Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волевые качества – совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.



 

К волевым качествам относят целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.

    Целеустремлённость – это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для её достижения, планомерное и неуклонное её осуществление. Целеустремлённым можно назвать такого школьника, у которого есть устойчивая цель, имеющая определённую общественную ценность и который планомерно и систематически действует в направлении этой цели.

    Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддаётся попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. В тех же случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли – негативизм. Негативист не обладает самостоятельностью воли.

   Противоположность негативизму, но тоже отрицательное качество воли - внушаемость. Внушаемый человек легко поддаётся чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности, принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

   Решительность – это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском.

   Настойчивость – это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжёлой работе.    Настойчивость – одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости – одно из важнейших обязанностей учителя.   От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли – упрямство.

        Выдержка (самообладание) есть способность постоянно контролировать своё поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются, как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержка необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как правило пользуется большим авторитетом среди учащихся.

     Мужество и смелость – это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевать невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств – готовность к выполнению опасных действий. Мужество – более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела. Именно таким было мужество героев-воинов, отдавших жизнь для блага нашей Родины. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе.

   Противоположное отрицательное качество – трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который впоследствии этого может легко изменить своему долгу.

   Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признаёт для себя обязательным выполнять установленные правила и не только их выполняет, соблюдает порядок, но и борется за выполнение их другими. Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдается у школьников, особенно у мальчиков-подростков. Иногда это следствие невоспитанности. Однако в ряде случаев недисциплинированность объясняется тем, что подростки отличаются общим подъёмом жизнедеятельности.

Задача.

Во всех классах, особенно в старших, есть учащиеся, которые хотят самостоятельно воспитывать свою волю и волевые качества характера. Но не все из них знают, что надо для этого делать, и используют неправильные приемы или искусственные, оторванные от жизни упраж­нения (пропускают через тело электрический ток, при­жигают тело каленым железом, прыгают со второго эта­жа или с обрыва и др.).

Какие методы и приемы самовоспитания поли вы порекомендовали бы им?

 

Задача.

Многие в юности составляют правила поведения, на­мечают цели и пути воспитания своей воли. Например, великий педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере вне­шнее.

2. Прямота в словах и поступках...

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится...

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...»

На воспитание каких волевых качеств направлены в основном эти правила?

 

ЗАДАЧА. Почему нельзя согласиться со всеми высказываниями, которые здесь приводятся? Какие из них и в чем соответствуют, а какие — противоречат принципу детерминизма?

а) «Не в воображаемой независимости от природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности плапоморио заставлять законы природы действовать для определенных целей».

б) «Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят но только от обстоятельств, но и от них самих, от их свобод­ной воли».

в) «Если все материально обусловлено, то человочо-ской воле не остается никакого выбора, а где нет выбо­ра — там неприменим критерий моральной ценности» (Э. Гаррис).

г) Научный подход к пониманию сущности воли «ба­зируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей».

 д) «Поскольку человек способен по своему усмотре­нию, независимо от внешних условий, усилием собствен­ной воли принимать любые решения и совершать соответ­ствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наобо­рот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше соб­ственное тело».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.005 с.)