Значение индийской культуры и религии для цивилизаций южной Азии и дальнего востока. Основные черты буддизма. Роль ашоки в его распространении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение индийской культуры и религии для цивилизаций южной Азии и дальнего востока. Основные черты буддизма. Роль ашоки в его распространении.



* 1.1. Еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, что индийцы– самый многочисленный народ на земле.

* В IV – III вв. до н. э. постепенно сложилась первая общеиндийская держава, которая имела огромное значение для более быстрого становления цивилизаций во всех районах Южной Азии.

* Под покровительством кушанских царей буддизм активно распространялся в Восточном Иране и в Средней Азии, затем в Китае, а позже в Японии, Тибете и Монголии. В каждой из этих стран создавались свои канонические тексты, и в целом буддийская религия обретала весьма своеобразные черты. Так буддизм стал одной из мировых религий, хотя в своей родной Индии был вытеснен индуизмом.

* Индийцы славились по всему миру своей развитой медициной.

* С понятием «пустоты в буддийской философии, возможно связано введение нуля в математике.

* Благодаря развитию государств по всей территории Азии, появилось множество замечательных памятников искусства. Некоторые из них берут традицию из индийской культуры.

* Так называемые арабские цифры происходят из Индии.

* 1.2. Центр культуры период буддизма смещается на северо-восток Индии, территорию, которую в ведической культуре считали «варварской». Именно эта часть страны становится передовой.

* Сам Будда происходил именно оттуда, с территории современного Непала, и там же проходили все его странствия.

* Сиддхартха Гаутама Будда / Шакья Муни (ок. 566 – 486 гг. до н. э.). Происходил из знатного рода кшатриев, был «принцем».

* По преданию, его воспитывали так, чтобы он никогда не видел страданий и горестей. Будучи молодым человеком, он покинул родину и семью, и пошел искать мудрости и пути к спасению у брахманов долины Ганга. Учителя его были брахманисты и йоги. Они оказали на него большое влияние, особенно на его отрицание божества-творца, системы варн.

* Изначально Будда практиковал аскетизм, но потом разочаровался в нем и умерил его. Именно тогда он и достиг просветления (Будда – просветлённый).

* После своего просветления он стал читать проповеди и обзавелся учениками.

* Изначально его проповеди не записывались, а передавались из уст в уста. Они были записаны намного позже (в I в. до. н. э. на Шри-Ланке, на языке пали). Именно этот первый канон является наиболее почитаемым, хотя не исключено, что его тексты подверглись многолетней «чистке».

* Этот канон называется Типитака (т. е. три корзины). В первой содержатся поучения-беседы, во второй сочинения об уставе общины, и в третьей содержатся психолого-философские трактаты.

* До него существовало всего два пути– самоудовлетворения и самоистязания. Он же выбрал серединный путь, который дает познание и ведет к покою, к просветлению (т. е. нирване).

«Средний путь» провозглашен в «четырех благородных истинах»: 1. Существует дуккха («всё есть дуккха») – страдание. Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.

2. У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).

3. Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины).

4. Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

* Восьмеричный путь состоит из: 1. Правильного воззрения; 2. Правильного решения; 3. Правильной речи; 4. Правильного дела; 5. Правильного обихода жизни; 6. Правильного усилия; 7. Правильного мышления; 8. Правильного сосредоточения.

* Соблюдение всего этого дает чистоту помышлений и жизни. Кто достиг этого– становится архатом, он освобожден от перерождения и готов к нирване.

* Буддизм, таким образом, не обещает людям вечной жизни, но дает вечное освобождение от жизни с ее страданиями.

* В буддизме нет высшего божества.

* Будда не отрицал божеств другой религии, он просто представлял их смертными и не вечными. При полной веротерпимости буддизма, никому не возбранялось обращаться к любым богам за помощью. Это не имело отношения к самосовершенствованию.

* В буддизме мир есть бесконечное и безначальное движение частиц, комбинации которых не повторяются. Он отрицает акт творения и бессмертную душу. Человек, по их воззрениям, состоит из различных сочетаний частиц.

* Сангха – община, по типу монастыря. Она доступна всем, вне зависимости от варны. Туда не допускаются лишь те, кто не способен отказаться от своей прошлой жизни. Гаутама разрешил создавать женские сангхи, хотя изначально считалось, что женщины не способны и уже наказаны тем, что они женщины.

* В обязанности буддиста-мирянина входит 5 обязанностей: не убивать ничего живого, не красть, не прелюбодействовать, не лгать и не злословить, не пить опьяняющих напитков (для членов сангхи правила были строже). Миряне не отказывались от семьи, собственности и деятельности. Не существовало никакого формального принятия в буддисты. Выполняя пять заповедей и оказывая материальную помощь сангхе человек мог обеспечить себе хорошую карму, но для освобождения необходимо было стать бхикшу (дословно – нищий, монах).

* Буддизм не создал духовной иерархии. Все сангхи составляли одну Сангху. Даже настоятель был первым среди равных.

* Основой буддийской добродетели была покорность своей доле, кротость, любовь ко всему живому.

* Учение буддизма было привлекательно для простых людей – отказ от сословного деления, терпимость, сочувствие страданиям, дружелюбие. Он долго не подергался никакому преследованию со стороны властей. Упорным его врагом было только брахманское жречество, власти же государств смотрели на него доброжелательно.

* В итоге буддизм раскололся на множество течений. Одни из них– Тхеравада (уделяли главное внимание усиленному аскетизму) и Махасангха (верили в то, что буддизм доступен абсолютно всем).

* 1.3. Чандрагупта, победил династию Нандов и основал династию Маурьев (317-180 гг. до н. э.) – наиболее важную в древнеиндийской истории. Расцвета династия Маурьев достигла при внуке Чандрагупты, Ашоке.

* Наиболее важными источниками того времени являются эдикты царя, высеченные по его приказу на камнях на всей территории страны.

* Его держава простиралась от устья инда на западе, до устья Ганга на востоке. На севере она начиналась в Кабуле, и заканчивалась практически на самых южных землях Индостана.

* При Ашоке завоевания не приводили к смене административного аппарата и ликвидации прежнего политического строя. Иногда лишь проходил контроль. Структура державы была рыхлой, децентрализованной. Несмотря на это, пошел активный процесс развития центральной и южной Индии.

* Отличительной чертой политик Нандов и Маурьев было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В эдиктах Ашоке призывает население почитать не только брахманов, но и бродячих проповедников новых учений.

* Ашока сделал буддизм государственной религией. Он говорил о стремлении к «завоеванию праведностью». Он высылал специальные миссии, которые должны были проповедовать буддизм. Ашока отправил гонцов даже в Сирию, Египет, Македонию и Коринф.

* Самая успешная деятельность была на Шри-Ланке, которая в последствие стала центром буддизма.

* Во многих странах Азии буддизм сыграл серьезную цивилизующую роль.

 

23. Эпоха Чжоу в Китае: время становления основных идеологических течений. *Политические события, оформление основных мировоззренческих вех: конфуцианство, даосизм, легизм, буддизм.

* Западное Чжоу: Воинственное протокитайское племя Чжоу появилось на реке Вэй, притоке Хуанхэ, примерно во второй половине XIV в. до н. э.

* Они занимались скотоводством и ранними формами земледелия.

* Изначально чжоусцы относились по языку к тибето-бирманцам, но потом влились в общекитайский этнос.

* У Чжоусцев были столкновения с династией Инь (Шан). Инь постоянно пытались подчинить их себе, но постепенно стала складываться коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами.

* В 1027 г. до. н. э. У Ван нанёс поражение иньскому войску.

* Чжоусцы переняли все культурное и техническое наследие династии Инь, поэтому их трудно различить. Также они научились плавить бронзу и изготавливать боевые колесницы.

* После окончательного разгрома иньцев чжоусцы провели так называемый ряд «наследственных пожалований». Родственники У Вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с населением, а также титул.

* Всё свободное население Чжоу делилось на пять соц. групп. 1. Правитель, «единственный среди людей». 2. Чжухоу – правители наследственных владений, аристократия. 3. Дафу – главы племен (цзу, родоплеменная группа), входивших в наследственные владения. 4. Ши – главы больших семей в составе цзу. 5. Простолюдины.

* Вся земля принадлежала вану, дальше все работало по вассальной системе.

* В 781-771 гг. до н. э. происходят столкновения с племенами жунов в правление Ю Вана. Из-за этого пришлось перенести столицу на восток, поэтому этот период называют Восточным Чжоу.

* Начинается не только политическое разделение Китая, но и этническое. Древние китайцы начинают противопоставлять себя варварам.

* Считалось, что жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, связаны между собой родственными узами, поэтому даже если какое-нибудь из них выступало против чжоуского вана, оно не переставало быть хуася (или чжуся, благородная общность китайцев). Соответственно политический союз с «варварами» не означал, что они переставали быть таковыми.

* После перенесения столицы на восток власть вана заметно ослабевает. Резко сокращается территория «столичной области» – владение чжоуского правителя. Часть ее была раздарена соседним царствам. Скудеет казна вана. Традиционная дань начинает поступать все более нерегулярно.

* Ван не имел возможности воспрепятствовать нарушениям освященного традицией порядка наследования власти и был вынужден обращаться за помощью к зависимым от него чжухоу.

* Вторжение кочевников помогло одному из наиболее влиятельных чжухоу свергнуть вана «под шумок» в VII в. до н. э.

В «эпоху воюющих царств» (V–III вв. до н. э.) стали складываться основные школы философской и политической мысли. Это знаменовало решительный разрыв с архаическим наследием. Древние религии подверглись осуждению. Идеология деспотической власти превосходила религию. Все ритуалы переосмыслялись, и становились нормой красоты, связывающие все сущее. Они становились знаком неделимой полноты бытия, которое есть сама жизнь.

Политика и религия шли в Китае бок о бок. Управление государства китайцы уподобляли регулированию водного потока. Власть государя – «дыхание» мирового тела.

Материалом для выведения сложных жизненных законов и формул служил дуализм «темного» и «светлого» (инь и ян). Взаимодействие и борьба этих начал порождает пять первостихий – воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает затем все многообразие предметов и живых существ. Движение – основное свойство объективно существующего мира. Мир состоит из «триады»: неба, людей и земли. В общественной жизни человек должен руководствоваться законами природы, следуя «естественности неба и земли». Постепенно складываются традиционные чжоуские теологические представления о Всемогущем Небе, Небесной Воле и правителе как Сыне Неба.

* Конфуцианство: Возникло на рубеже VI и V вв. до н. э. Оно восприняло и развило традиционные теологические представления. Основателем считается обожествленный Кун Фуцзы (ок. 551–479 гг. до н. э.) или Конфуций. Он считается первым китайским философом. Происходил из небольшого царства Лу, был книжником, знатоком истории и традиций.

* Учение он проповедовал изустно, в форме своего рода «диалогического собеседования». Изречения и афоризмы Конфуция были записаны со слов его учеников и сведены в сочинение «Лунь юн» («Беседы и суждения»).

* Выступал как принципиальный консерватор, сторонник сохранения традиционных ценностей.

* Выступал за сохранение привилегий аристократии, но при этом настаивал на том, что в учении все равны.

* Жизнь, в его понимании, это бесконечный процесс учения и воспитания.

* Основой всякого учение является согласование прав и обязанностей человека с нормами традиции. То есть всякому человеку отведено в государстве (и вообще в мире) постоянное, строго определенное место, общественная структура, как и структура мира, вечна и неизменна.

* Конфуцианство требовало строжайшей дисциплины и социально-иерархического подчинения.

* Характерно, что, преклоняясь перед Небом как сверхъестественным сознательным существом, управляющим миром, Конфуций не смел даже рассуждать о нем: толкователем Воли Неба мог выступать лишь Сын Неба

* Даосизм: Согласно традиционным китайским представлениям, в мире существует Всеобщий Путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, но это путь, присущий природе самих вещей, и следование ему не ущемляет человека, а наоборот, делает его свободным (в отличие от конфуцианского божественного Пути Небес).

* Создание даосизма связывают с именем мудреца из царства Чу – Лаоцзы, старшего современника Конфуция; некоторые считают его личностью легендарной. Лаоцзы приписывают философское сочинение «Дао дэ цзин» (записано, вероятно, в IV–III вв. до н. э.).

* Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной простоте и равенству, но не столько к общине родовой, сколько к древнему государству-общине, сохраняющему традиции первобытной демократии.

* Даосы выступали против богатства и роскоши, против непомерных поборов и войн, приводящих народ к нищете и рабству, против насилия правителей и самочинства знати.

* Постоянный рефрен «Дао дэ цзина»: «Дао совершенно-мудрого– деяние без насилия».

* Из страданий народа делался лишь тот вывод, что человек должен осознанно и безропотно следовать дао, естественному течению жизни, и стремиться лишь к самосохранению.

* Они развивали учение о реальности, как универсальном пределе всех форм, который они уподобляли пустоту (сюй).

* Идеальное государство существует «незаметно» для его подданных.

* Даосы разрабатывали традиционный идеал единства политики и символизма культуры.

* Легизм: Течение «фацзя» («сторонников закона») зародилось почти одновременно с конфуцианством и даосизмом. Важнейшими представителями легизма (фацзя) были уроженец царства Вэй – Шан Ян, и Хань Фэйцзы – уроженец царства Хань.

* Главное в их учении заключалось в социально-политических теориях. Они провозглашали необходимость объединения «Поднебесной».

* Все легисты были государственными деятелями, вдохновлявшими и осуществлявшими реформы, направленные па подрыв позиций потомственной аристократии, ослабление патриархально-общинных и укрепление территориально-административных связей, утверждение частной собственности на землю и развитие товарно-денежных отношений.

* Они отстаивали политическую централизацию царств и необходимость введения единого, обязательного для всех государственного законодательства.

* Правитель выступал в их учениях как верховный законодатель, единственный источник закона, но осуществление этих законов они предполагали возложить на государственную бюрократию.

* Контроль над исполнительной властью, находящейся в руках административного аппарата, осуществлял государь.

* Апогеем и завершением процесса общественно-политического развития легисты считали единую централизованную державу, которая должна поглотить все ныне существующие царства.

* Легисты уделяли немалое внимание философским вопросам и были сторонниками наивно-материалистического толкования категории дао как естественного пути развития природы и общества, не оставляя места для сверхъестественных сил и рока.

* Хань Фэйцзы резко выступал против поклонения богам и духам и решительно осуждал жертвоприношения. Однако мировоззренческие проблемы были у легистов подчинены конкретным практическим задачам управления, став теоретическим обоснованием проводимых ими реформ. Все они стояли на позициях своего рода «этатизма» – усиления роли государства во всех областях жизни, выступали за «естественное разделение» занятий и обязанностей.

* Буддизм: Вошёл в так называемые Сань цзяо – три основные религии Китая.

Буддизм появился в Китае, когда там уже давно существовали конфуцианство и даосизм.

* Учение Будды в известной мере противоречило конфуцианским нормам этики и поведения (культ семьи, императора) и даосским методикам духовного оздоровления (в целях реализации потенциала бессмертия).

* Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центрально-азиатских государств.

* Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао Цзы и Будде, совершенные императором Хуань Ди в 165 году. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Минди (57–75); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь.

* В качестве особого обстоятельства, способствовавшего распространению буддизма в Китае, отмечают восприятие его китайцами как преобразованного даосизма: по одной из легенд, буддизм – это видоизменившееся учение Лао Цзы, основателя даосизма, который некогда ушел на запад, добрался до Индии и распространил там своё учение. И в дальнейшем особо отмечалось взаимопроникновение этих двух религий.

* В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточно-ханьской империи – Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» – первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

* Основоположником буддийской традиции в Китае считается монах Ань Шигао.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.03 с.)