Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая проза классического периода: историческая, ораторская и философская

Поиск

В последней четверти V в. до н.э. возрастает значение литературной прозы, возникшей в Греции еще в VI веке до н.э. Греческая художественная проза развивалась по трем направлениям: историография, красноречие, философия. Представителями греческой художественной историографии были Геродот (484-430 - ок. 431 гг. до н.э.), Фукидид (ок. 460 - ок. 404), Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Помимо представленного в учебниках материала, студентам необходимо познакомиться с хрестоматийными текстами (С.446-448 по изданию Н.Ф.Дератании и Н.А.Тимофеевой

Необходимо также знать значение термина “история”. Ионийское по происхождению, это слово означало “исследование” и только позднее по-лучает значение “историческое исследование”, “повествование”. Древнейшие же произведения греческой прозы носили название “логос”, т.е. “слово”, “рассказ”. По-видимому, этот термин употреблялся для противо-поставления прозаического слова поэтическому и поэзии вообще. В IV в. до н.э. в Аттике логографами называли лиц, избравших своей профессией составление речей для участия в судебном процессе. Важно обратить внимание на общность взглядов Геродота и Софокла в вопросах оценки человеческого счастья и власти божественной судьбы, оценить художественную манеру Геродота, так называемую нанизываемую речь и речь закругленную или периодическую.

Говоря об оценке творчества Фукидида, студенты должны обратить внимание на требования, которые он выдвигает к историческому повествованию: максимальная точность, глубина политического анализа и беспристрастие по отношению к описываемым событиям.

Приступая к рассмотрению философской прозы, нужно помнить, что в V - IV вв. в Греции создаются все основные философские системы древности и возникает специфическая форма художественного философского изложения - диалог, окончательно оформившийся в школе Сократа.

ПЛАТОН (427 - 347 гг. до н.э.) - основоположник античного идеализма, автор реакционного проекта идеального государства, которое К.Маркс определил как “афинскую идеализацию египетского кастового строя”. В учебных целях творчество Платона можно разделить на три периода, как это предлагается в учебнике И.М.Тронского (С.181 сл.):

I) сократический период - “Апология”, “Критон”;

2) диалоги “Пир”, “Федон”, “Федр” и другие;

3) период начиная с 60-х годов IV в. до н.э. представлен поздними диалогами, в которых ослаблен художественный момент и почти исчезает образ Сократа (“Законы”).

Идеалистическая сущность учения Платона распространяется и на его эстетические взгляды. Искусство по Платону ставит своей целью “подра-жание” (мимесис). Но, поскольку вещи чувственного мира, как считает Платон, лишь искажение подобия вечных идей, то искусство, воссоздающее копию с копии, есть низший род познания и не все виды его приемле-мы.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) во многом отошел от концепции своего учителя. Оставаясь в целом идеалистической, философия Аристотеля заключает в себе много материалистических черт. Эстетическое учение Аристотеля наиболее полно выражено в его сочинении “Поэтика” (или “О поэтическом искусстве”), в котором он полемизирует с Платоном. “Поэтика” - первое систематическое изложение теории искусства у греков. Как и Платон, Аристотель считает, что поэзия и другие виды искусства родились из “подражания”. Но смысл, который вкладывает в это понимание Аристотель, иной. Определяющий признак поэзии Аристотель видит не в форме, а в содержании и характере отображаемого. Объектом поэзии Аристотель называет человеческую жизнь, правдивое изображение которой составляет цель искусства. Вторым важным аспектом учения Аристотеля является теория катарсиса, т.е. “очищения”, толкование которого он дает в VI главе “Поэтики” в связи с определением трагедии: “Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов.” Подробнее о теории катарсиса Аристотеля и о его толковании современ-ной наукой см. статью А.С.Ахманова и Ф.А.Петровского «Сочинения Аристотеля о поэтическом искусстве» в издании “Поэтики” Аристотеля (Аристотель. Поэтика. М.: Худож. лит., 1951), а также в учебнике И.М.Тронского (С.185).

В пределах хрестоматийных текстов необходимо познакомиться с остальными отрывками из сочинений Аристотеля, касающимися учения о драме вообще и трагедии в частности. Важно помнить о том огромном влиянии, которое оказала “Поэтика” Аристотеля, создавшая основы теории искусства, на развитие европейской эстетической мысли.

Знакомясь с ораторской прозой, следует учесть роль софистов в развитии ораторского искусства, которые предопределили создание науки об ораторской речи - реторику (риторику в более позднем произношении). Виднейшими представителями ораторской прозы в Греции V-IV вв. до н.э. были Лисий (459 - ок. 380 гг. до н.э.), Исократ (436 - 338 гг.) и Демосфен (384-322 гг. до н.э.).

 

Как почти всякая другая, греческая литература в первые века своего развития существовала в форме поэзии. Но в 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства.

 

О первых историках не известно почти ничего, кроме их имен; их сочинения состояли из пересказа преданий и не имели определенной исторической концепции. Гекатей из Милета (ок. 500) был, вероятно, первым, кто взглянул с позиций разума и логики на материал греческих легенд, в том время считавшийся историей, который он назвал собранием «нелепостей». Повествование Геродота (ок. 484 – ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения – в них есть и критический дух, и философия истории (т.е. стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл), и художественный стиль, и композиционное построение. Но, хотя Геродот по праву зовется «отцом истории», величайший историк античности – Фукидид Афинский (ок. 460 – ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и литературный шедевр. После Фукидида начался упадок исторической прозы. Историю Фукидида продолжил Ксенофонт (ок. 430 – 358 до н.э.) в своей Греческой истории – сухом рассказе о Греции между 410 и 361; гораздо лучше другое его сочинение – Анабасис, рассказ о походе (в котором участвовал сам Ксенофонт) греческого наемного войска на службе у Кира Младшего. Из работ других историков 4 в. до н.э. дошло крайне мало; следует упомянуть Феопомпа, который внес в историческое повествование цветистый риторический стиль.

От древнейших философов, т.н. досократиков, дошли лишь разрозненные фрагменты. Несколько трактатов 5 в. до н.э., дошедших в составе Гиппократова корпуса, написаны чистой ионической прозой, но относятся скорее к истории науки. Больший интерес представляют софисты, представители интеллектуального, рационалистического направления греческой мысли конца 5 в. до н.э., – прежде всего Протагор, Продик и Гиппий, сочинения которых по этике, политике и риторике обладают немалыми художественными достоинствами. Однако важнейший вклад в философскую прозу сделали последователи Сократа. Хотя сам Сократ ничего не писал, многочисленные друзья и ученики изложили его взгляды в трактатах и диалогах. Среди них выделяется грандиозная фигура Платона (428 или 427–348 или 347 до н.э.). Его диалоги, особенно те, где ведущая роль отведена Сократу, не имеют себе равных по художественному мастерству и драматической силе. О Сократе писал также историк и мыслитель Ксенофонт – в Меморабилиях (записях разговоров с Сократом) и Пире. К философской прозе формально примыкает еще одно сочинение Ксенофонта – Киропедия, описывающее воспитание Кира Великого. Последователями Сократа были киник Антисфен, Аристипп и др. Из этого круга вышел и Аристотель (384–322 до н.э.), тоже написавший ряд платонических диалогов, широко известных в античности. Однако из его сочинений нам доступны только научные трактаты, возникшие, по-видимому, из текстов лекций, которые он читал в своей философской школе – Ликее. Художественное значение этих трактатов невелико, но один из них – Поэтика – сыграл существенно важную роль для развития теории литературы.

Развитие риторики как самостоятельного жанра было связано в Греции с подъемом демократии и вовлечением все большего числа граждан в политическую жизнь. Многое для превращения риторики в искусство сделали софисты; в частности, Горгий Леонтинский и Фрасимах Халкедонский расширили набор риторических фигур, ввели моду на симметричные антитезы и ритмические периоды. Хотя зарождение ораторского искусства связано с именами сицилийцев Тисия и Горгия, высшего расцвета риторика достигла в Афинах. Антифонт (ум. 411 до н.э.) первым опубликовал свои речи, причем часть из них была чисто риторическими упражнениями, в которых разбирались вымышленные дела. Тридцать четыре сохранившиеся речи Лисия считаются образцом простого и изысканного аттического стиля; Лисий, не будучи уроженцем Афин, зарабатывал на жизнь сочинением речей для граждан, выступавших в суде. Напротив, речи Исократа (436–338) были памфлетами для публичного чтения; изящный, построенный на антитезах стиль этих речей и изложенные в них оригинальные взгляды на воспитание обеспечили ему в античном мире громадный авторитет. Но Оратором с большой буквы для греков был Демосфен (384–322). Из всех речей, которые до нас дошли, 16 он произнес в народном собрании, убеждая афинян выступить против Филиппа Македонского. Именно в них страстное, воодушевляющее красноречие Демосфена достигает наивысшей силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.008 с.)