Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления и развитие медиации в мире. Проблемы и перспективы применения медиации в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основой современной модели медиации, распространяющейся в последние десятилетия во многих странах, является американская модель посредничества. Медиация в США появилась после Второй Мировой войны, когда туда нахлынуло огромное количество эмигрантов. В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается около двадцати различных процедур урегулирования, имеющих разный удельный вес юридических компонентов (естественно, не противоречащих действующему законодательству)3. В развивавшейся американской экономике чрезвычайно обострилась борьба за условия и размеры оплаты труда между профсоюзами и работодателями. Без быстрого разрешения трудовых споров возникала угроза забастовок, массовых увольнений и временного закрытия целых фабрик. Выход нашелся в предложении участникам конфедерации услуг министерства труда в качестве нейтрального посредника. Предлагаемое решение оказалось настолько успешным, что в 1947 г. был учрежден отдельный федеральный закон4. Медиация показала, что даже те ситуации, которые по структурным причинам недоступны для судебных решений, вполне допускают возможность использования посредника в переговорах, когда это становится единственным вариантом предотвращения эскалации конфликта. В то же время, обнаружилась значительная разница в активности применения медиации в трудовых спорах и в других случаях, например, «коммунальных», которые чаще всего не отличаются высокой степенью юридической определенности. В отличие от медиации в трудовых спорах, где стороны являются экспертами, искушенными в правовых нормах и переговорах, в «коммунальных» случаях стороны не являются специалистами в этих областях и представляют, чаще всего, самих себя и своих близких. Эти особенности объясняют относительную трудность расширения сферы «коммунальной» медиации в американской культуре, где люди привыкли отстаивать свои интересы даже по мелочам в состязательном порядке в суде. Если в США медиация как альтернатива суду активно стала развиваться после второй мировой войны, и достигла своих вершин к 1970-м гг., в Европу она пришла в 1980-е гг. Однако этот процесс оказался непростым, и широта распространения медиации существенно колебалась в разных странах. Так, например, в Германии и во Франции разное отношение к медиации. Во Франции сопротивление американской модели оказалось максимальным, и вплоть до сегодняшнего дня медиация в этой стране имеет очень слабые позиции5. В качестве причин нераспространения медиации во Франции можно предположить, в частности, влияние характерной для этой страны общей тенденции противодействия американской культуре. Напротив, в Германии медиация широко применяется, и история ее развития очень похожа на то, что происходило в США. Каждый юрист, даже мало информированный, знаком сегодня с основными понятиями медиации как одной из структурированных внесудебных процедур. Огромный потенциал признается за медиацией в экономической сфере при разрешении национальных и международных торговых споров. При всей спорности оценки медиации в Германии, ее сторонники считают, что, если медиация как механизм разрешения споров нашла себя в США, существуют возможности и в Германии6. В Великобритании история медиации довольно успешна. Она берет свое начало в 1980-х гг., а уже с 1993 г. судьи Коммерческого суда начали официально рекомендовать своим клиентам использовать медиацию7. В коммерческих конфликтах с участием посредника достигается высокая эффективность (около 90 %). В Швеции, имеющей давнюю историю использования третейского разбирательства, существует и институт посредничества, например, при Торговой Палате Стокгольма. Как видно из анализа истории развития медиации в разных странах, сферы использования медиации, прежде всего, относились к тем конфликтам, в которых важны были не только вопросы урегулирования имущественных или деловых отношений, но и аспекты межличностных отношений, сохранение которых было важно для урегулирования спора8. Можно сказать, что к моменту изменения социально-экономической и идеологической системы Советского Союза, США и Европа имели развитую систему практического применения технологии посредничества, включенную в правовую систему страны. В СССР согласно идеологии считалось, что в советском обществе нет почвы для конфликтов. В то время как в Европе и в США разрабатывались и проверялись различные модели общественных взаимоотношений, в Советском Союзе «конфликты гасились всей мощью государственной машины". Нельзя сказать, чтобы в стране не использовались переговоры. Технология посредничества была известна, изучалась и применялась внешнеэкономическими ведомствами для реализации политических и экономических доктрин международной деятельности. Например, международное посредничество являлось непременным атрибутом работы советских дипломатов. Таким образом, к середине 1980-х гг. в связи с общими социальными демократическими изменениями на Западе увеличилось значение общественного диалога. Изменилась и практика социального управления в развитых странах Запада, силовые методы для убеждения оппонентов заменялись переговорами. А конфликты в политической, социальной и экономической сферах нуждались в практических методах разрешения, что привело к активному развитию и совершенствованию последних12. К этому времени Россия тоже вошла в новую полосу своего развития. Увлеченное успехами западной цивилизации, наше общество продекларировало направление движения на демократию. Но изменение общественно-экономической системы вместо защиты прав личности дало лавину конфликтов, к которым не было готово бывшее советское общество. В начале 1990-х гт. на государственном уровне впервые была признана необходимость изучения методов эффективного разрешения конфликтов, и Россия обратилась к мировому опыту. Американские медиаторы одними из первых появились в России. В 1989 г. по предложению Верховного Совета СССР медиаторы прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации, и в тоже время в Санкт-Петербург приехал W. Lincoln с командой, которая рассказывала о медиации13. В 1990 г. в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов. Это был самый представительный американский Форум медиации в России14. Секции, которые вели лучшие медиаторы США, рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, американские теории и практики разрешения конфликтов. Американские специалисты демонстрировали различные модели медиации'5. После успешного семинара 1992 г. в Санкт-Петербурге была создана общественная Российско-американская программа по конфликтологии, которая внесла свой вклад в становление практики медиации в Петербурге. В рамках этой Программы были обучены первые медиаторы, и в 1993 г. был основан первый в России Центр разрешения конфликтов (ЦРК), где медиаторы начали работать с межличностными конфликтами, адаптируя американские методы медиации к российской (постсоветской) культуре. Все это позволило создать условия для развития практики медиации в России. Медиаторам в процессе своей деятельности удавалось достигать успешности, сравнимой с мировыми стандартами. Все разрешенные конфликты с использованием медиации анализировались, и накопленные опыт и знания вносились в учебную программу, что позволило разработать свой курс обучения специалистов, который получил признание американскими организациями профессиональных медиаторов16. Сравнивая работу российских и зарубежных медиаторов, можно точно сказать, что процент успешных медиаций в нашей стране практически не отличается от такового в США или Германии. Как уже говорилось, наибольший медиационный опыт в России накоплен в межличностных конфликтах. Из 500 медиаций, отслеживаемых Санкт-Петербургским Центром, на долю межличностных медиаций приходится 70 %, на медиации в бизнесе - 20 %, трудовые конфликты - 8 %, и 2 % - на остальные виды17. Пока существует множество проблем и причин, в связи с которыми в России редко используются медиативные процедуры: 1) недостаточная правовая регламентация медиации и, как следствие, появление на практике множества вопросов; 2) отсутствие единой централизованной системы медиации [3]; 3) медиативное соглашение (в том виде, в котором оно предусмотрено Законом о медиации), представляет собой обычную сделку (п.4 ст.12), для принудительного исполнения которой необходимо еще обратиться в суд; 4) только если медиативное соглашение достигнуто после передачи спора на рассмотрение суда, стороны имеют право обратиться в суд за утверждением его в качестве мирового соглашения; 5) но медиативное соглашение будет утверждено в качестве мирового соглашения, если оно не противоречит закону или не нарушает прав других лиц (ч.2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ). Поэтому медиатор должен уметь оценивать проблему с правовой точки зрения. В связи с этим, следовало бы закрепить в Законе о медиации в качестве обязательного требования к медиатору наличие у него высшего юридического образования; 6) отсутствие требований к организациям, оказывающим медиативные услуги; 7) короткое и дорогое обучение на курсах, не развитая программа подготовки медиаторов в целом (необходимо многоступенчатое обучение); 8) сама процедура медиации согласно Закону не структурирована. Законодательное же закрепление деления данного процесса на этапы будет способствовать соблюдению сроков, при этом, не ограничивая свободу прав сторон; 9) недостаточная информатизация населения и бизнес-сообщества; 10) не предусмотрен порядок отвода и замены медиатора; 11) медиация вызывает пока у многих недоверие, так как не встроена в систему правосудия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.007 с.) |