Что такое сквозное действие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое сквозное действие?



Что такое контрсквозное действие?

Что же такое идея?

Что такое сверхзадача?

VI. Наследие Аристотеля.

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Для истории эстетических учений и теории драмы особое значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика"). Это сочинение- дошло до нас не полностью и в плохой сохранности- является теоретическим обобщением художественной практики греческих поэтов от Гомера до современных Аристотелю драматургов. Основой художественного творчества Аристотель считал подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению знаний, т. о. признавая познавательное значение искусства. Объектом изображения в поэзии служат, по Аристотелю, действия людей; при этом художник воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики" уделяется эпосу и трагедии. Трагедию Аристотель характеризует как "подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).

Развивая эти положения, Аристотель основой трагедии считал фабулу - состав происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение характеров является, по Аристотелю, производным от фабулы; благодаря участию различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее лицо будет обладать определённым характером, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из которых не ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса Аристотелем отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию которых и способствует действие трагедии (фабула). Аристотель выдвигал требование единства действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося соразмерностью и строго продуманным порядком отдельных частей произведения. Однако Аристотель не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по объёму он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения фабулы". Аристотель рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения трагедии и используемые для этого приёмы (перипетия, узнавание), а также стилистические средства, присущие поэтической речи вообще. Большую ценность представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных театральных жанров - трагедии и комедии.

  "Поэтика" Аристотеля оказала большое влияние на формирование европейской эстетической мысли 16-18 веков. Под её воздействием были написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663) и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значительной степени догматизировавшая отдельные положения Аристотеля в духе французского классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",толковавшим её с позиций просветительства, был Г. Э. Лессинг ("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетические идеи Аристотеля пропагандировали В. К. Тредиаковский ("Мнение о начале поэзии", 1752), С. П. Шевырёв ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836). Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).

Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосадовского, Л., 1927; Об искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: Головня В. В., "Поэтика" Аристотеля о сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.

Для нас – же в первую очередь важна работа Аристотеля «Поэтика», в которой он, кроме всего прочего, описал основные законы драматургии и, тем самым, театра вообще. Выдержки из его работы предлагаем вам тезисно, которые можно рассматривать как постулаты, по возможности разъясняя и комментируя их.

1. «Различие видов поэзии в зависимости от способов подражания: а) объективный рассказ (эпос); б) личное выступление рассказчика (лирика); в) изображение событий в действии (драма).»

Комментарии, что называется излишни. Суть этого постулата объяснена во второй главе.

2. «…Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные. Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие….»

Подражание, как психологический фактор важен для любого творца не только с точки зрения подражания жизни в развитии сюжета, характеров актеров и их поступков, но и с точки зрения подражания героям произведения читателями, зрителями и участниками праздника. С этой точки зрения на авторе лежит огромная ответственность за дальнейшие их поступки в разрезе проблемы, поднятой автором.

3. «Гомер изображал своих героев лучшими, Клеофонт похожими на нас, а Гегемон Тазосский, составивший первые пародии, и Никохар, творец «Делиады», - худшими….В этом состоит различие трагедии и комедии: одна предпочитает изображать худших, другая лучших, чем наши современники…»

 

Данный постулат приведен для того, что бы было понятно каково различие в жанровом подходе к персонификации героев.

 

4. «…всякая трагедия имеет сценическую обстановку, и характеры, и фабулу, и текст, и музыкальную композицию, и мысли.»

а) Сценическая обстановка, оформление спектакля - это организация всех внешних средств сценической выразительности, придающих спектаклю определённую форму. В оформление спектакля входят: декорация, театральный костюм, грим, бутафория, свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств.

Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу,

создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных спектаклях свет

является почти единственным средством оформления.

Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приёмов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют главным образом общего равномерного освещения, которое создаётся осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли, оформленные объёмными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчёркивающего объёмность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.

 

б) Шумовое оформление спектакля- воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением шумовое оформление составляет фон, помогающий актёрам и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действию пьесы, создаёт нужное настроение, влияет на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в

16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании русских театральных зданий,например, в Останкинском театре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой раскат", свидетельствует о том, что в России шумовым оформлением пользовались уже в середине 18 века.

Современное шумовое оформление различается по характерам звуков: звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные шумы (завод, стройка);транспортные шумы (телега, поезд, самолёт); батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).

Шумовое оформление может быть натуралистическим, реалистичным, романтичным, фантастичным, абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и решения спектакля. Шумовое оформление занимается звукооформителъ или постановочная часть театра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой бригады, в которую входят и актёры. Несложные звуковые эффекты могут выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для шумового оформления в современном театре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров, сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения большого пространства; с помощью звуковой перспективы создаётся иллюзия шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самолёта и т. д. Современная техника, аппаратура, даёт большие возможности для расширения художественного диапазона и качества шумовое оформление, одновременно организационно и технически упрощает эту часть спектакля.

Лит..-Попов В. А., Звуковое оформление спектакля, [М.], 1953. В. Ш. в драм.спектакле и муз. оформление (см. Музыка в драматическом театре).

 

5. Характер. «…Характер - то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает, или чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает, или чего избегает говорящий… Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели.

Первое и важнейшее - чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, - когда оно благородно. Последнее возможно во всяком положении.

Второе условие - соответствие (характеров действующим лицам). Так, характер Аталанты мужественный, но женщине не подобает быть мужественной или страшной.

Третье условие - правдоподобие. Это особая задача, - в том, чтобы создать благородный или соответствующий данному лицу характер, как сказано.

Четвертое условие - последовательность. Даже если изображаемое лицо совершенно непоследовательно и в основе его поступков лежит такой характер, то все-таки оно должно быть непоследовательным последовательно…»

 

Надо отметить, что все эти условия важны в первую очередь для эпической трагедии, бытовавшей во время Аристотеля. В современном театральном искусстве сценический характер – это сценический тип, образ, индивидуальность, который создаёт актёр, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося в жизни, сценический характер отличается своим эстетическим качеством. В нём все элементы внутренней и внешней характеристики подчинены художественному замыслу, выступают

в строгом единстве. Правда и выразительность сценический характер проверяются общим замыслом роли, главной идеей спектакля. Создавая сценический характер, актёр не может не принимать во внимание художественное направления, к которому принадлежит пьеса

(реалистическая, романтическая и др.),  её жанровых особенностей (комедия,психологическая драма, трагедия), авторской манеры, методов, приёмов и стиля(Шекспир, Чехов и др.). Внутри той или иной театральной системы (например,площадного театра - народного фарса, итальянской комедии масок; разных видов восточного театра, театра классицизма, романтизма, реализма на его различных этапах) определяется стремление к выработке единой методологии построения сценический характер.

Создание сценического характера - главная цель актёрского творчества. Она осуществляется на протяжении спектакля как результат участия актёра в драматическом действии, выполнения исполнителем сценических задач. В театре, где жизнь изображается посредством действия, т. е. через столкновение и становление характеров людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены в образе людей, в их сознании, психологии, сценический характер является главным ключом к постижению жизни, её закономерностей, противоречий и связей.

 

 6. «… Третье - мысли. Это способность говорить относящееся к делу и соответствующее обстоятельствам, что в речах составляет задачу политики и ораторского искусства.»

Надо отметить, что данное высказывание верно не только и не столько для персонажей, выписанных в произведении, а и в большей мере для драматурга и режиссера, так как на современном этапе театр настолько символичен, что сказанное со сцены слово, в контексте спектакля, может приобрести совершенно неожиданное звучание. Да и сам спектакль своим сюжетом – развернутая фабула, а фабула есть законченная мысль.

7. «… Четвертое - текст. Под текстом я понимаю, как сказано выше, объяснение действий посредством слов.»

Добавим, что не столько внешних действий, сколько внутренних, создающих или отражающих поступки героев.

8. «… фабула должна быть воспроизведением единого и притом цельного действия, ибо она есть подражание действию…»

 

9. «,,,принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия

 законченного и целого, имеющего определенный объем. Ведь бывает целое и не имеющее никакого объема. Целое - то, что имеет начало, середину и конец.

 

10. «… Перипетия - это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости…»

 

Понимание перипетии, умение ее реализовывать в драматургии- одно из основных качеств, привлекающих внимание зрителя или читателя, дающее возможность ощутить всю глубину конфликта, его чувственного насыщения. Перипетия и создает момент сопереживание, по закону подражания, внезапно меняя обстоятельства в которых действует герой.Это изменение вынуждает героя совершать поступки отличные от бытовой, обычной жизни, что в глазах читателя или зрителя и рождает его как личность,как героя

.

11. «.. Узнавание… - это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье…»… «…А что касается видов узнавания, то первый и самый безыскусственный, которым чаще всего пользуются за недостатком другого выхода, - узнавание по приметам. Из примет одни бывают врожденные, например, "копье, какое носят (на своем теле) Земнородные", или

 звезды в "Фиесте" Каркина; другие - приобретенные впоследствии, притом или на теле, например, рубцы, или посторонние предметы, например, ожерелье или лодочка, посредством которой происходит узнавание в "Тиро". Второе место занимают узнавания, придуманные поэтом.Третье узнавание - путем воспоминания, когда возникает какое-нибудь чувство при виде какого-нибудь предмета. Четвертое узнавание - при помощи умозаключения. Бывает и сложное узнавание, соединенное с обманом публики, например, в "Одиссее-Лжевестнике" герой говорит, что он узнает лук, которого не видал; а публика в ожидании, что он действительно узнает, делает ложное умозаключение. Но лучше всех узнавание, вытекающее из самих событий, когда зрители бывают поражены правдоподобием. Только такие узнавания обходятся без придуманных примет и ожерельев. Второе место занимают узнавания, вытекающие из умозаключения.

12. «…Советы поэтам - как следует писать трагедии: необходимость ясно представлять и переживать самому то, что поэт изображает…»

Этот постулат перекликается с известным высказыванием К.С. Станиславского о том, что анализировать драматургический материал режиссер должен всем своим психофизическим аппаратом. Соответственно и драматург обязан проживать жизнь персонажей, собственно действие, поверяя его собственными знаниями жизни, людей, их характеров, устремлений и чаяний, тем самым прогнозируя сопереживание читателя.

13. «… Развитие сюжета. При составлении фабул и обработке их языка необходимо представлять события как можно ближе перед своими глазами. При этом условии поэт, видя их совершенно ясно и как бы присутствуя при их развитии, может найти  подходящее и лучше всего заметить противоречия…»

 14. «… Завязкой я называю то, что находится от начала трагедии до той части, которая является пределом, с которого начинается переход от несчастья к счастью или от счастья к несчастью, а развязкой - то, что находится от начала этого перехода до конца…»

15. У нас уже принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия  законченного и целого, имеющего определенный объем. Ведь бывает целое и не имеющее никакого объема. Целое - то, что имеет начало, середину и конец.

 

Значение наследия Аристо́тель для драматургии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.023 с.)