152); об имущество жены (§ 150). Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163–164).

· Столь же детально ЗХ освещают вопросы наследования (§ 165 и сл.). Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 167–168). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей (§ 185 и сл.) (Если настоящие родители предъявляли претензии на ребенка, тот мог им быть возвращен, кроме случаев, когда он был усыновлен евнухом (которых было много при дворе и в некоторых храмах) или зикрум.). Наконец, подробно рассматривается в ЗХ вопрос об имуществе жриц. Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9–11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т. е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2). Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.011 с.)