Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое и какое значение имеет художественный образ в драматургии?
VIII. Триада Гегеля. Гением Аристотеля,более двух тысяч лет назад, была вычислена универсальная единица сценического действия: начало- середина- конец. начало середина конец Примерно так: Так выглядело и все действо, и любая из его частей вплоть до жеста, слова. Надо сказать, что тогда и время, по убеждению тогдашних философов, текло по кругу – змея пожирала свой хвост, поэтому эмоциональный накал внутри эпического, повествовательного действа происходил метафизическим путем- от осознания изменений во взаимоотношениях между богами и то, каким образом это может отразиться на каждом отдельном человеке. Мистериальные истоки театра в этом смысле налицо. По этой формуле, кстати, до сих пор строятся, например, концерты: яркое начало, ровная, риторическая середина и яркий финал. Прошло полторы тысячи лет, мир изменился настолько, что время развернулось в спираль. Изменилась и суть театра: от повествовательного, эпического к конфликтному, драматическому. Наиболее точно это изменение отразил в своих работах диалектик Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Строя свои рассуждения на познавательной необходимости жизни человека Гегель вывел, так называемую, триаду Гегеля, где методологический принцип познания реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина, сопровождающейся, по выражению Гегеля, «мистическим удивлением». Нетрудно приложить эту формулу к театральному, конфликтному, драматическому действию, раскрываемого через отражение борьбы между конфликтующими сторонами. С этой точки зрения триада выглядит следующим образом: «начало борьбы – ход борьбы – результат борьбы» и графически изображается так:
результат борьбы
ход борьбы начало борьбы рис. 1 Примечательна в этой формуле наклонная середина, (ход борьбы), отражающая моральный, нравственный и духовные (или внешний-внутренний- тайный или эпический- драматический- лирический) аспекты развития конфликта. Попробуем триаду рассмотреть с точки зрения построения драматургической композиции на современном этапе, применительно к тем законам драматургии, устоявшимся на сегодняшний момент, и тогда она будет выглядеть примерно так: Рис. 2 Условные знаки и обозначения: Триада расположена на осях координат в которых вертикальная ось отображает уровень эмпатии (У.Э.), уровень сопереживания, эмоциональный накал конфликта и чувственные этапы его развития: а) моральный уровень – (М.У.), отображающий систему взаимоотношений до начала борьбы по конфликту, уровень страха, где по определению Аристотеля «…плохие люди в хорошем положении или хорошие люди в плохом положении…». б) нравственный уровень (Н.Р.), отображающий накал борьбы на чувственном уровне, это уровень страсти,момент, когда антогонисты делают выбор на уровне чувств. в) духовный уровень (Д.У.), отображающий взаимоотношения героев с его душой, ответственности перед обществом, Богом-это уровень совести. Горизонтальная ось отражает реальное время (В.) произведения. На ней откладываются отдельные единицы сценической информации (Е.С.И). Например в концерте – это номера, в пьесе сцены, в театрализованном представлении это могут быть эпизоды. - Смайликами обозначены действенные конфликтные факты (ДКФ), на самом деле точнее было бы обозначить их двумя смайликами J L илиèç, или дажеM, имея в виду зримо выражаемую конфликтную суть ДКФ. (то- же самое, что перипетия)
- И.С.- Исходная ситуация, в которой есть ДКФ1, определяющий эпический конфликт (Э.К.), и находится, как правило за пределами пьесы, сценария. Здесь-же рождается сквозное действие (СД) - Э.К. - Эпический конфликт, рассматриваемый здесь, как существующая проблема, требующая своего разрешения и проявляющий тему произведения. Это уровень бытовых устоявшихся взаимоотношений между людьми (моральный уровень (М.У.)), законы которого не всегда совпадают с законами государства, например «вендетта» в пьесе «Ромео и Джульетта». - С.Д.- Сквозное действие, обусловленное Э.К., устремленное к сверхзадаче (С.З.), надо отметить, что данная сверхзадача преследуется представителями Э.К., то есть отрицательными героями и, поэтому, как правило, противоположна сверхзадаче автора произведения. - Э. – Экспозиция, кусок жизни героев в обстоятельствах, обусловленными ИС (исходной ситуацией), здесь ЭК отражается через обстоятельство места (ОМ), обстоятельство времени (ОВ), обстоятельство образа действия (О.О.Д.), в триаде Гегеля это теза - первичное утверждение -З.- завязка, рассматриваемая здесь - это ДКФ2, в котором активно проявляется личностный конфликт, (Л.К.) на бытовом, внешнем, моральном уровне. Герой впервые активно противостоит представителям или обстоятельствам ЭК. Здесь возникает контрсквозное действие, устремленное к основной сверхзадаче Героя. В триаде здесь впервые проявляется антитеза. -Л.К.- личностный конфликт, обусловленный противостоянием Героя представителям или обстоятельствам ЭК. -Р.Д.- часть драматургической композиции называемой здесь развитие действия (РД), обозначающей ход борьбы и имеющей, как минимум, три ДКФ, проявляющий внешний, бытовой, моральный уровень- ДКФ2, внутренний, чувственный, нравственный уровень (НУ) - ДКФ3, и, главное, тайный, духовный уровень (ДУ) - ДКФ 4. Важно, что конфликт между ЭК и ЛК проходит эти три уровня, особенно для мистериальных действ. Современные произведения редко поднимаются выше ЧУ, но задача сценариста-режиссера, его педагогическая цель, как раз и заключается в умении вскрыть эту тайну и создать поведенческую модель для зрителя или участника праздника. -К.- кульминация. Здесь рассматривается как ложная победа сквозного действия. Кажется, что Герой проиграл. Здесь Герой, поднявшись до духовных высот, проявив совесть высшего порядка проигрывает, для него происходит моральная, нравственная и духовная катастрофа. Происходит это от аморальности, безнравственности и бездуховности героев или обстоятельств, порожденных ЭК. Мистическая подоплека в такой К. в том, что Герой теряет свое имя. Это инициация. Поэтому в предложенной триаде ДКФ 5 находится на уровне ЭК. Примером может служить прохождения адептами, так называемой «крокодиловой ямы», в которою ныряет адепт, проплывает под стенкой и попадает в резервуар с крокодилами и, если адепт всплывает, крокодилы его сжирают, но, если он проплывает дальше, то может проплыть под стеной, отгораживающей резервуар с крокодилами от тихой заводи. Но для этого нужно победить себя, то есть стать свободным страха и страстей, выйдя на уровень духовный, на то что важнее смерти, т.е. совесть.
-Р.- развязка. Здесь ДКФ 6, в котором Герой одерживает духовную победу, то есть становится собственно Героем. Надо отметить, что существует три типа Героев: Герой, Антигерой и Герой Трикстер – и хороший и плохой, особенно с бытовой, внешней точки зрения. Здесь- же происходит окончание борьбы по ЛК. «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти». Сквозное действие от кульминации устремляется к катастрофе, а Контрсквозное действие устремляется к своей сверхзадаче (СЗ). -Ф.- финал. В пятичленной драматургической форме Ф. отсутствует, но зато в сценарии это важнейшая, неотъемлемая часть композиции. Здесь, в виде художественного образа (ДКФ), проявляется СЗ (сверхзадача)автора произведения. Здесь- же отражается изменение ЭК(эпического конфликта) через изменение ООД (обстоятельство образа действия). Здесь также существуют ОМ,ОВ, но уже имеющие тайный, духовный уровень. -П.- поступок зрителя. СД (сквозное действие), устремленное к СЗ (сверхзадаче), создающее поведенческую модель для зрителя или участника праздника, подвигает его к адекватному поступку в схожих обстоятельствах в дальнейшей его жизни. В этом проявляется педагогическая цель автора. Автор прогнозирует реакцию зрителя на каждый ДКФ внутри произведения (от аплодисментов, мистического удивления до собственно поступка), тем самым предусматривает дальнейшее поведение зрителя.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.008 с.) |