XXVII. Жизнь обычного человека в римской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XXVII. Жизнь обычного человека в римской империи



 

Прежде чем говорить о распаде Римской империи, создававшейся два века до нашей эры и процветавшей, начиная с эпохи Августа, еще два века, следует обратить внимание на жизнь в этом великом государстве самых обычных людей. Мы подошли к границе нашей эры, когда существование цивилизованного человека в римском мире и в Китае династии Хань все больше напоминало жизнь их современных потомков.

В это время в западном мире во всеобщее употребление вошли монеты; появилось много независимых людей, которые не были ни правительственными чиновниками, ни жрецами; люди свободнее, чем раньше, путешествовали, чему способствовало строительство дорог и постоялых дворов. По сравнению с полутысячелетней давностью жизнь стала гораздо раскрепощеннее. Около 500 г. до н. э. цивилизованные люди были привязаны к своей местности и традициям и жили в очень ограниченном пространстве; торговали и путешествовали только кочевники.

Однако ни римский, ни ханьский мир не представляли собой однородной цивилизации на всем своем протяжении. Существовали значительные местные различия и сильнейшие контрасты, наподобие тех, которые мы наблюдаем в современной Британской Индии. По огромному пространству были разбросаны римские гарнизоны и колонии, где поклонялись римским богам и говорили на латыни. Но в основанных еще до прихода римлян городах и поселениях продолжалась своя жизнь и почитание своих богов. В Греции, Малой Азии, Египте и на эллинизированном Востоке никогда не господствовал латинский язык, там безраздельно царил греческий. Савл из Тарса, ставший апостолом Павлом, был иудеем и римским гражданином, но говорил и писал по‑гречески, а не по‑еврейски или на латыни. Далее при дворе парфянской династии, свергнувшей в Персии греков Селевкидов и находившейся за пределами римского господства, в моде был греческий язык. А в некоторых частях Испании и Северной Африки, несмотря на уничтожение Карфагена, долго сохранялся карфагенский язык. В Севилье, процветавшей задолго до того, как мир узнал о существовании Рима, почиталась семитская богиня, и одно поколение за другим продолжали говорить на семитском языке, несмотря на соседство колонии римских ветеранов в Италике[20]. Император Септимий Север (193–211) говорил на родном карфагенском наречии, а латынь выучил как иностранный язык. Из сохранившихся документов известно, что его сестра так и не овладела латынью и управляла своим римским домом посредством пунического языка.

Но в таких странах, как Галлия и Британия, в римских провинциях Дакии и Паннонии (Венгрия к югу от Дуная), где раньше не было больших городов и храмов и не развивалась культура, происходила латинизация. Римская империя принесла туда начатки цивилизованной жизни. Возникали города и поселения, где латынь преобладала, где поклонялись римским богам и соблюдались римские обычаи и моды. Об экспансии латыни и поныне свидетельствуют ее разновидности: румынский, итальянский, французский и испанский языки. Северо‑Западная Африка также в значительной своей части латинизировалась, чего никогда не было в Египте, Греции и всей восточной части Империи. По культуре и своему духу она так и оставалась египетской или греческой. Даже в Риме греческий изучали как язык благородного сословия, а греческой литературе и науке отдавали предпочтение перед своей собственной.

Естественно, что в такой пестрой империи существовали самые разные способы исполнения работ и ведения дел. Главным занятием этого оседлого мира являлось сельское хозяйство. Мы уже говорили о том, что в Италии на смену зажиточным свободным земледельцам, главной опоре Римской республики, после Пунических войн пришли латифундисты‑рабовладельцы. Греки по‑разному вели хозяйство, начиная от Аркадии, где каждый свободный гражданин работал собственными руками, до Спарты, где труд считался бесчестием и все работы на земле производились рабами – илотами. Но это было уже глубокой историей, в эллинизированном мире широко распространилась система рабовладельческих латифундий. Сельскими рабами были пленники, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга, или дети рабов. Они не ощущали ни взаимной солидарности для борьбы с угнетением, ни своих прав и, оставаясь неграмотными, прозябали в невежестве. Несмотря на то что рабы составляли большинство населения, их восстания всегда оканчивались неудачей. В Италии сельские рабы в последние годы Республики и в начале Империи подвергались ужасным издевательствам. Для предотвращения побегов им выбривали половину головы или сажали по ночам на цепь. У них не было жен, хозяева могли подвергать их оскорблениям, увечьям и даже убить или продать для гладиаторских боев в цирк. Если раб убивал хозяина, всех рабов в доме распинали на крестах.

Но в некоторых частях Греции, прежде всего в Афинах, участь рабов была не такой ужасной, хотя и не менее отвратительной. В варварах, прорывавших защитные линии легионов, они видели не врагов, а освободителей.

Рабовладельческая система распространилась на большинство ремесел и на те работы, которые выполнялись коллективом: шахты и производство металлов, галеры, постройка дорог и больших зданий – везде требовались рабы. Они же исполняли большинство домашних работ. Но были и обедневшие свободные люди, а также вольноотпущенники, трудившиеся на самих себя или за плату: ремесленники, надсмотрщики и т. п. – конкуренты рабов. Нам ничего не известно о их доле среди остального населения. Вероятно, она сильно менялась в зависимости от места и времени. Кроме того, существовало немало разновидностей рабства – от тех, кого сажали на цепь и погоняли бичами, до тех, кому хозяин давал клочок земли или какую‑нибудь другую работу и даже позволял жениться, если, конечно, все это приносило ему доход.

Были и вооруженные рабы. В 264 г. до н. э., с началом Пунических войн, в Риме возродился этрусский обычай гладиаторских боев, который вскоре получил широкое распространение. Каждый римский богач содержал эскорт гладиаторов и иногда заставлял их сражаться в цирке, хотя они служили в его личной охране, а иногда использовались для тайных убийств. Были еще и ученые рабы. В эпоху поздней Римской республики под властью Рима оказались цивилизованные города Греции, Северной Африки и Малой Азии, откуда привозили высокообразованных рабов. Учителем молодого римлянина из хорошей семьи обычно был раб, а богатый человек мог иметь раба‑библиотекаря, рабов‑секретарей, рабов‑ученых и даже собственного поэта. В этой атмосфере рабства выработались традиции робкой, мелочной и вместе с тем сварливой литературной критики. Находились и такие предприимчивые люди, которые покупали способных мальчиков и давали им хорошее образование для последующей перепродажи. Рабов обучали профессиям переписчиков, ювелиров и т. п., требовавшим высокого мастерства.

В положении рабов за четыреста лет между республикой богачей и эпохой распада после великой чумы произошли значительные перемены. Во II веке до н. э. было обилие пленников при грубых и жестоких нравах, рабы не имели никаких прав и подвергались всевозможным притеснениям, но уже в I веке н. э. римская цивилизация относилась к ним совсем по‑иному. Во‑первых, количество пленных заметно уменьшилось, и рабов стали ценить. Их владельцы поняли, что от этих несчастных гораздо больше пользы, когда у них сохраняется чувство самоуважения. С поднятием нравственного уровня общества возникало понятие о справедливости. Более высокая греческая мораль служила противовесом бесчеловечности римлян. Жестокое обращение с рабами запрещалось, хозяин отныне не мог продавать их для боев с дикими животными, раб приобрел права собственности, peculium [21], его труд стали оплачивать, для рабов была признана определенная форма супружества. Многие отрасли сельского хозяйства, за исключением сезонных работ, не требуют труда больших коллективов. В таких местах рабы превращались в крепостных, плативших владельцу частью произведенных ими продуктов или работавших на него определенное количество времени.

Когда мы стали понимать, насколько неотъемлемым было рабство в Римской империи в первые два века нашей эры и сколь малую часть составляло свободное меньшинство, это дало нам ключ к уяснению причин ее разложения и краха. Там едва теплилась семейная жизнь, и лишь немногие дома отличались добрыми нравами, живой мыслью и стремлением к познанию. Школ было мало, свободное волеизъявление и свободомыслие вообще отсутствовали. Великолепные дороги и величественные руины, традиции законности и власти, оставленные Империей на восхищение потомков, не должны скрывать от нас того, что за ее внешним блеском стояло подавление личности, застойное мышление и извращенные страсти. Даже властное меньшинство в этом огромном мире подчинения и принуждения чувствовало себя ненадежно и несчастливо. Искусство и литература, наука и философия, рождающиеся как плоды свободного и смелого ума, в такой атмосфере увядали. Было много копирования и подражания, изобилие художественного ремесленничества и рабского педантизма услужливых ученых, но Римская империя за четыре столетия не произвела ничего такого, что могло бы соперничать со смелой и благородной деятельностью не очень большого города Афины всего за один век его величия. Александрия, как и Афины, пришла в упадок уже под властью Рима. Казалось, наступили такие времена, когда стал угасать сам дух человеческий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.007 с.)