Поэзия нестериков. Разнообразие тем и жанров в сборнике Катулла «Лирика». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия нестериков. Разнообразие тем и жанров в сборнике Катулла «Лирика».



Расцвет римского александринизма относится к 50-м гг. Iв., когда сторонники этого направления вступают в литературу сплоченным кружком. Поэт и грамматик

Валерий Катон, идейный глава школы, затем поэт и оратор, «аттикист» Кальв, Цинна, Катулл — наиболее видные участники новой группировки, в состав которой входило большое количество молодых поэтов, в значительной части своей уроженцев северной Италии. Цицерон называет их «новыми поэтами» и дает им однажды ироническую кличку «эвфорионовых певцов», по имени темного и «ученого» Эвфориона из Халкиды, которого римские александринисты ставили себе в качестве одного из образцов. В современной научной литературе принято называть «новую» школу «неотериками». Неотерики выступили с литературной программой, повторяющей принципы Каллимаха. Они отказались от больших форм, эпоса и драмы, и разрабатывали малые жанры — эпиллий, эпиграмму, элегию. Неотерики стремились приблизить ритмико- синтаксическую структуру латинского стиха к эллинистическим нормам и обогатили римскую поэзию многими доселе неизвестными в ней стихотворными размерами. Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.) Катулл был родом из Вероны. Значительным событием его личной жизни была сопряженная с тяжелыми переживаниями любовь к женщине, которая фигурирует в его стихах под вымышленным именем «Лесбия». Согласно античному сообщению, под этим псевдонимом скрывается некая Клодия. Катулл, в числе других поэтов неотерического кружка, выступил с рядом стихотворений, направленных против Цезаря и небольшой сборник «Мелких стихотворений». его приспешников. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей. Это произведения в «ученом» стиле, «шутки», распадающиеся в свою очередь на две категории, близкие по содержанию, но отличные по стилю и метрической форме — на стихотворения, составленные в элегическом дистихе и так называемые «полиметры», т. е. стихотворения разнообразной метрической структуры. Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. Псевдоним, избранный Катуллом для своей возлюбленной, должен напомнить о Сапфо (Lesbia — «лесбиянка»). В быстром чередовании сентиментальности и иронии, пафоса и резонерства, вкрадчивости и задора развертываются стихотворения о воробье любимой, о смерти воробья, о жажде несчетных поцелуев; это — те произведения Катулла, которые пользовались особенной славой в древности и в Новое время и вызвали большое количество подражаний Вторая основная тема лирики Катулла — насмешка, резкая и беспощадная, всегда персонально заостренная против определенных лиц, на манер древних ямбографов; он сам называет свои насмешливые стихотворения «ямбами». В этом же тоне выдержаны нападки на Цезаря и в особенности на одного из агентов Цезаря, Мамурру. К фольклорным формулам Катулл прибегает очень часто. Катулл чрезвычайно внимателен к форме. Полиметры стилизованы иначе, чем эпиграммы. Динамичность полиметров находит выражение в быстром темпе, с которым на протяжении немногих стихов нагнетаются вопросы, ответы, восклицания. Грубые, простонародные выражения, типичные для италийской фольклорной брани, часто встречаются в его насмешливых стихах. Насмешливые стихотворения, темпераментные, но подчас грубые и резкие, соседствуют в сборнике с полными душевной тонкости и нежности посланиями, обращёнными к друзьям. Любовные стихотворения Катулла обращены к женщине, которая носит псевдоним Лесбия. Прося поцелуев у своей возлюбленной, Катулл употребляет сравнения. Любовь предстаёт в его поэзии как могучее чувство, возвышающее человека, и его стихотворения, обращённые к Лесбии, напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени. Лесбия изменяет Катуллу и он клеймит её стихами, полными глубокой боли и злой издёвки. Крупные произведения Катулла свидетельствуют о его «учёности». Когда отдельные эпизоды связаны определённой последовательностью и как бы заключены в известную раму, называется «рамочной». Он писал и учёные стихи, едкие стихи на тему Юлия Цезаря. Они посвящены его личной жизни и личные чувства, они всегда имеют адресата. Самое большое произведение было посвящено Лесбии. Циклы стихов, которые были посвящены женщине, были и до Катулла. Стихи Катулла стали великим открытием поэтическим и психологическим. Он запечатлел новый этап - чувства античного человека. У Катулла любовь это всеобъемленое чувство. Муж у Лесбии умер, и она обещает выйти замуж за Катулла. Лесбия изменяет Катуллу. Любовь к Лесбии переходит к душевному разладу. Катулл был забыт вплоть до эпохи Возрождения


Общая характеристика римской литературы.

В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература.

а) Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что эта литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые письменные памятники римской литературы относятся к III в. до н.э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н.э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайней мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

б) Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется в области идеологии, с одной стороны, чертами универсализма, а с другой - чертами крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

в) Из этих особенностей литературы - более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы - выступает еще третья особенность.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием но-воаттич,еской комедии, например Менандру, но их натуриализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, "Энеида" Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, остротой и нервозностью, напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе, но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.004 с.)