V. Идейно-тематическая основа драмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Идейно-тематическая основа драмы.



Работа любого творческого человека основана на его возможности сказать миру о наболевшем посредством художественных образов. Любой простой человек, откликаясь на обстоятельства его жизни, имея свое мнение, конкретно и точно высказывает свою мысль, имея в виду определенную цель. Не исключение и работа драматурга. Прежде чем приступить к написанию произведения драматург живо и точно отзывается на общественную проблему, наиболее остро стоящую перед людьми и им. Поиск проблемы и есть первоначальная задача драматурга. Эта проблема и будет тем эпическим, социальным конфликтом (ЭК), на фоне которого и возникнет противостоящий ему герой. Он-то против этой проблемы и будет бороться, создавая свой, личностный конфликт (ЛК), который и сможет эту проблему разрешить.

Это и есть та тема, о которой вы будете разговаривать со своим читателем. Рождает эту тему Герой. Он же и борется за ее торжество, преодолевая противостояние Героев - антогонистов, представляющих ЭК. Надо отметить, представители ЭК создают, так называемое, сквозное действие, со своей целью, задачей. А представители ЛК – личностного конфликта, создают контрсквозное действие, стремясь к своей цели, сверхзадаче. Представители контрсквозного действия здесь, в этом случае,-это положительные герои, противостоящие негативным, устоявшимся явлениям жизни общества.

Итак, давайте познакомимся с тем, что же такое тема. Принятая на сегодняшний день формулировка звучит так: «Тема - это круг жизненных явлений, рассматриваемых в произведении». Вам всегда нужно точно знать, о чем вы хотите сказать. Ключевой вопрос: «О чём?» Мы же прибавим, что темой  определяются поступки Героев, создавая контрсквозное действие.

Теперь надо понять, что же такое идея. Идея- это мысль, высказываемая автором относительно заявленной темы, с помощью которой можно разрешить проблему. Прибавим к этому, что это мысль, которую должен понять зритель. В дальнейшем, в обыденной жизни, зритель может воспользоваться этим умозаключением, принять его или критически осмыслив, отвергнуть. Но в любом случае идея должна быть актуальна, животрепещуща для конкретного зрителя в это время, в этом месте. Вот эта идея и доказывается логично, последовательно, непрерывно и активно автором, через действия персонажей, в течении всей пьесы или сценария.Ключевой вопрос, который должен задать себе автор, формулируя идею: «Что хочу сказать? Что необходимо сделать, чтобы разрешить проблему, стоящую сейчас и здесь перед данными людьми?»

Но это еще не все. Нужно знать то, ради чего высказывается эта идея. Это та цель, которую преследуют не только герои произведения. Эту цель преследует в первую очередь автор через действия, поступки героев. Представим себе, что какой- то из кланов в «Ромео и Джульетте» победил. Что они сделают со своими врагами? Конечно, превратят их в своих слуг, рабов. За что- же тогда борются наши влюбленные и, даже совершают побег? Конечно за свободу. За свою свободу любить и строить свою жизнь вне зависимости от того, что им диктуют устоявшиеся традиции. Так вот их цель, равно как и цель автора – это свобода выбора людей с которыми стоит строить свою будущую жизнь. Цель - же эта называется в драматургии сверхзадача. Сверхзадача- это, идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосомхудожника, ж и з н е н н а я ц е л ь, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, р а д и ч е г о драматург, сценарист и режиссертворит пьесу, сценарий спектакль или массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участников., и отвечает на вопрос: «Ради чего высказывается данная идея?». Отход от сверхзадачи и сквозного действия в режиссуре - это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ уактера размельчается на отдельные куски, не создающее целого.

Но и это еще не все. Существует еще и личностное понимание мира, отношение творца к бытию, как личная философская позиция, которая и формируют личную сверх- сверхзадачу автора. Сверх - сверхзадача – это жизненная целеустремленность, лежащая в основетворческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, которые являются духовной основой пьесы, спектакля или театрализованного действа.
Итак, основные положения, формирующие драматургическое действие- это: тема, идея, сверхзадача. Закрепим: анализируя факты жизни находим актуальную, злободневную проблему, затем определяем тему, как альтернативу проблеме, следующим шагом определяем идею, как способ решения проблемы, имея ввиду сверхзадачу, как духовный постулат и педагогическую цель, как дальнейший поступок зрителя, читателя.

Итак, закрепим.

Идейно- тематический анализ – это активное исследование фактов искусства для определение смысловой сути замысла автора художественного произведения (литературного, сценического, праздничного и другого), его основные мысли, жизненные проблемы, стоящие перед современным ему обществом и их отражение в сегодняшней жизни. Идейно – тематический анализ заключается в ответах на вопросы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор хотел сказать по поводу темы, для того, чтобы разрешить проблему?» (Идея) и «Ради чего оно создано автором?» (Сверхзадача).
Идея, в искусстве,- это воплощенная в произведении искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Идея составляет целостно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из элементов художественного содержания, его сутью.Идея- не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе: «.. искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» Гегель. Идея передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней. И, наконец, сверхзадача- это то, к чему должна привести идея, как обстоятельства будущей, после торжества идеи, жизни.

Что такое тема?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.006 с.)