XlII. Реформация римской церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XlII. Реформация римской церкви



 

Римская церковь была сильнейшим образом затронута этим умственным возрождением. Она раскололась, но и оставшаяся ее часть претерпела глубокое обновление.

Мы уже говорили о том, как близко церковь подошла к неограниченной власти над христианским миром в XI и XII веках, и как в XIV и XV веках ослабло ее влияние на умы и дела людей. Религиозные чувства верующих, прежде служившие опорой и источником могущества церкви, из‑за ее гордыни, нетерпимости и жесткой организации обернулись против нее самой, а лукавый скептицизм императора Фридриха II породил усиливающуюся непокорность государей. Великий раскол резко ослабил политический и религиозный престиж Католической церкви, и мятежные силы напали на нее сразу с двух сторон.

По всей Европе распространилось учение англичанина Джона Уиклифа. В 1398 г. чешский проповедник и богослов Ян Гус прочел в Пражском университете курс лекций об учении Уиклифа, и оно быстро проникло в образованные классы общества и вызвало широкий отклик в народе. В 1414‑1418 гг. в Констанце проходил церковный Собор для устранения Великого раскола. Гус был приглашен туда, однако его схватили, судили за ересь и заживо сожгли (1415 г.). Это не только не умиротворило чехов, а напротив, привело к восстанию гуситов – первой войне в ряду религиозных войн, ознаменовавших собой распад католического мира. Избранный на Соборе в Констанце папа Мартин V призвал к Крестовому походу против гуситов.

Пять таких походов обрушились на стойкую маленькую Богемию, и все они кончились неудачей. Негодяи и бандиты со всей Европы поспешили на призыв папы, как это было в Крестовом походе XIII века против вальденсов. Но чехи, в отличие от последователей Вальдо, верили в вооруженное сопротивление. При одном только шуме приближающихся повозок гуситов, заслышав пение их гимнов, крестоносцы разбегались с поля битвы (сражение при Домажинцах, 1431 г.). В 1436 г. удалось как‑то залатать отношения с чехами на новом Соборе в Базеле, где им были сделаны уступки по части богослужебной практики.

XV век – время глубокой смуты во всей Европе. Крайняя нужда простого народа привела к крестьянским восстаниям в Англии и Франции, а после гуситских войн они перекинулись в Германию и также приняли религиозную окраску. Очень важным оказалось изобретение книгопечатания. К середине XV века в Голландии и Германии появились печатные станки с подвижными литерами, которые распространились на Италию и Англию, где Кэкстон издавал книги в Вестминстере (1477 г.).

Умножилось количество Библий, что способствовало популярности в народе религиозных споров. Европа стала континентом читающих людей, чего раньше нигде не бывало. Это внезапное и всеобщее оплодотворение умов ясными идеями и доступными сведениями произошло как раз тогда, когда церковь, пребывающая в разброде, не могла эффективно защитить себя, а многие государи искали удобного случая прибрать к рукам ее колоссальные богатства.

В Германии война против церкви сконцентрировалась вокруг бывшего монаха Мартина Лютера (1483–1546 гг.), который выступал в Виттенберге с богословскими лекциями и оспаривал католическое учение (1517 г.). Сначала он полемизировал по‑латыни, как это делали схоластики, а потом, используя новое оружие – печатный станок, обратился ко всему народу на немецком языке. От него, как от Гуса, пытались избавиться силой, но книгопечатание совершенно изменило ситуацию, и к тому же у Лютера среди германских князей оказалось немало явных и тайных доброжелателей.

Теперь, в век приумножившихся идей и ослабления веры, многие правители сочли для себя выгодным разорвать религиозные связи с Римом и самим возглавить национальные конфессии. Одна за другой отделялись от римского исповедания Англия, Шотландия, Швеция, Норвегия, Дания, Северная Германия, Богемия… – с тем, чтобы уже никогда не вернуться к католической вере[35].

Всех этих государей мало заботила нравственная и интеллектуальная свобода подданных – они просто использовали их религиозные сомнения, дабы усилить себя в борьбе с Римом. Как только происходил разрыв и под эгидой короны возникала национальная церковь, они старались более не допускать ослабления своей власти. Однако учение Иисуса – прямой призыв к праведности и понимание того, что человек выше любых обязанностей к государству и церкви, обладало поразительной жизненной силой. В Англии и Шотландии, например, имелось много сект, члены которых крепко держались за Библию как за единственное руководство к жизни и вере и отказывались следовать предписаниям государственной церкви. В Англии в их числе были нонконформисты, сыгравшие очень важную политическую роль в XVII и XVIII веках. Их нежелание видеть короля главой церкви привело к тому, что Карл I оказался на эшафоте (1649 г.), после чего Англия на протяжении одиннадцати лет процветала при республиканском правлении нонконформистов.

Отпадение чуть ли не всей Северной Европы от католического мира принято называть Реформацией. Потрясение, вызванное этими потерями, повлекло за собой не менее глубокие перемены и в самой Римской церкви. Она подверглась переустройству, в нее влился новый дух. Одним из важнейших деятелей этого возрождения был молодой испанский дворянин Иниго Лопес де Рекальдо, известный миру как св. Игнатий Лойола который после романтических приключений ранней молодости стал священником (1583 г.). Он получил от папы разрешение основать Общество Иисуса и пытался перенести рыцарские традиции военной дисциплины на службу религии. Его Общество Иисуса, иезуиты, стало одной из величайших образовательных и миссионерских организаций. Оно принесло христианство в Индию, Китай и Америку, остановило распад Католической церкви и подняло уровень образования и самосознания во всем католическом мире. Более того, иезуиты стимулировали развитие протестантских школ и университетов. Энергичная и проникнутая наступательным духом Католическая церковь нашего времени возникла в основном благодаря иезуитскому возрождению.

 

XLIII. ИМПЕРАТОР КАРЛ V

 

Священная Римская империя достигла своего апогея в царствование Карла V, одного из самых выдающихся монархов Европы, уступавшего, как говорили, только Карлу Великому.

Это величие, впрочем, было создано не столько им самим, сколько его дедом, императором Максимилианом I (1459–1519 гг.). В Европе одни династии сражались за власть, другие ради нее погрязали в интригах, Габсбурги же прокладывали себе путь династическими браками. Максимилиан начал свою карьеру, владея австрийской Штирией, частью Эльзаса и некоторыми другими землями. Он женился на Нидерландах и Бургундии (имя наследницы не имеет особенного значения). После смерти первой жены большая часть Бургундии ускользнула из его рук, но Нидерланды удалось удержать. Затем Максимилиан пытался жениться на Британии, безуспешно. Унаследовав в 1439 г. императорскую корону от своего отца Фридриха III, он женился на Миланском герцогстве, а своего сына женил на слабоумной дочери Фердинанда и Изабеллы, покровителей Колумба, которые правили не только вновь объединенной Испанией, Сардинией и Королевством обеих Сицилий[36], но и всей Америкой к западу от Бразилии. Таким образом, его внук Карл V унаследовал большую часть Нового Света и от трети до половины того, что оставили в Европе турки. В 1506 г. ему достались Нидерланды, а после смерти своего испанского деда Фердинанда он по слабоумию матери стал фактическим королем всех испанских владений (1516 г.). Когда через три года скончался другой дед Карла, Максимилиан, его, несмотря на юный двадцатилетний возраст, избрали императором.

Этот белокурый юноша с простоватым лицом, толстой верхней губой и тяжелым подбородком, оказался в кругу молодых и энергичных деятелей. Среди них блистали французский король Франциск I, который вступил на престол в двадцать один год (1515 г.), и Генрих VIII Английский, который стал королем в восемнадцать лет (1509 г.). В Индии правил Бабур, в Турции – Сулейман Великолепный, оба выдающиеся личности, равно как и папа Лев X (1513 г.). Франциск вместе с папой пытались предотвратить избрание Карла на императорский трон, опасаясь сосредоточения чрезмерной власти в одних руках. И Франциск I, и Генрих VIII предложили курфюрстам[37] самих себя, но династия Габсбургов уже прочно установилась (с 1273 г.), а щедрые подарки окончательно решили дело.

Поначалу этот блестящий юноша оказался марионеткой своих министров, но вскоре стал проявлять себя как умелый правитель, вполне сознающий всю опасность и сложность своего высокого положения.

С первых лет царствования Карл столкнулся с проблемами, созданными проповедью Лютера в Германии. Поскольку папа противодействовал его избранию, у императора были основания объединиться с протестантами. Но он воспитывался в Испании[38] – самой католической из всех католических стран – и потому вступил в борьбу с протестантскими князьями, и прежде всего с курфюрстом Саксонским. Карл стоял перед угрозой раскола уже обветшавшего христианского мира на два противоборствующих лагеря. Его попытки воспрепятствовать расколу были энергичными и совершенно бесплодными. Германию охватила политическая смута, переплетавшаяся с сильнейшим религиозным брожением. Все это осложнялось нападениями на империю и на востоке, и на западе – со стороны его пылкого конкурента Франциска I, союзники которого, турки, неумолимо продвигались вперед, дошли до Венгрии и требовали дани от габсбургских владений. Хотя у Карла была испанская армия, собрать деньги в Германии оказалось чрезвычайно трудно.

Социальные и политические неурядицы осложнялись тем, что приходилось прибегать к разорительным займам.

Благодаря союзу с Генрихом VIII, Карл все‑таки добился успехов в борьбе против Франциска I и турок. Главным театром военных действий была Северная Италия; стратегия обеих сторон оказалась не на высоте, наступления и отступления зависели от прибытия подкреплений. Вторгшиеся во Францию немцы не смогли взять Марсель, потеряли Милан и заперлись в Павии. Франциск долго и безуспешно осаждал ее, был разбит подошедшим немецким резервом, ранен и оказался в плену. Тогда папа и Генрих VII, которых страшило усиление Карла, выступили против него. Не получавшие жалованья немецкие наемники коннетабля Бурбона принудили своего предводителя напасть на Рим, штурмом взяли город и разграбили его (1527 г.). Пока шла резня и грабеж, папа отсиживался в замке Св. Ангела, потом за 400 тысяч дукатов откупился. Десять лет беспорядочных войн разорили Европу, но Карл все‑таки победил в Италии, и папа короновал его в Болонье (1530 г.), – последняя подобная коронация германских императоров. Тем временем турки продолжали завоевывать Венгрию. Они убили венгерского короля (1526 г.) и захватили Будапешт[39], а в 1529 г. Сулейман Великолепный едва не взял Вену. Продвижение турок очень беспокоило императора, однако объединить германских князей было чрезвычайно трудно, хотя страшный враг стоял у самого порога. Франциск I по‑прежнему не соглашался на мир, началась новая война с французами. В 1538 г., после опустошения юга Франции, Карл все‑таки уговорил Франциска и они заключили союз против турок Тогда протестантские князья в Германии, решив окончательно порвать с папой, создали Шмалькальденскую лигу для борьбы с императором, и вместо того чтобы освобождать Венгрию, Карлу пришлось заняться Германией. Единственный выход он видел в оружии: разгорелась истребительная война, которая иногда затухала, переходя в интриги и дипломатические маневры. Этот мешок со змеями княжеских интересов так и дотащился до XIX века, снова и снова разоряя и обескровливая Центральную Европу.

Кажется, император так и не понял, какие силы породили грянувшую бурю. Для своего времени и положения он был исключительным человеком, и, однако же, как будто принимал раздиравшие Европу религиозные распри за плоды теологического разномыслия. В тщетных стараниях к примирению он собирал сеймы и советы, где вырабатывались всевозможные формулы и символы веры. Изучающему германскую историю приходится продираться сквозь дебри Нюрнбергского религиозного мира, договоренностей Ратисбонского сейма, Аугсбургского мира и т. п. Мы упомянули о них лишь как о подробностях беспокойной жизни самого могущественного из германских императоров. Вряд ли хоть один из всей плеяды правителей Европы действовал по искреннему побуждению. Глубокая религиозная смута, стремление народа к правде и справедливости, начавшееся распространение знаний становились пешками увлеченных своей хитроумной дипломатией игроков. Король Англии Генрих VIII (начинавший с книги против ереси и получивший за нее от папы титул «Защитника веры»), чтобы убрать свою первую жену ради юной Анны Болейн, а заодно и овладеть богатствами английской церкви, присоединился к компании протестантских государей (1530 г.). Швеция, Дания и Норвегия уже перешли на сторону протестантов.

Религиозная война в Германии началась через несколько месяцев после смерти Мартина Лютера (1546 г.). Не будем вдаваться в подробности военных действий. Саксонская армия протестантов была разгромлена при Лохау. Главного из противников императора, гессенского ландграфа Филиппа, заманили в ловушку. Туркам обещали ежегодную дань, и они отступили. В 1547 г., к великому облегчению императора, умер Франциск I, и все как‑то само собой образовалось. Карл предпринимал последние попытки достичь мира там, где было невозможно никакое умиротворение. В Германии опять вспыхнула война, и только поспешное бегство из Инсбрука спасло Карла от плена В 1552 г. договор в Пассау создал новое неустойчивое равновесие…

Таков краткий очерк политической жизни в империи на протяжении тридцати двух лет. Интересно отметить, с какой маниакальной настойчивостью умы европейцев обращались к идее преобладания в Европе. Ни турки, ни французы, ни англичане, ни немцы не проявляли политического интереса к великому американскому континенту и не придавали никакого значения новым морским путям в Азию. А в Америке уже свершались судьбоносные деяния: Кортес с кучкой конкистадоров завоевал для Испании великую неолитическую империю – Мексику; Писарро преодолел Панамский перешеек (1530 г.) и покорил еще одну страну чудес – Перу… Но все это воспринималось не более как дополнительный приток серебра в испанскую казну.

После договора в Пассау у Карла все отчетливее стало проявляться новое настроение. Императорское величие ему вконец надоело. Ощущение невыносимой тщеты всех этих европейских соперничеств овладело им. У него всегда было слабое здоровье, он страдал от подагры. Карл решил отречься от престола и передал суверенные права в Германии своему брату Фердинанду, а в Испании и Нидерландах – сыну Филиппу, после чего удалился в монастырь в Юсте, стоявший среди каштановых лесов на холмах к северу от долины Тахо, где и скончался в 1558 г.

О его отречении много писали в сентиментальном духе: величественный и разочарованный титан удалился от света, чтобы обрести в одиночестве мир с Господом. Но его уход вовсе не был аскетическим отшельничеством – при нем оставалось сто пятьдесят слуг; в роскошных апартаментах недоставало разве что придворной жизни, а Филипп II был послушным сыном, для которого отцовский совет являлся непреложным законом.

Карл потерял интерес к европейским делам, но у него оставались другие, близкие его сердцу желания. Прескотт[40] пишет:

 

Чуть ли не в ежедневной переписке между Кихадой и Гастелу и государственным секретарем в Вальядолиде не найдется почти ни одного письма, которое так или иначе не отражало бы аппетит императора и его болезни. Подобные сюжеты редко занимают столь важное место в сношениях с государственными службами. Наверное, секретарю трудно было сохранять серьезное лицо при чтении донесений, где политика прихотливо переплеталась с гастрономией. Курьер из Вальядолида в Лиссабон по четвергам привозил рыбу для постного пятничного стола, поскольку местная форель казалась Карлу мелковатой. Рыба занимала почетное место на императорском столе, наряду с лягушками и устрицами. Он любил вареные анчоусы и жалел, что мало привез их из Нидерландов, но всему предпочитал пироги с угрями…[41]

 

Еда и лечение! Возврат к простейшему. У Карла V не было привычки к книгам, но ему читали за трапезой, как Карлу Великому. Он развлекался механическими игрушками, музыкой и проповедями, а также все еще доходившими до него государственными делами. Смерть императрицы, к которой он был очень привязан, обратила Карла к религии, принявшей у него мелочно‑церемониальные формы: так, во время Великого поста он каждую пятницу до крови бичевал себя. Подобные упражнения, усугубленные подагрой, свидетельствовали о его ханжестве. Появление в Вальядолиде протестантского проповедника повергло Карла в бешенство: «Скажите от меня великому инквизитору и его Совету, чтобы все они были на своих местах, а секира разила бы корни зла, пока оно не распространилось…» При этом Карл выразил пожелание, чтобы в таком черном деле поступали без малейшего снисхождения, дабы «помилованный преступник не смог уже повторить злодеяние». В качестве примера он рекомендовал поступать как в Нидерландах, «где всех упорствовавших в своих заблуждениях сжигали заживо, а раскаявшимся отрубали головы».

Почти символической была озабоченность Карла своими похоронами, как будто он интуитивно предчувствовал смерть чего‑то великого, нуждающегося в завершении и обозначении. Он не только присутствовал на всех совершавшихся в Юсте погребениях, но и велел служить заупокойные мессы по далеким и давно скончавшимся покойникам, например по своей жене. Более того, он совершил обряд собственных похорон:

 

Вся часовня была обтянута черным, сотни восковых свечей не могли рассеять тьму. Монахи и весь двор в глубоком трауре столпились вокруг громоздкого черного катафалка, стоявшего посреди часовни. Отслужили заупокойную мессу, и среди подвываний монахов вознесли молитвы о приятии отошедшей души в обитель блаженных. Присутствовавшие не сдерживали своих слез, представляя смерть своего повелителя или, возможно, побуждаемые к этому изъявлению слабости состраданием. Закутанный темным плащом, Карл с горящей свечой в руках стоял среди всех, как свидетель собственных похорон. Скорбная церемония завершилась тем, что он передал свечу священнику в знак предания своей души Всемогущему.

 

Через два месяца после этого маскарада Карл скончался, а с ним – и недолгое величие Священной Римской империи. Его держава была уже разделена между братом и сыном и продолжала борьбу за существование вплоть до эпохи Наполеона, но разве что подобно умирающему инвалиду. Однако и по сей день эта традиция отравляет политическую атмосферу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.029 с.)