Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Городская лит-ра средневековья.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Городская литература — это литература здравого смысла, жизненной прозы и рассудительности. Начинает свое становление с конца XI в. Расцвет приходится на XIII—XIV вв. Героями данной литературы выступают купцы, ремесленники, клирики, воры, бродяги, а не безупречный рыцарь и его прекрасная дама. Устойчивые черты городская словесность приобретает в эпоху зрелого Средневековья, то есть в ХII — первой половине XIII в. Создавалась она на окончательно сложившихся к ХII в. национальных языках и охотно вбирала в себя элементы латинской и куртуазной словесности. Так, нисколько не утратила популярности житийная литература, которая создавалась теперь на народных языках. Городская цивилизация выработала и свои варианты эпоса — высокий (аллегорическая поэма) и низкий (сказания о животных). Аллегория — предметное воплощение абстрактных понятий («разум», «любовь», «грех», «милосердие» и др.) была одним из главных изобразительных средств в средневековом искусстве. В центре внимания городской литературы оказывается повседневная жизнь человека, которая показывается без всяких прикрас. Ей свойственен трезвый взгляд на мир. В отличие от рыцарской литературы она носит дидактический и сатирический характер. Горожане не стремились к излишней изящности, красоте, главное для них было как можно точнее донести мысль и подтвердить ее примерами. Именно поэтому городская литература начинает использовать не только стихотворную форму, но и прозу. Кроме того, горожане начинают выполнять прозаические пересказы рыцарских романов. В городской литературе использовались слова и выражения ремесленного, народного и даже жаргонного происхождения. Герой данной литературы — это не индивидуализированный рядовой человек. Главными чертами героя являются хитрость, изворотливость и жизненный опыт. Перед читателем он предстает во время борьбы со священниками, феодалами и т. д., при этом привилегии не на его стороне. Объектом изображения таких жанров, как французское фаблио (фр. "по басёнка от лат. fabula — «рассказ») или немецкие шванки (нем. «шутка») являлась грешная человеческая природа. Эти жанры действительно представляют собой небольшие рассказы шутливого содержания. В незатейливых, грубоватых и часто непристойных историях главными героями выступают неверная жена, обманутый муж, хитрые священники и необразованные крестьяне, а в центре повествования обычно всякого рода плутни и ловкие проделки. Так, в одном из самых известных фаблио «Завещание осла» рассказывается, как некий аббат похоронил любимого осла по христианскому обряду и вызвал тем самым сильнейшее негодование епископа. Но прелат простил грешника, едва получив 12 ливров, якобы завещанных ослом на поминовение души. Во многих фаблио и шванках можно выявить черты сатиры. Но в целом, для городской литературы характерно «всеосмеивание». В Средние века считалось, что человеческая природа не поддаётся исправлению, ибо она безнадёжно «испорчена» с момента грехопадения первых людей. Именно поэтому грешной (смешной) становилась сама реальная жизнь. Но человеческая душа могла обрести спасение и нуждалась в нравственном уроке. И нравоучение проникает во все жанры, в том числе в фаблио и шванки, относящиеся к народной смеховой культуре. Подобная литература связана с карнавальным мироощущением человека той эпохи. Карнавал словно бы переворачивал устойчивый мир средневековых понятий и одновременно включал их в систему своих ценностей. Поэтому в городской культуре так органично сочетались, казалось бы, непримиримые противоположности: высокое и низкое, небесное и земное, утончённая духовность и грубое телесное начало В конце XV века во Франции и Англии получает развитие жанр моралите (от франц. moralité, от лат. moralis – “нравственный”) — драматическое представление морально-дидактического характера, в котором персонажами были человеческие пороки и добродетели, воплощённые в аллегорических фигурах. Основа столкновения — борьба доброго и злого начал. В моралите не было инсценировок религиозных сюжетов, но в нём присутствовало религиозное поучение, элемент проповеди. Персонажи моралите не индивидуализированы, этот жанр был максимально далёк от жизнеподобия. В народном театре в XIV-XVI вв. развивается фарс — драматическая аналогия (подобие) фаблио, изображение забавных бытовых ситуаций. Сначала это были вставные эпизоды в мистериях и мираклях сугубо светского содержания, затем они стали самостоятельными. Для фарса характерен грубоватый юмор, буффонада (от итал. buffonata, буквально — шутовство, паясничанье), импровизация, акцент делался не на индивидуальных, а на типических чертах персонажей, которые преувеличивались и заострялись. Темы фарсов разнообразны: отношения в семье, общение хозяина и прислуги, обман жены, плутни в торговле и в суде, приключения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента. Среди образов наблюдалось многообразие: священники, монахи, торговцы, ремесленники, солдаты, студенты, крестьяне, судьи, чиновники. Комический эффект создавался за счёт внешних эффектов — потасовки, перебранки и пр. Наибольшую известность получили французскиефарсы: “Лохань”, цикл об адвокате Патлене и др. Эстетика средневековых фарсов оказала серьёзное влияние на развитие европейского театра. В жанре соти (“дурачество”, XV-XVI вв.) совмещались прозаические и стихотворные элементы, а сами сюжеты высмеивали религиозность и ханжество, общественно-политические аспекты жизни, духовенство, церковную и светскую власть. В подчёркнуто шутовском, оглуплённом виде изображались король, рыцарство, папский Рим; это были пьесы-импровизации, при большом стечении народа происходили выборы “папы дураков“, которому затем воздавались царские почести (подобная сцена есть в романе В. Гюго “Собор парижской Богоматери”). На улицах царил дух дурачества, карнавала, когда в праздники представлялись соти. Актёры выступали в облике “дураков”, надевая шутовские костюмы, использовали традиционные атрибуты аллегорических представлений: изображая церковь, актёр под тиару надевал ослиные уши — символ глупости. Грим актёров был соответствующим — с его помощью создавался карикатурный образ, выделялась какая-то одна черта в персонаже и доводилась до абсурда. Сами сюжеты соти были простыми, во время представлений актёры вступали в контакт с публикой: они устраивали показы прямо на базарной площади, среди толпы сооружая на скорую руку сцену из ящиков, досок, бочек. Лирика городского сословия представлена латинской поэзией вагантов (лат.vagantes — “бродячие люди”). Создателями её были озорные школяры, бродячие клирики (учащиеся теологических факультетов университетов, церковных школ), оторвавшиеся от духовной среды, в которой они были воспитаны, проникшиеся вольным, бунтарским духом городской бедноты. Сами себя ваганты называлиголиардами (от имени библейского великана Голиафа, возможно, от латинскогоgula — “глотка”, так как голиарды — “любители поесть и выпить”, “крикуны”). По своему характеру их творчество близко народной поэзии, отличается особым демократизмом. Ваганты знали, что такое бедность, унижение, это сближало их с народными слоями, многие ваганты вышли из этих слоёв. С другой стороны, приобщённость к языку науки и образования — латыни, знание античных авторов накладывали свой отпечаток на их творчество. Ваганты не стремились приукрашивать жизнь, им была чужда куртуазная манерность, они прославляли щедрые дары природы, без стеснения воспевали плотскую любовь, радости винопития и азартные игры. Радость и свобода — то к чему устремлена душа ваганта. Иерархическому миру средневековья они противопоставляли своё вольное братство, в которое открыт доступ всем добрым и весёлым людям, всем, кто готов поделиться последним грошом с нуждающимся, кто лишён высокомерия и ханжества. Можно выделить три основные тематические группы стихотворений: 1) воспевание радостей жизни; 2) жалобы на бедность; 3) сатирические произведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.008 с.) |