История становления и развитие медиации в мире. Проблемы и перспективы применения медиации в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развитие медиации в мире. Проблемы и перспективы применения медиации в России.



Основой современной модели медиации, распространяющейся в последние десятилетия во многих странах, является американская модель посредничества. Медиация в США появилась после Второй Мировой войны, когда туда нахлынуло огромное количество эмигрантов. В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается около двадцати различных процедур урегулирования, имеющих разный удельный вес юридических компонентов (естественно, не противоречащих действующему законодательству)3. В развивавшейся американской экономике чрезвычайно обострилась борьба за условия и размеры оплаты труда между профсоюзами и работодателями. Без быстрого разрешения трудовых споров возникала угроза забастовок, массовых увольнений и временного закрытия целых фабрик. Выход нашелся в предложении участникам конфедерации услуг министерства труда в качестве нейтрального посредника. Предлагаемое решение оказалось настолько успешным, что в 1947 г. был учрежден отдельный федеральный закон4. Медиация показала, что даже те ситуации, которые по структурным причинам недоступны для судебных решений, вполне допускают возможность использования посредника в переговорах, когда это становится единственным вариантом предотвращения эскалации конфликта. В то же время, обнаружилась значительная разница в активности применения медиации в трудовых спорах и в других случаях, например, «коммунальных», которые чаще всего не отличаются высокой степенью юридической определенности. В отличие от медиации в трудовых спорах, где стороны являются экспертами, искушенными в правовых нормах и переговорах, в «коммунальных» случаях стороны не являются специалистами в этих областях и представляют, чаще всего, самих себя и своих близких. Эти особенности объясняют относительную трудность расширения сферы «коммунальной» медиации в американской культуре, где люди привыкли отстаивать свои интересы даже по мелочам в состязательном порядке в суде. Если в США медиация как альтернатива суду активно стала развиваться после второй мировой войны, и достигла своих вершин к 1970-м гг., в Европу она пришла в 1980-е гг. Однако этот процесс оказался непростым, и широта распространения медиации существенно колебалась в разных странах.

Так, например, в Германии и во Франции разное отношение к медиации. Во Франции сопротивление американской модели оказалось максимальным, и вплоть до сегодняшнего дня медиация в этой стране имеет очень слабые позиции5. В качестве причин нераспространения медиации во Франции можно предположить, в частности, влияние характерной для этой страны общей тенденции противодействия американской культуре. Напротив, в Германии медиация широко применяется, и история ее развития очень похожа на то, что происходило в США. Каждый юрист, даже мало информированный, знаком сегодня с основными понятиями медиации как одной из структурированных внесудебных процедур. Огромный потенциал признается за медиацией в экономической сфере при разрешении национальных и международных торговых споров. При всей спорности оценки медиации в Германии, ее сторонники считают, что, если медиация как механизм разрешения споров нашла себя в США, существуют возможности и в Германии6.

В Великобритании история медиации довольно успешна. Она берет свое начало в 1980-х гг., а уже с 1993 г. судьи Коммерческого суда начали официально рекомендовать своим клиентам использовать медиацию7. В коммерческих конфликтах с участием посредника достигается высокая эффективность (около 90 %). В Швеции, имеющей давнюю историю использования третейского разбирательства, существует и институт посредничества, например, при Торговой Палате Стокгольма.

Как видно из анализа истории развития медиации в разных странах, сферы использования медиации, прежде всего, относились к тем конфликтам, в которых важны были не только вопросы урегулирования имущественных или деловых отношений, но и аспекты межличностных отношений, сохранение которых было важно для урегулирования спора8. Можно сказать, что к моменту изменения социально-экономической и идеологической системы Советского Союза, США и Европа имели развитую систему практического применения технологии посредничества, включенную в правовую систему страны.

В СССР согласно идеологии считалось, что в советском обществе нет почвы для конфликтов. В то время как в Европе и в США разрабатывались и проверялись различные модели общественных взаимоотношений, в Советском Союзе «конфликты гасились всей мощью государственной машины".

Нельзя сказать, чтобы в стране не использовались переговоры. Технология посредничества была известна, изучалась и применялась внешнеэкономическими ведомствами для реализации политических и экономических доктрин международной деятельности. Например, международное посредничество являлось непременным атрибутом работы советских дипломатов.

Таким образом, к середине 1980-х гг. в связи с общими социальными демократическими изменениями на Западе увеличилось значение общественного диалога. Изменилась и практика социального управления в развитых странах Запада, силовые методы для убеждения оппонентов заменялись переговорами. А конфликты в политической, социальной и экономической сферах нуждались в практических методах разрешения, что привело к активному развитию и совершенствованию последних12. К этому времени Россия тоже вошла в новую полосу своего развития. Увлеченное успехами западной цивилизации, наше общество продекларировало направление движения на демократию. Но изменение общественно-экономической системы вместо защиты прав личности дало лавину конфликтов, к которым не было готово бывшее советское общество. В начале 1990-х гт. на государственном уровне впервые была признана необходимость изучения методов эффективного разрешения конфликтов, и Россия обратилась к мировому опыту. Американские медиаторы одними из первых появились в России. В 1989 г. по предложению Верховного Совета СССР медиаторы прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации, и в тоже время в Санкт-Петербург приехал W. Lincoln с командой, которая рассказывала о медиации13. В 1990 г. в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов. Это был самый представительный американский Форум медиации в России14. Секции, которые вели лучшие медиаторы США, рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, американские теории и практики разрешения конфликтов. Американские специалисты демонстрировали различные модели медиации'5. После успешного семинара 1992 г. в Санкт-Петербурге была создана общественная Российско-американская программа по конфликтологии, которая внесла свой вклад в становление практики медиации в Петербурге. В рамках этой Программы были обучены первые медиаторы, и в 1993 г. был основан первый в России Центр разрешения конфликтов (ЦРК), где медиаторы начали работать с межличностными конфликтами, адаптируя американские методы медиации к российской (постсоветской) культуре. Все это позволило создать условия для развития практики медиации в России. Медиаторам в процессе своей деятельности удавалось достигать успешности, сравнимой с мировыми стандартами. Все разрешенные конфликты с использованием медиации анализировались, и накопленные опыт и знания вносились в учебную программу, что позволило разработать свой курс обучения специалистов, который получил признание американскими организациями профессиональных медиаторов16. Сравнивая работу российских и зарубежных медиаторов, можно точно сказать, что процент успешных медиаций в нашей стране практически не отличается от такового в США или Германии. Как уже говорилось, наибольший медиационный опыт в России накоплен в межличностных конфликтах. Из 500 медиаций, отслеживаемых Санкт-Петербургским Центром, на долю межличностных медиаций приходится 70 %, на медиации в бизнесе - 20 %, трудовые конфликты - 8 %, и 2 % - на остальные виды17.

Пока существует множество проблем и причин, в связи с которыми в России редко используются медиативные процедуры:

1) недостаточная правовая регламентация медиации и, как следствие, появление на практике множества вопросов;

2) отсутствие единой централизованной системы медиации [3];

3) медиативное соглашение (в том виде, в котором оно предусмотрено Законом о медиации), представляет собой обычную сделку (п.4 ст.12), для принудительного исполнения которой необходимо еще обратиться в суд;

4) только если медиативное соглашение достигнуто после передачи спора на рассмотрение суда, стороны имеют право обратиться в суд за утверждением его в качестве мирового соглашения;

5) но медиативное соглашение будет утверждено в качестве мирового соглашения, если оно не противоречит закону или не нарушает прав других лиц (ч.2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ). Поэтому медиатор должен уметь оценивать проблему с правовой точки зрения. В связи с этим, следовало бы закрепить в Законе о медиации в качестве обязательного требования к медиатору наличие у него высшего юридического образования;

6) отсутствие требований к организациям, оказывающим медиативные услуги;

7) короткое и дорогое обучение на курсах, не развитая программа подготовки медиаторов в целом (необходимо многоступенчатое обучение);

8) сама процедура медиации согласно Закону не структурирована. Законодательное же закрепление деления данного процесса на этапы будет способствовать соблюдению сроков, при этом, не ограничивая свободу прав сторон;

9) недостаточная информатизация населения и бизнес-сообщества;

10) не предусмотрен порядок отвода и замены медиатора;

11) медиация вызывает пока у многих недоверие, так как не встроена в систему правосудия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.139.113 (0.013 с.)