XI. Выразительные средства драматургии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XI. Выразительные средства драматургии.



Взгляд на пьесу или сценарий, как на иллюстрацию общеизвестной идеи, приводит к маловыразительному результату. Художественный смысл - это не моральная сентенция, вложенная в уста героя или ведущего, а более сложное и емкое понятие. Основополагающую роль в его создании играет слово.

   Слово - основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. В каждом отдельном слове различают лексическое значение ("о чем идет речь") и грамматическое (число, падеж, лицо, время и т.д.).

   Лексическое значение является основным и главным. Без него слово утрачивает смысл. Слова, имеющие несколько лексических значений, принято называть многозначными. Слово, имеющее одно лексическое значение - однозначным. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется многозначностью или полисемией (от греч. "поли" - много и "сема" - знак). Эта способность активно используется в праздничной драматургии. Так называемый прием двойного истолкования постоянно фигурирует в сценариях КВН, капустников, игровых программ, рождая неожиданный поворот мысли и острый юмористический эффект.

   Вот, например, современная хохма из программы КВН: "Вышла книга о Дон Жуане на пенсии, называется "Тихий Дон".

Чем чаще используются в тексте многозначные слова, тем легче драматургу или сценаристу построить остроумную реплику. Способность сходу реагировать на смысловые варианты слова - есть одно из важнейших качеств настоящего профессионала.

Синонимы - от греческого слова "синонимос" - одноименный – это различные по звуковой форме, но близкие или одинаковые по значению слова и синтаксические конструкции. Однако не каждое слово окружено близнецами. Тогда на помощь пишущему приходит эвфемизм.

Эвфемизмы - от греч. "эвфемизмос" - хорошо говорю – это слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения. Обратим внимание, что эвфемизм выполняет, кроме всего прочего, и роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный, авторский синоним. Переносные значения закрепились в языке давно и составляют огромную часть современного активного словаря. Обогащение смысла путем переноса значений, по утверждению филологов, основной путь развития лексики русского языка.

Антонимы (от греч. «анти» - против и "онима" - имя) - слова с противоположным значением. В основе антонимии лежит ассоциация. По контрасту, отражающая существенные различия по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.

Эпитет (греч. "эпитетон" - приложение) – образное определение предмета или действия. "Эпитет показывает меру понимания художником того или иного явления, природы вещей, души человека. Эпитет - проба на звание мастера. Эпитет, если он точен, становится элементарным исследованием действительности (исследование в одном слове, иногда очень коротком). Роль эпитета в прозаическом тексте намного скромнее, не говоря уже о драматическом и сценарном. И, тем не менее, в монологе ведущего образные определения предметов и явлений постоянно присутствуют.

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами: как, словно, будто, точно и др. Сравнения помогают более объемно и многосторонне представить описываемый предмет. С этой целью оно используется в монологах ведущего, диалогах сценических героев. В развлекательных программах сравнение помогает объяснить условия конкурса и особенности игрового задания.

Метафора (греч. "метафора" - перенос) - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Чаще всего в сценарии встречаются метафоры, закрепленные языковой традицией. Они возникли давно и по причине постоянного употребления почти не воспринимаются как тропы (нос парохода, спинка стула, ножки стула, крыло здания, хвост поезда и т.д.). Однако их употребление активизирует фантазию, рождает неожиданные ассоциативные ходы, помогает в построении реприз, острот, шуток.

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение - разновидность метафоры. Оно используется при описании явлений природы и предметной среды, окружающей человека. В сценарии олицетворение может буквализироваться. К зрителям с монологом могут обратиться Земля, Город, Завод (прием текста за кадром). Изобразительное средство языка становится изобразительным средством театра.

Метонимия (греч. "метонимиа" - переименование) - перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности:

                                         …Только слышно на улице где-то

                                            Одинокая бродит гармонь.

Бродит не гармонь, а гармонист. Но поэт называет человека словом, обозначающим инструмент, для того чтобы мы поняли, что гармонист не только бродит, но и играет

Аллегория (греч. "аллегориа" - иносказание) - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, хитрость - в образе лисы, трусость - зайца и т.д. Однако для нас аллегория интересна как способ создания сценического образа. Так, персонаж по имени ВОЙНА может появиться в театрализованном представлении, посвященном годовщине Великой Отечественной войны, а "ПАМЯТЬ" - в День Победы.

Фразеологизм (от греч. "фразис" - выражение) - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий; Бить баклуши – бездельничать, огород городить - затевать какое-либо дело, водить за нос - обманывать.   Сродни фразеологизмам многие меткие выражения, вошедшие в язык из литературных произведений. Их принято называть крылатыми словами: «У разбитого корыта» - А.Пушкин, «На деревню дедушке» - А.Чехов. «Есть еще порох в пороховницах» - Н.Гоголь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.006 с.)