Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сезонные изменения в природе

Поиск

Цель: формирование представлений о влиянии Солнца на сезонные изменения в природе.

ОСЕНЬ

Урок 1. Объяснение учителя начинается с того, что он просит детей вспомнить о лете, его признаках, занятиях людей летом. Затем он составляет схему: зеленое дерево, над ним ярко светит Солнце. Далее объясняет, что осенью Солнце встает не так высоко, меньше светит. Земля получает меньше тепла и света, поэтому все в природе изменяется (признаки осени). Составляет новую схему: дерево с пожелтевшими листьями, часть их уже упала на землю (листопад), Солнце стоит ниже, чем летом.

Словарь: осень.

Урок 2. Изучение признаков осени. Растения осенью. Перелетные птицы. Звери (медведь, заяц) осенью.

Словарь: листья желтеют и опадают, берлога.

Урок 3. Закрепление знаний о признаках осени. Деятельность солнца. Холодно – опадают листья на деревьях (листопад). Прячутся насекомые, многим птицам нечем питаться, они улетают в теплые страны.

Словарь: листопад, перелетные птицы.

Урок 4. Сезонная одежда (почему осенью следует одеваться теплее, чем летом) и занятия детей осенью.

ü Осенью в садах созревают яблоки, в лесу много грибов.

Словарь: сезонная одежда.

Урок 5. Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой.

Словарь: погода, ясно, пасмурно.

ЗИМА

Урок 1. Работа со схемой «Осень»: учитель вместе с детьми вспоминает, как светит солнце осенью, почему становится холоднее, чем летом. Затем учитель составляет схему «Зима»: дерево без листьев, солнце стоит низко над землей. Предлагает детям подумать, какие изменения произойдут в природе.

ü Учитель подводит обучающихся к следующему выводу: зимой солнце светит очень мало. Оно почти не дает тепла. Становится очень холодно, листьев на деревьях не осталось. Часто идет снег (снегопад). Вся земля укрыта снегом.

Словарь: зима, снег, снегопад.

Урок 2. Изучение признаков зимы. Растения зимой. Зимующие птицы. Звери (медведь, заяц) зимой.

Словарь: зимующие птицы.

Урок 3. Закрепление признаков зимы. Деятельность солнца. Морозы, земля покрыта снегом. Наблюдение: принести в класс снег, посмотреть, что с ним произойдет. Зимующим птицам трудно найти корм. Звери зимой.

Словарь: кормушка, спячка, линька.

Урок 4. Зимняя одежда, занятия детей зимой.

Словарь: коньки, лыжи, снежки.

Урок 5. Обобщение знаний по теме «Зима». Наблюдения за погодой.

Словарь: вчера, сегодня.

ВЕСНА

Урок 1. Работа со схемой «Зима», переход к схеме «Весна»: дерево, набухшие почки, проклюнувшиеся первые листочки, солнце находится выше, чем зимой.

ü Обсуждение возможных изменений в природе, подведение детей к выводу: весной солнце начинает светить ярче, дает больше света и тепла (вспомнить опыт с таянием снега). Снег тает. Бегут ручьи. Появляется первая травка, цветы. На деревьях появляются листья.

Словарь: весна, тает снег, ручьи.

Урок 2. Изучение признаков весны. Таяние снега (сосульки, ручьи). Появление листьев, первых цветов. Появление насекомых, возвращение перелетных птиц. Звери весной.

Словарь: сосульки.

Урок 3. Закрепление признаков весны. Деятельность солнца. Жизнь растений, птиц, зверей.

Словарь: почки, гнездо, насекомые.

Урок 4. Сезонная одежда, игры и занятия детей весной.

Словарь: сезонная одежда.

Урок 5. Обобщение знаний по теме «Весна», наблюдения за погодой.

Словарь: вчера, сегодня, ясно, пасмурно.

ЛЕТО

Урок 1. Работа со схемой «Весна», переход к схеме «Лето».

ü Вывод: летом солнце дает много света и тепла. Деревья покрыты листьями, цветут цветы. Птицы поют в садах и лесах. Появляются ягоды.

Важно, чтобы учитель предоставлял больше самостоятельности детям, давал возможность подумать самим, подводя их к нужному выводу, а не сообщал сразу готовые знания, которые они должны запомнить. Только в этом случае мы получим ожидаемый результат: дети активны, знания усвоены осознанно, активизируется речь обучающихся, повышается интерес к занятиям.

Словарь: лето.

Урок 2. Изучение признаков лета.

ü Тепло, иногда идут дожди. Все растения зеленые, обилие цветов, появление ягод. Птицы выводят птенцов. У зверей подрастают детеныши.

Словарь: жарко, птенцы, детеныши.

Урок 3. Закрепление изученных признаков лета. Деятельность солнца. Растения, птицы, насекомые, звери летом.

Словарь: туча, дождь, ягоды.

Урок 4. Летняя одежда, занятия и игры детей.

Словарь: бабочка.

Урок 5. Обобщение знаний по теме «Лето», наблюдения за погодой.

 

Живая природа

Растения

Цель: формирование представлений о многообразии растений, их строении, приспособлении к разным условиям жизни.

Урок 1. Экскурсия в природу, наблюдение за растениями. Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы.

Словарь: дерево, кустарник, цветы, травы.

Урок 2. Сходство растений, наличие у каждого из них стебля, корня, листьев. Цветки растений.

Словарь: стебель, корень, лист.

Урок 3. Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист. Обучающиеся должны рассмотреть различные корни растений, подумать, почему у дерева такой большой корень, почему у него крепкий и прочный ствол. Внимательно рассмотреть листья различных растений, постараться запомнить некоторые из них. Можно использовать игры, работу с природным материалом.

Словарь: дуб, береза.

Урок 4. Разнообразие цветов. Учитель предлагает детям вспомнить, какие цветы видели, знают, рассказывает о том, что самыми красивыми растениями являются цветы.

ü Цветы, которые растут в поле, называются полевыми цветами. Другие цветы люди выращивают сами в садах, ухаживают за ними, чтобы они радовали своей красотой. (Как можно назвать эти цветы?)

Словарь: садовые цветы.

Урок 5. Семена.

ü После цветения у растений образуются плоды и семена. Они также очень разные. Некоторые семена люди используют в пищу. Для чего еще нужны семена?

Словарь: семена.

Уроки 6–7. Плоды растений. Разнообразие плодов, первичное знакомство с понятиями «овощи», «фрукты». Использование человеком плодов растений.

Словарь: плоды, овощи, фрукты.

Урок 8. Приспособление растений к сезонным изменениям.

ü Растениям для жизни нужны солнечный свет, тепло, вода (вспомнить правила ухода за комнатными растениями).

Дети должны подумать, как будут чувствовать себя растения зимой, весной, летом и осенью. С помощью учителя установить причинную зависимость.

Словарь: увядание, пробуждение растений.

Урок 9. Приспособление растений к разным условиям жизни.

ü Вспомните, мы живем на большой планете Земля. На Земле есть места, где почти всегда холодно, солнце светит мало. Лето там короткое и холодное. Как вы думаете, какими будут растения в этих странах? В других местах очень тепло. Там солнце светит всегда и не бывает зимы. Как вы думаете, какие растения растут в этих местах?

Словарь: теплые страны, холодные страны.

Урок 10. Обобщение знаний по теме.

ü Дополнение: человек умеет различать все деревья, кустарники, цветы. Каждому из них он дал имя. Вспомните и назовите знакомые растения. Какую пользу они приносят людям?

 

Животные

Цель: формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животных к различным условиям обитания, их повадках.

Урок 1. Изучение знаний обучающихся. Дети вспоминают и называют известных им животных, описывают их. Работа с тетрадью: название различных групп животных (звери, птицы, рыбы, насекомые).

Словарь: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Урок 2. Сходство различных групп животных. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что все животные имеют сходство, которое проявляется в строении их тел. Почти все животные имеют голову, туловище, ноги (крылья, плавники), хвост.

Словарь: голова, туловище, крылья, плавники, лапы, хвост.

Уроки 3–4. Отличительные признаки животных. Обратить внимание на отличительные признаки разных групп животных, например: тело зверей покрыто шерстью, птиц – перьями, рыб – чешуей. Различны размеры тела, окраска, места обитания, повадки.

Словарь: шерсть, перья, чешуя, окраска.

Урок 5. Детеныши.

ü У всех животных рождаются детеныши. Звери заботятся о своих детенышах, многие выкармливают их молоком. Птицы откладывают яйца в гнездах, высиживают их. Своих птенцов кормят мошками и другими насекомыми. Рыбы откладывают икринки и не заботятся о своих малышах. Мальки рыб сами учатся находить себе корм.

Словарь: детеныши, птенцы, мальки, икринки.

Урок 6. Домашние животные.

ü Некоторых зверей люди приручили. Они живут вместе с человеком, помогают ему и уже почти не могут жить без заботы человека. Люди их кормят, ухаживают за ними. Такие животные называются домашними.

Словарь: домашние животные.

Урок 7. Дикие животные. Животные, которые живут в лесу и сами заботятся о себе, называются дикими.

Словарь: дикие животные.

Урок 8. Приспособление животных к разным условиям жизни.

ü Животные не зависят от солнца так, как растения, но и им приходится приспосабливаться к разным условиям жизни. В холодных странах встречаются небольшие по размерам животные: мыши, песцы, но живут и белые медведи. Их белый мех помогает им скрываться на белом снегу. В теплых местах, где много растений, живет большое количество самых разных, обычно крупных животных.

Урок 9. Приспособление животных к временам года.

ü Умеют животные приспосабливаться и к разным временам года.

ü Заяц. Заяц живет в лесу. Дикое животное. Питается травой, ветками и корой деревьев. Сильные лапы. Быстро бегает, пугливый. Летом имеет серую окраску. К зиме серая шерсть у зайца меняется на белую, что помогает ему скрываться от волка и лисы.

ü Медведь. Медведь – дикое животное, живет в лесу. Питается растениями, рыбой, может напасть на человека. Лето проводит в лесу, любит ягоды, лакомится медом, разоряя пчелиные ульи. Зимой спит в берлоге.

Лучше, если удастся составить рассказы о зайце и медведе вместе с детьми, используя их знания, уточняя и дополняя.

Урок 10. Обобщение полученных знаний.

 

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о строении тела человека, его лица, работе органов чувств.

Урок 1. Строение тела человека.

ü На Земле живут люди. Они одновременно и похожие, и разные. Люди отличаются друг от друга цветом волос, глаз, они различаются по возрасту, полу.

Словарь: люди, возраст, пол.

Урок 2. Части тела человека.

ü Строение тела всех людей одинаково. Оно состоит из головы, шеи, туловища, рук и ног. Человеку необходимо ухаживать за своим телом. Каждый день люди умываются, чистят зубы, принимают душ или ванну. Тело нужно содержать в чистоте.

Словарь: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Уроки 3–4. Лицо человека.

ü Лица у людей разные, но у каждого человека есть глаза, уши, нос, рот, брови.

Словарь: лицо, глаза, уши, нос, рот, брови.

Уроки 5–6. Глаза.

ü Закройте глаза. Можете ли вы сказать, что взял в руки учитель? Почему? Глаза – орган зрения. Что мы видим глазами? Мы видим наш удивительный мир, различаем форму, цвет, размер предметов, расстояние между ними.

ü Глаза очень сложно устроены. Природа позаботилась о защите глаз. Потечет пот со лба – его остановят брови. Понесет ветер пыль – ее задержат ресницы. Попадет в глаз пылинка – ее снимет постоянно мигающее веко. Человеку нужно самому заботиться о глазах, остерегаться их повредить (правила безопасности). Глаза есть не только у человека, но и у зверей, птиц, рыб, насекомых.

Словарь: зрение, веко, ресницы, брови.

Уроки 7–8. Уши.

ü Попробуем закрыть уши. Тихо, ничего не слышно. Уши – орган слуха. Что же мы можем услышать ушами? Ушами человек слышит все разнообразие звуков окружающего мира: речь людей, пение птиц, шум дождя, музыку. У человека два уха. Это позволяет ему слышать звуки вокруг себя.

ü Уши человека очень сложно устроены. Мы видим ушные раковины по обеим сторонам головы. Посередине ушной раковины есть маленькое отверстие – слуховой проход. В конце его тонкая барабанная перепонка, а за ней идут средняя и внутренняя части уха. Если вы хотите хорошо слышать, то старайтесь держать ушные раковины в чистоте. Нельзя залезать в ухо какими-либо предметами. Это может повредить ухо.

ü Уши есть не только у человека, но и у животных.

Словарь: ушная раковина, слуховой проход.

Уроки 9–10. Нос. Учитель кладет в две чашки по кусочку лимона и яблока, закрывает марлей. Предлагает детям угадать, что находится в чашках. Просит объяснить, как им удалось догадаться.

ü Нос – орган обоняния (и дыхания). Что мы можем почувствовать носом? Носом мы воспринимаем разные запахи. Запах вкусной пищи из кухни – значит, скоро обед. Различаем запахи цветов, фруктов. Благодаря обонянию мы можем узнать об опасности: если пища плохо пахнет, значит, она испортилась, ее нельзя есть!

ü Нос не только орган обоняния, но и дыхания. Вдыхаемый в нос воздух согревается и очищается. В холодную погоду надо дышать только носом. Это уменьшает опасность простуды. Нос нужно содержать в чистоте, вовремя его мыть, вытирать платком.

ü Нос есть не только у человека, но и у животных.

Словарь: обоняние, дыхание.

Уроки 11–12. Рот.

ü Рот есть у каждого человека. С его помощью человек может говорить, пережевывать пищу, а еще распознавать вкус продуктов. Рот (язык) помогает определить вкус – горький, сладкий, кислый, соленый. Рот может «предупредить» об опасности: если вкус продукта неприятный, то пищу есть нельзя! Никогда нельзя брать в рот незнакомые продукты. Если мы возьмем мелкую соль и мелкий сахарный песок, то ни глаза, ни уши не могут подсказать нам, что это. Только по вкусу мы сможем различить эти продукты.

ü Язык не только помогает почувствовать вкус продуктов. Он участвует в пережевывании и глотании пищи. Рот участвует в дыхании – через него можно вдохнуть и выдохнуть воздух. Нельзя выполнять сразу два дела: дышать и глотать пищу. Помни, когда ты говоришь, нельзя кушать, иначе можно подавиться пищей (запомни правила).

ü У животных тоже есть рот, он называется пасть.

Словарь: язык, вкус, пасть.

Уроки 13–14. Кожа. Уход за кожей.

ü Природа дала человеку такую одежду, которая не промокает под дождем, пропускает воздух, растет и ее можно носить всю жизнь. Эта одежда – кожа. Кожа покрывает все тело человека. Кожа помогает человеку почувствовать холод, тепло. Она подскажет, какой предмет – мягкий, гладкий, твердый.

ü У животных тоже есть кожа, а у многих растет и шерсть.

Словарь: порез, ожог.

Урок 15. Скелет и мышцы человека. Можно провести исследование – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.

ü Опора нашего тела – скелет. Если человек неправильно сидит, неправильно носит груз, то скелет может искривиться. Это очень вредно для организма.

Словарь: скелет, мышцы.

 

Класс

Второй год обучения продолжает работу, начатую в 1 классе. Основными задачами, которые необходимо решить в этот период, будут следующие:

· развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

· закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

· изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;

· воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.

Следует напомнить о том, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем, с учетом возможностей конкретного класса, уровнем подготовленности обучающихся.

Примерное планирование учебного материала

Планируя работу, учитель соотносит ее со своим расписанием, количеством часов в учебном плане конкретного образовательного учреждения, в учебном периоде, желательно, завершая работу по теме, включить одно занятие для повторения и обобщения учебного материала.

Учитель должен раскрывать причинно-следственные связи, существующие в мире природы, развивать умение анализировать, сравнивать те или иные явления природы, уделяя большое внимание сознательному усвоению знаний. С целью повышения эффективности занятий, а также сознательному усвоению знаний мы настоятельно рекомендуем педагогам использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. Следует добиваться того, чтобы дети принимали участие в поиске ответов на вопросы, поставленные учителем, учились рассуждать, высказывали свое мнение, учились доказывать свою точку зрения.

Раздел «Неживая природа» посвящен изучению воды, ее свойств и значения в жизни природы. Работа осуществляется с учетом познавательных возможностей обучающихся, опыты проводятся учителем.

При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» используются знания, полученные при изучении воды, поэтому рекомендуется давать этот материал в начале учебного года. В процессе работы по изучению сезонных изменений в природе повторяется материал первого года обучения, прежде всего роль солнца в смене времен года, но материал расширяется и дополняется, вводятся новые признаки времен года и изменений в жизни растений и животных. Обучающиеся знакомятся с такими явлениями, как заморозки, снегопад и т. д.

Изучая тему «Растения», следует обратить внимание на разнообразие растений, их приспособление к разным условиям жизни и временам года. При этом у обучающихся формируются первичные представления о влаголюбивых, тенелюбивых растениях, плодах, семенах растений, расширяется словарный запас.

Работая над разделом «Животные», следует обратить внимание на взаимосвязь внешнего вида животных и их повадок со средой обитания, на приспособление к изменениям в природе.

Раздел «Человек», включающий в себя правила безопасного поведения, предполагает формирование у обучающихся элементарных представлений о строении и работе пищеварительной системы человека. Внимание учителя должно быть обращено на правила питания и профилактику пищевых отравлений.

В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Уроки должны стать интересны ребенку, приносить радость, уверенность в своих силах.

Неживая природа

Повторение. Долгота дня

Вспомнить о влиянии солнца на смену времен года. Сутки. Части суток. Формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня летом с большей активностью солнца, большим количеством света и тепла.

Вода

Цель: знакомство обучающихся со свойствами воды, ее значением для жизни живых организмов. Формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе. Начало работы по формированию понятия «температура».

В ходе работы по теме необходимо провести несколько практических работ: определение таких свойств воды, как прозрачность, текучесть, отсутствие запаха; наблюдения за изменением состояния воды (вода, лед, пар).

Знакомство с температурой проводится также с помощью практических опытов, определение температуры как величины, характеризующей степень нагревания чего-либо, возможно предложить лишь сильным обучающимся.

Изучение темы «Вода в природе» расходится по двум линиям, которые следует изучать, опираясь на жизненный опыт детей. Первая линия – состояния воды и ее проявление в виде различных атмосферных осадков (дождь, снег, туман), вторая – местонахождение воды на Земле (река, пруд, озеро). Значение воды для жизни живых организмов тесно связано со второй линией предыдущих уроков, так как для одних вода – это среда обитания, для других – необходимое условие для существования. Следует рассмотреть, как человек использует воду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.017 с.)