Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сезонные изменения в природе. Цель: продолжение работы по формированию представлений о временах года

Поиск

Цель: продолжение работы по формированию представлений о временах года, опираясь на причину смены (солнце), выявляя следствия (признаки).

Работа строится по плану работы в 1 классе, но в каждое время года добавляется наличие соответствующих атмосферных осадков, выявляется их значение для общей картины того или другого времени года; расширяется количество признаков; расширяется кругозор обучающихся в связи с появлением новых видов растений, животных. Изучаются названия месяцев.

Живая природа

Растения

Цель: продолжение формирования представлений о строении растений. Знакомство с приспособлением растений к разным условиям жизни на примере комнатных растений. Выявление значения для растений света, воды и тепла, в связи с чем определить главные работы по уходу за растениями. Формирование понятий «сад», «огород», «овощи», «фрукты».

В ходе работы необходимо проведение практических занятий для определения условий, необходимых растениям для жизни (полив или его отсутствие, выращивание растения в затемненных условиях, помещение растения в холод). Следствием этих наблюдений должны стать выводы: рекомендации по уходу за растениями, выделение растений, приспособленных к определенным условиям жизни.

Для изучения сада и огорода, а также для определения важнейших работ, которые следует проводить для получения урожая, необходимо использовать знания, усвоенные обучающимися ранее.

На уроках следует большее внимание уделять практической направленности этих занятий: навыки ухода за растениями, работы в саду и огороде, использование человеком овощей и фруктов (в каком виде используются, как правильно их обрабатывать перед использованием в пищу, значение растений для человека).

Животные

Цель: формирование понятий «дикие животные» и «домашние животные». Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различия в строении, повадках, образе жизни. Значение домашних животных для человека. Формирование понятия «рыба». Знакомство со строением тела рыб, их средой обитания. Уточнение представлений о рыболовстве, охране водоемов и рыбы, значении рыбы в питании человека.

В процессе занятий следует показать обучающимся связь между строением животного и средой его обитания, обратить внимание на повадки, образ жизни животного как средство приспособления к среде обитания.

В ходе знакомства с рыбами обратить внимание на различные способы питания, термин «хищные рыбы» не обязательно использовать.

Человек

Цель: формирование представлений о гигиене, правильном образе жизни, пищеварительной системе человека, а также основах здорового питания.

Знакомство с пищеварительной системой человека осуществляется с опорой на таблицы или специальные муляжи, которые имеются в кабинете биологии. Изучаются основные части пищеварительной системы, формируются первичные представления о строении и значении органов. Основное внимание педагога сосредоточено на практической значимости данного материала: организации правильного питания, правилах приготовления пищи, профилактике отравлений.

Примерная структура уроков при изучении

Темы «Сезонные изменения»

(комбинированный урок)

Урок 1. Зима

Этапы урока:

1. Подготовка к занятию. Организация внимания обучающихся.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, подготовка к восприятию нового учебного материала. Учитель рассматривает картину осени, дети обнаруживают известные им признаки этого времени года, затем переход к схеме, уточнение причины этих изменений.

3. Изучение нового материала. Учитель предлагает обучающимся новую схему, дети пытаются под руководством учителя определить, какие изменения произойдут в природе, после чего предъявляется картина с зимним пейзажем. Сравниваются предположения и реальная картина. Вывод.

4. Работа по закреплению изученного материала (ответы на вопросы учителя, работа с картинами, учебником и т. д.).

5. Применение полученных знаний: составление рассказа, ответы на вопросы учителя, поиск самостоятельных ответов в учебнике. Задания, обозначенные Þ, соотносятся с уровнем возможностей каждого обучающегося.

6. Подведение итогов урока.

Урок 2. Зимние месяцы

Этапы урока:

1. Подготовка к занятию. Организация внимания обучающихся.

2. Актуализация и повторение знаний, полученных на предыдущем занятии (причина сезонных изменений, признаки зимы и т. д.).

3. Изучение нового материала. Изучение схемы «Зима», схем каждого зимнего месяца, названия месяцев, их особенностей, введение новых признаков.

4. Закрепление учебного материала. Ответы на вопросы учителя, показ и объяснение по схеме, работа с учебником, запись в тетради и т. д.

5. Применение полученных знаний: рассказ обучающихся, поиск ответов в учебнике, зарисовки, наблюдения и т. д.

6. Обобщение изученного материала, подведение итогов урока.

Урок 3. Растения и животные зимой. (Возможно изучение тем «Растения зимой» и «Животные зимой» в течение двух уроков.)

Этапы урока:

1. Подготовка к занятию. Организация внимания. Создание настроя на работу. Пробуждение интереса к занятию.

2. Актуализация знаний (условия, необходимые для жизни растений; изменения в природе зимой).

3. Изучение нового материала.

а) Обучающиеся под руководством учителя сопоставляют условия жизни растений и зимние условия. Делают предположения о том, что произойдет с растениями зимой, проводят наблюдения, работают с рисунком, схемой, делают выводы.

б) Обучающиеся вспоминают названия известных животных, их повадки, образ жизни. Учитель рассказывает о том, как животные приспособились к зиме.

4. Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы учителя, работа с учебником, составление рассказов, работа с рисунками, зарисовки в тетради и т. д.

5. Применение полученных знаний: поиск ответов на вопросы учителя в учебнике, тетради, подготовка самостоятельного рассказа и т. д.

6. Подведение итогов урока.

Урок 4. Занятия людей зимой

Этапы урока:

1. Подготовка к уроку. Создание настроя на работу. Организация внимания.

2. Повторение. Признаки зимы. Организация беседы о занятиях детей зимой, привлечение опыта обучающихся, актуализация знаний.

3. Изучение нового материала. Три основные линии:

а) зимняя одежда;

б) игры детей;

в) сезонные работы.

Учитель опирается на личный опыт детей, соотносит жизнь человека с природными условиями, которые определяют одежду, игры и работы людей.

4. Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы учителя, работа с учебником, выполнение заданий учителя, работа с тетрадью.

5. Применение нового материала: самостоятельный поиск ответов на вопросы учителя, зарисовки, составление рассказа, выбор ответа по рисунку и т. д.

6. Подведение итогов урока. Обобщение знаний.

 

Класс

На третьем году обучения по курсу «Мир природы и человека» внимание учителя должно быть сосредоточено на развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения систематических знаний о природе, формировании элементов образного и аналитического мышления, развитии кругозора, обогащении словаря обучающихся, воспитании любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах. Основные задачи, которые решаются на этом этапе обучения, следующие:

· закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

· закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

· изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

· воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровня подготовленности обучающихся.

 

Варианты планирования учебного материала

Учитель последовательно раскрывает причинно-следственные связи, существующие в мире природы, обращает внимание обучающихся на целесообразность многих явлений в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека, учит анализировать, сравнивать, делать выводы. При этом необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, поставленные учителем, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.

Следует добиваться сознательного усвоения знаний обучающимися, учить их составлять небольшие рассказы о том или ином предмете или явлении природы, правильно оформлять его, использовать развернутые высказывания, соблюдать логику изложения. Однако, если в силу своих индивидуальных особенностей, ребенок не может выполнить такого задания, но демонстрирует понимание вопроса, такой ответ следует считать положительным.

 

Повторение

Цель: закрепление представлений об изученном материале. Эти часы можно использовать как повторение материала предыдущего года обучения, перед началом изучения той или иной темы с целью актуализации знаний, либо в конце темы для обобщения и систематизации полученных знаний. Возможно повторение материала в начале или конце учебного года.

Неживая природа

    Сезонные изменения в природе

Цель: формирование представлений о временах года. Изучение признаков различных времен года. Знакомство с жизнью растений, животных, деятельностью человека в разные времена года.

Работа строится по плану 1 и 2 классов, но при изучении каждого времени года добавляется наличие явлений, связанных с воздухом. Ветер (холодный, теплый, сильный, слабый), температура воздуха в разные времена года.

Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор обучающихся, закрепляются названия месяцев. Обучающиеся знакомятся с календарем, учатся им пользоваться.

Необходимо включение в этот раздел знаний, связанных с человеком и его деятельностью. Прежде всего, обращая внимание на игры детей как наиболее близкое и понятное занятие, учитель соотносит их с тем или иным временем года, объясняет и фиксирует в сознании обучающихся их связь с определенным временем года. Изменения одежды по сезону, характер и содержание работ в саду и огороде объясняется с точки зрения условий сезона. Например, изучая особенности летнего периода, следует определить, какую одежду и почему носят люди в это время года, то есть для детей наполняются более ясным смыслом определения «зимняя одежда», «летняя одежда», «демисезонная одежда». Для закрепления полученных знаний нужно использовать игры, практические задания. Например, при заданных погодных условиях выбрать одежду для куклы, для себя. В таких играх важно не только правильное выполнение задания, но и объяснение своего выбора. Знание особенностей жизни растений в разные времена года позволит прогнозировать те или иные виды возможных работ в саду или огороде для каждого времени года.

 

    Воздух

Цель: формирование представлений о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека. Познакомить обучающихся с прибором для измерения температуры воздуха, его использованием. Формирование элементарных представлений о ветре, направлении ветра. Учить обучающихся понимать прогноз погоды, используя полученные знания.

В процессе работы необходимо проводить опыты по обнаружению воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Эти практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсии. Объяснения о направлении ветра, сторонах горизонта следует проводить с учетом возможностей класса. Некоторые дети хорошо воспринимают объяснения учителя с использованием глобуса, другим обучающимся это объяснение трудно понять, но им доступны представления о жарких и холодных странах (сказки, мультфильмы), в этом случае определение «север – юг» условно связывается с наличием подобных стран. Иногда это определение предлагается запомнить.    

 

Живая природа

    Растения

Цель: закрепление представлений о строении растений, представлений о саде, огороде. Расширение знаний о растениях сада, огорода. Определение по внешним признакам (дерево, кустарник, трава). Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных деревьях, ягодах, грибах.

При формировании понятия о таких группах растений, как деревья, кустарники, травы, опираемся на предыдущий опыт обучающихся, они уже достаточно подготовлены к восприятию этого материала. Следует обратить внимание на такую тему, как «Лес», то есть изучение не отдельных представителей флоры лесов, а леса как целого природного сообщества, создает возможность для более глубокого и сознательного усвоения учебного материала. Прежде всего обратим внимание на «этажность» леса, не вводя специальной терминологии. На доступном детям уровне возможно объяснение ярусного строения лесов с точки зрения стремления каждого растения находиться ближе к источнику света: вверху самые сильные и светолюбивые, ниже приспособившиеся к меньшему количеству света, внизу травы. Обучая детей различать лиственные и хвойные деревья, следует вспомнить уже известные им деревья: березу, дуб, липу и т. д., обратить внимание на то, что все они имеют листья, оттого они называются лиственные. Сравнение этих деревьев с елью и сосной обнаружит, что у этих деревьев листья в привычном виде отсутствуют, они превратились в иголки – хвою, следовательно, такие деревья получат название «хвойные».

При формировании представлений о плодах, семенах необходимо рассматривать процесс образования плодов и семян (в упрощенном виде). Именно это даст возможность наиболее точного и прочного усвоения знаний.

 

    Животные

Цель: закрепление представлений о диких и домашних животных. Расширение представлений о различных животных, птицах. Развитие представлений о роли человека в жизни домашних животных. Изучение образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания.

При формировании представлений о диких и домашних животных необходимо показать обучающимся, что есть животные, способные жить самостоятельно, не пользуясь заботой и уходом человека, но есть животные, которые не могут жить без этой опеки. При изучении животных нужно отметить главные условия их существования: тепло, свет, вода, воздух. При сравнении диких и домашних животных выявляется сходство во внешнем виде, питании, повадках, образе жизни. Одновременно устанавливаются и различия во внешнем виде, повадках, образе жизни, среде обитания. Для детей должна стать очевидной идея единства всего мира животных, роли человека, приручившего некоторых из них, создающего новые породы, тщательно заботящегося об их разведении и охране. Создаются две схемы работы:

1) домашние животные (птицы) – внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их человеком;

2) дикие животные (птицы, рыбы, насекомые) – внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к смене времен года.

Очень важно сформировать представление о связи диких животных с окружающим их миром, каждый этап обозначенной схемы увязывать с неслучайностью признаков того или иного животного. Все сведения предлагают обучающимся в доступном для их возраста виде, в занимательной форме, используя разнообразный наглядный материал.

 

Человек

Закрепление и расширение представлений о правильном питании человека, профилактике пищевых отравлений. Формирование элементарных представлений о строении и работе дыхательной системы человека, профилактике простудных заболеваний и вредных привычек. Формирование элементарных представлений о работе сердца.

Знакомство с работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем осуществляется с опорой на наглядный материал: таблицы, муляжи, которые можно найти в кабинете биологии. Изучаются основные части этих систем, формируются первичные представления о работе и значении этих органов. Основное внимание педагога сосредоточено на практической значимости данного материала. 

 

Примерная структура урока при изучении темы «Осень»

(урок изучения новых знаний)

Цель: восприятие и первичное осмысление нового учебного материала, установление связей и отношений с ранее полученными знаниями.

Развитие воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи в содержании материала, сравнивать и анализировать изучаемые явления.

Воспитание эстетических чувств на основе восприятия картин природы, умения видеть прекрасное в природе.

 

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

Изучение нового материала. Первичная проверка и закрепление новых знаний.

Применение новых знаний.

Контроль новых знаний. Выявление умения определять причину и следствие явлений. Сравнивать и анализировать изучаемые явления.

Подведение итогов урока.

 

 

Класс

Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря обучающихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Четвертый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1–3 классах.

Основные задачи, которые решаются на этом этапе обучения, следующие:

· формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

· формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

· закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; изучение доступных обучающимся сведений о почве, ее свойствах и значении в жизни живой природы;

· воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Следует напомнить, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровня подготовленности обучающихся.

Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решению задач, поставленных учителем, актуализировать ранее полученные знания и с их помощью рассуждать, доказывать свою точку зрения, учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Уроки должны приносить детям радость, вселять уверенность в своих силах.

 

Варианты планирования учебного материала

Неживая природа

Почва

Цель: знакомство обучающихся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве. Способы обработки земли возможно закрепить во время работы на пришкольном участке. Даже городские школы имеют хотя бы маленький участок, где можно создать экспериментальную грядку. Важно, чтобы обучающиеся проделали работу сами. Формы поверхности земли также можно смоделировать на участке или в песочнице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.014 с.)