Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XI. Выразительные средства драматургии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Взгляд на пьесу или сценарий, как на иллюстрацию общеизвестной идеи, приводит к маловыразительному результату. Художественный смысл - это не моральная сентенция, вложенная в уста героя или ведущего, а более сложное и емкое понятие. Основополагающую роль в его создании играет слово. Слово - основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. В каждом отдельном слове различают лексическое значение ("о чем идет речь") и грамматическое (число, падеж, лицо, время и т.д.). Лексическое значение является основным и главным. Без него слово утрачивает смысл. Слова, имеющие несколько лексических значений, принято называть многозначными. Слово, имеющее одно лексическое значение - однозначным. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется многозначностью или полисемией (от греч. "поли" - много и "сема" - знак). Эта способность активно используется в праздничной драматургии. Так называемый прием двойного истолкования постоянно фигурирует в сценариях КВН, капустников, игровых программ, рождая неожиданный поворот мысли и острый юмористический эффект. Вот, например, современная хохма из программы КВН: "Вышла книга о Дон Жуане на пенсии, называется "Тихий Дон". Чем чаще используются в тексте многозначные слова, тем легче драматургу или сценаристу построить остроумную реплику. Способность сходу реагировать на смысловые варианты слова - есть одно из важнейших качеств настоящего профессионала. Синонимы - от греческого слова "синонимос" - одноименный – это различные по звуковой форме, но близкие или одинаковые по значению слова и синтаксические конструкции. Однако не каждое слово окружено близнецами. Тогда на помощь пишущему приходит эвфемизм. Эвфемизмы - от греч. "эвфемизмос" - хорошо говорю – это слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения. Обратим внимание, что эвфемизм выполняет, кроме всего прочего, и роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный, авторский синоним. Переносные значения закрепились в языке давно и составляют огромную часть современного активного словаря. Обогащение смысла путем переноса значений, по утверждению филологов, основной путь развития лексики русского языка.
Антонимы (от греч. «анти» - против и "онима" - имя) - слова с противоположным значением. В основе антонимии лежит ассоциация. По контрасту, отражающая существенные различия по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Эпитет (греч. "эпитетон" - приложение) – образное определение предмета или действия. "Эпитет показывает меру понимания художником того или иного явления, природы вещей, души человека. Эпитет - проба на звание мастера. Эпитет, если он точен, становится элементарным исследованием действительности (исследование в одном слове, иногда очень коротком). Роль эпитета в прозаическом тексте намного скромнее, не говоря уже о драматическом и сценарном. И, тем не менее, в монологе ведущего образные определения предметов и явлений постоянно присутствуют. Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами: как, словно, будто, точно и др. Сравнения помогают более объемно и многосторонне представить описываемый предмет. С этой целью оно используется в монологах ведущего, диалогах сценических героев. В развлекательных программах сравнение помогает объяснить условия конкурса и особенности игрового задания. Метафора (греч. "метафора" - перенос) - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Чаще всего в сценарии встречаются метафоры, закрепленные языковой традицией. Они возникли давно и по причине постоянного употребления почти не воспринимаются как тропы (нос парохода, спинка стула, ножки стула, крыло здания, хвост поезда и т.д.). Однако их употребление активизирует фантазию, рождает неожиданные ассоциативные ходы, помогает в построении реприз, острот, шуток. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение - разновидность метафоры. Оно используется при описании явлений природы и предметной среды, окружающей человека. В сценарии олицетворение может буквализироваться. К зрителям с монологом могут обратиться Земля, Город, Завод (прием текста за кадром). Изобразительное средство языка становится изобразительным средством театра.
Метонимия (греч. "метонимиа" - переименование) - перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности: …Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь. Бродит не гармонь, а гармонист. Но поэт называет человека словом, обозначающим инструмент, для того чтобы мы поняли, что гармонист не только бродит, но и играет Аллегория (греч. "аллегориа" - иносказание) - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, хитрость - в образе лисы, трусость - зайца и т.д. Однако для нас аллегория интересна как способ создания сценического образа. Так, персонаж по имени ВОЙНА может появиться в театрализованном представлении, посвященном годовщине Великой Отечественной войны, а "ПАМЯТЬ" - в День Победы. Фразеологизм (от греч. "фразис" - выражение) - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий; Бить баклуши – бездельничать, огород городить - затевать какое-либо дело, водить за нос - обманывать. Сродни фразеологизмам многие меткие выражения, вошедшие в язык из литературных произведений. Их принято называть крылатыми словами: «У разбитого корыта» - А.Пушкин, «На деревню дедушке» - А.Чехов. «Есть еще порох в пороховницах» - Н.Гоголь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.140 (0.006 с.) |