Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К волевым качествам относят целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность. Целеустремлённость – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для её достижения, планомерное и неуклонное её осуществление. Целеустремлённым можно назвать такого школьника, у которого есть устойчивая цель, имеющая определённую общественную ценность и который планомерно и систематически действует в направлении этой цели. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддаётся попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. В тех же случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли – негативизм. Негативист не обладает самостоятельностью воли. Противоположность негативизму, но тоже отрицательное качество воли - внушаемость. Внушаемый человек легко поддаётся чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности, принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. Решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском. Настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжёлой работе. Настойчивость – одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости – одно из важнейших обязанностей учителя. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли – упрямство. Выдержка (самообладание) есть способность постоянно контролировать своё поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются, как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержка необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как правило пользуется большим авторитетом среди учащихся.
Мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевать невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств – готовность к выполнению опасных действий. Мужество – более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела. Именно таким было мужество героев-воинов, отдавших жизнь для блага нашей Родины. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе. Противоположное отрицательное качество – трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который впоследствии этого может легко изменить своему долгу. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признаёт для себя обязательным выполнять установленные правила и не только их выполняет, соблюдает порядок, но и борется за выполнение их другими. Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдается у школьников, особенно у мальчиков-подростков. Иногда это следствие невоспитанности. Однако в ряде случаев недисциплинированность объясняется тем, что подростки отличаются общим подъёмом жизнедеятельности. Задача. Во всех классах, особенно в старших, есть учащиеся, которые хотят самостоятельно воспитывать свою волю и волевые качества характера. Но не все из них знают, что надо для этого делать, и используют неправильные приемы или искусственные, оторванные от жизни упражнения (пропускают через тело электрический ток, прижигают тело каленым железом, прыгают со второго этажа или с обрыва и др.).
Какие методы и приемы самовоспитания поли вы порекомендовали бы им?
Задача. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Например, великий педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2. Прямота в словах и поступках... 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...» На воспитание каких волевых качеств направлены в основном эти правила?
ЗАДАЧА. Почему нельзя согласиться со всеми высказываниями, которые здесь приводятся? Какие из них и в чем соответствуют, а какие — противоречат принципу детерминизма? а) «Не в воображаемой независимости от природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности плапоморио заставлять законы природы действовать для определенных целей». б) «Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят но только от обстоятельств, но и от них самих, от их свободной воли». в) «Если все материально обусловлено, то человочо-ской воле не остается никакого выбора, а где нет выбора — там неприменим критерий моральной ценности» (Э. Гаррис). г) Научный подход к пониманию сущности воли «базируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей». д) «Поскольку человек способен по своему усмотрению, независимо от внешних условий, усилием собственной воли принимать любые решения и совершать соответствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наоборот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше собственное тело».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.202 (0.007 с.) |