Взаимосвязь воли с другими сторонами психики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики



Воля тесно связана со всеми сторонами психики.

Тесно связана воля с познавательной сферой, особенно процессами мышления (принять решение – значит проанализировать все факторы)

Связь с мотивационной сферой проявляется в постановке цели. Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Связана воля и с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями человека.

Если человек, например, глубоко убежден в правиль­ности своих действий, то он может приложить максималь­ные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно лю­бить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совер­шенстве овладеть профессией актера, невзирая на физи­ческие недостатки, противопоказанные сценическому ис­кусству... Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжелой болезни он потерял слух. „Выхожу на сцену и не слышу суфлера, - говорил он, - точно нахо­жусь в беззвучной пустыне... Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мыс­ли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово - забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!"... Остужев победил свой недуг... Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорогого его сердцу Малого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое боль­ше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучи­вал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог»1.

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они мо­гут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрица­тельные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управ­лять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер - не одно и то же. Воля непосредственно связана по преиму­ществу с силой характера, его твердостью, решительнос­тью, настойчивостью, целеустремленностью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер вклю­чает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - про­является.

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не ис­пользует свой талант и ничего в жизни не добьется.

О. Бальзак в этой свя­зи писал: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант— это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Цен­ность воли зависит, как мы знаем, не только от того, на­сколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю может иметь, например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной волей особенно опасен.

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в пси­хологии. Ее исследование имеет длительную историю, су­ществуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.

В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различ­ные научные подходы к решению проблемы воли, отме­чает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области пси­хологических знаний:

1. Воля есть продукт общественно-исторического раз­вития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Воля поэтому не является врожденной или генети­чески заданной способностью, а формируется прижизнен­но в реальной деятельности человека, требующей опреде­ленных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необхо­димых личностных качеств.

4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

5. Первичное волевое действие - это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.

6. Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осу­ществляются предвидение и оценка последствий собствен­ной активности.

 

Более широким, чем ВОЛЯ, является понятие ВОЛЕВАЯ СФЕРА

ВОЛЕВАЯ СФЕРА — система внутренних образований личности, обеспечивающая возможность произвольного поведения и связанная с мотивацией, целеполаганием, реализацией конкретных действий, самоконтролем и саморегуляцией.

 

Воля выполняет различные функции (Я.Л. Коломинский: «Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой»):

ü побуждающую (выбор из различных мотивов и целей наиболее важных, значимы

ü регулятивную (управление своим поведением в ситуации недостаточной ил избыточной мотивации);

ü организационную (осознанное планирование, организация и реализация задуманного или должного);

ü мобилизационную (концентрация физических и психических ресурсов в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей);

ü тормозную (выражение сдержанности в проявлении нежелательного поведения)

 

Физиологические основы воли

Воля является рефлекторной функцией мозга. Её функционирование связано с образованием условно-рефлекторных связей.

В основе произвольного поведения лежат сложные системы нервных связей дви­гательной области коры головного мозга (расположенной в ее теменной части) с кор­ковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Благодаря этим системам обеспечивается то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, вызывает возбуждение и в двигательной области.

Лобные доли обеспечивают сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой достижения цели (АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ – психологический механизм предвидения и оценки результатов действия, позволяющий регулировать поведение на основе сопоставления намеченной программы и поступающей в мозг информации; П.К. Анохин). Поражение лобных долей приводит к АБУЛИИ – отсутствию побуждений к деятельности, возникающему вследствие патологии мозга.

Решающую роль в волевых действиях играет вторая сигнальная система.

 

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рас­сматривается как более сложное и неоднозначное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.206.228 (0.011 с.)