Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Xli. Интеллектуальное возрождение в ЕвропеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В XII веке появилось немало признаков того, что европейский интеллект вновь обретает смелость и уверенность в себе и готов продолжать научные исследования греков и следовать умозрениям таких римлян, как Лукреций. Этому способствовали самые разные причины, включая запрет частных войн, более высокий уровень жизни и безопасности после Крестовых походов, которые, открыв новые горизонты, возбудили деятельность ума. Возрождалась торговля, города становились богаче, а жизнь в них – спокойнее. Поднимался уровень образования духовенства, что, в свою очередь, распространялось на мирян. В XIII и XIV веках быстро росли независимые и полунезависимые города; Венеция, Флоренция, Генуя, Лиссабон, Париж, Брюгге, Лондон, Антверпен, Висби, Берген – торговые центры, в которые стекалось множество приезжих, обменивающихся идеями и сведениями. Конфликты пап и государей, жестокие преследования еретиков порождали сомнения в правоте церкви и ставили под вопрос основополагающие понятия. Мы уже видели, что арабы стали посредниками в возвращении для Европы Аристотеля, а Фридрих II способствовал проникновению арабской философии и науки. Еще более важную роль в формировании умов сыграли евреи. Уже одно их существование было вопросительным знаком по отношению к претензиям церкви. Наконец, широко распространились тайные и притягательные опыты алхимиков, которые, пусть из низменных побуждений, способствовали плодотворному возвращению опытной науки. Это пробуждение умов не ограничивалось кругом образованных и независимых людей. Пробудился и разум простого человека чего в истории еще не случалось. Несмотря на власть духовенства и преследования еретиков, христианство несло в себе закваску умственного брожения. Оно напрямую связывало сознание каждого человека с Богом Праведности, и теперь люди самостоятельно могли высказывать суждения о государях, прелатах и даже о самой вере. Уже в XI веке возобновились философские диспуты, а в Париже, Оксфорде, Болонье и других городах возникли крупные университеты. Средневековые «схоластики» возвратились к дотошному исследованию таких проблем, как смысл и значение слов, – необходимой предпосылке для ясного мышления. Особняком стоял гениальный францисканский монах из Оксфорда Роджер Бэкон (1214–1292 гг.), основоположник современной опытной науки. Его имя заслуживает самого выдающегося места в истории, уступая разве что Аристотелю. Сочинения Бэкона представляют собой непрерывный монолог, направленный против невежества, в котором он обличал свой век, и уже это было невероятной дерзостью. Сегодня можно обвинять окружающий мир в гордыне, инфантильности, предрассудках, не подвергая опасности свою жизнь. Но средневековые люди страстно отстаивали свои убеждения и яростно отвергали любое сомнение. Труды Роджера Бэкона были яркой вспышкой среди окружающей тьмы. Порицание невежества сочеталось в них с богатством замыслов, направленных на умножение знаний. В его призыве к экспериментам и накоплению фактов возродился дух Аристотеля. «Опыты и еще раз опыты» – вот лейтмотив учения Роджера Бэкона. Но в своей оценке Аристотеля Бэкон ошибался, чему виной ужасные латинские переводы – единственный источник, по которому можно было познакомиться с учением великого философа. «Будь на то моя воля, – писал он с обычной своей несдержанностью, – я сжег бы все книга Аристотеля, поскольку их изучение приводит лишь к напрасной трате времени, порождает заблуждения и поощряет невежество». Пожалуй, и сам Аристотель согласился бы с этим мнением, окажись он вдруг в тогдашнем мире, где его труды не столько читали, сколько превозносили до небес, да еще, как показал Бэкон, в ужасных переводах. Во всех своих книгах, слегка подправленных так, чтобы соответствовать официальному правоверию и не поплатиться тюрьмой, а то и жизнью, Бэкон восклицал: «Довольно подчиняться догмам и авторитетам, взгляните на окружающий мир!» Бэкон обличал четыре источника невежества: почитание авторитетов, следование обычаям, невежественность толпы и не желающую ничему учиться гордыню. Если преодолеть их, перед человечеством откроется мир всемогущества:
Возможны огромные плавательные машины без весел, пригодные для рек и океанов, управляемые одним человеком и двигающиеся гораздо быстрее, чем если бы на них было множество гребцов. Повозки можно сделать такими, чтобы они без тягловых животных двигались cum impetu inaestimable[32]. Возможны также летательные машины, внутри которых находится человек, управляющий устройством, посредством которого приводятся в действие искусственные крылья, наподобие птичьих.
Так писал Роджер Бэкон, но прошло еще три столетия, прежде чем люди начали исследовать силы природы. Исламский мир не только привил христианам вкус к философии и алхимии, он научил их делать бумагу. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно это сделало возможным интеллектуальное возрождение в Европе. Бумага пришла из Китая, где появилась, вероятно, во II веке до н. э. В 751 г. китайцы напали на арабов в Самарканде, но потерпели поражение, а среди взятых арабами пленников оказались бумажные мастера, от которых было перенято их искусство. До нас дошли бумажные арабские рукописи, относящиеся к IX веку. В Европу бумага пришла через Грецию или после захвата арабских бумажных мельниц во времена Реконкисты в Испании. Бумагу хорошего качества европейцы научились делать только в конце XIII века, а в XIV веке ее стали производить в Германии. Еще через сто лет бумага подешевела настолько, что книгопечатание могло приносить прибыль. Естественно, именно тогда оно и возникло, и интеллектуальная жизнь человечества вступила в новую эпоху – она перестала быть тонкой струйкой, перетекавшей от одного ума к другому, а превратилась в широкий поток, захвативший сначала тысячи, а потом десятки и сотни тысяч людей. Непосредственным результатом изобретения книгопечатания явилось, с одной стороны, множество изданий Библии, а с другой – удешевление школьных учебников. Быстро распространилась грамотность. Книг стало много, они были просты для чтения и понимания. Вместо того чтобы корпеть над неразборчивым текстом и гадать о его смысле, читатель полностью освобождал свой ум для обдумывания прочитанного. Книга перестала быть изощренной игрушкой или непостижимой тайной, доступной лишь ученым. Появились книги специально для простых людей, не на латыни, а на разговорных языках. С XIV века начинается настоящая история европейской литературы. Мы рассмотрели исламский вклад в европейское возрождение. Обратимся теперь к влиянию монгольских завоеваний, которые в сильнейшей степени стимулировали географические представления европейцев. При Чингис‑хане Азия и Западная Европа имели возможность беспрепятственного общения: были открыты все дороги, и ко двору в Каракоруме прибывали посланники всех наций. Барьеры между Европой и Азией, воздвигнутые враждой христиан и мусульман, исчезли. Папство надеялось на обращение монголов в христианство. До сих пор их религией был шаманизм, одна из разновидностей первобытного язычества. При монгольском дворе находились папские легаты, буддистские священники из Индии, французские, итальянские и китайские ремесленники, византийские и арабские купцы, арабские чиновники, персидские и индийские астрономы и математики. В истории слишком много говорится о походах и зверских убийствах, совершенных монголами, и совсем мало об их любознательности и стремлении учиться. Пусть не как творческий народ, а как передатчик знаний, они оказали сильнейшее влияние на мировую историю. То, что известно о романтических фигурах Чингис‑хана и Хубилая, показывает этих монархов не менее проницательными и созидательными, чем яркий, но эксцентричный Александр Македонский или энергичный, но безграмотный Карл Великий. Одним из самых интересных людей, посетивших монгольский двор, был венецианец Марко Поло, который написал об этом книгу. Он прибыл в Китай около 1272 г. вместе с отцом и дядей, уже побывавшими здесь. Старшие Поло (первые из латинских людей, которых увидел великий хан) произвели на хана большое впечатление, и он просил их прислать учителей и ученых, которые объяснили бы ему христианскую веру. Трое путешественников отправились через Палестину, а не через Крым, как в первый раз. Хан просил привезти ему масла из лампады у Гроба Господня в Иерусалиме, куда они и отправились, а потом, через Киликию[33], далее в Армению. Так далеко на север они отклонились потому, что султан Египта воевал в это время с монголами. Далее их путь лежал через Месопотамию и Ормуз к Персидскому заливу. В Ормузе путешественники встретили индийских купцов. По каким‑то причинам они не сели на корабль, а повернули к северу и направились через персидские пустыни Балх и Памир к Кашгару, а затем через Лобнор по долине реки Хэйхэ достигли Пекина. Хубилаю особенно понравился юный и сообразительный Марко, очевидно хорошо изучивший монгольский язык, – его даже посылали с официальными поручениями в Юго‑Западный Китай. Рассказ Марко Поло об обширной процветающей стране, где «повсюду устроены удобные постоялые дворы для путешественников» и «произрастают превосходные виноградники, поля и сады», о «множестве монастырей» с буддийскими монахами, о мастерских, где «вырабатываются шелковые, золототканые и другие тонкие материи», о «непрерывной чреде городов и поселений» – все это сначала вызвало недоверие, а потом разожгло воображение европейцев. Он поведал о Бирме, о ее великих армиях с сотнями боевых слонов, о том, как их победили монгольские лучники, и о завоевании этой страны. Марко Поло рассказал о Японии, сильно преувеличив легенды о японском золоте. Три года он правил городом Яньчжоу и, вероятно, поразил китайцев тем, что оказался для них не таким чужим, как монголы. Возможно, он ездил с поручениями в Индию. По китайским источникам, какой‑то Поло в 1277 г. состоял в императорском совете – ценное подтверждение достоверности его книги. Книга Марко Поло произвела на европейцев глубочайшее впечатление. В литературе, особенно романтической, относящейся к XV веку, мы встречаем географические названия из сочинения Марко Поло – Катай (Северный Китай), Камбулак (Пекин) и т. п. Через два столетия «Путешествие Марко Поло» прочел генуэзский моряк Христофор Колумб, у которого возникла великая мысль – отправиться на корабле на запад вокруг света, чтобы достичь Китая. В Севилье хранится экземпляр «Путешествия» с его пометками. Своим замыслом генуэзец обязан многим причинам. До захвата Константинополя турками в 1453 г. этот город был всемирным торговым посредником между Западом и Востоком, и генуэзцы беспрепятственно вели там свои дела. Однако их смертельные враги венецианцы были союзниками турок против греков, и завоеватели Византии косо поглядывали в сторону Генуи. Сама собой напрашивалась идея западного пути в Китай, тем более что уже был изобретен компас, благодаря которому мореплаватели не зависели от ясной ночной погоды для определения курса по звездам. Норманны, каталонцы, генуэзцы и португальцы стали выходить в Атлантический океан и достигали Мадейры, Канарских и Азорских островов. Колумбу пришлось преодолеть множество трудностей, чтобы получить корабли для воплощения своей идеи. Он ездил от одного европейского дозора к другому и, наконец, в только что отвоеванной у мавров Гранаде, заручившись покровительством испанских монархов Фердинанда и Изабеллы, вышел в море на трех небольших кораблях. После шестидесяти девяти дней плавания Колумб высадился на земле, которую принял за Индию. На самом деле это оказался континент, Старому Свету совершенно неизвестный[34]. Он возвратился в Испанию с золотом, хлопком, диковинными зверями и двумя раскрашенными индейцами, которых тут же окрестили в католическую веру. Колумб до конца своих дней был уверен, что доплыл до Индии – только через несколько лет европейцы поняли, что он открыл новый континент. Успех Колумба в огромной степени стимулировал заокеанские исследования. В 1497 г. португальцы, обогнув Африку, достигли Индии, а в 1515 г. их корабли появились на Яве. Португальский моряк на испанской службе Магеллан отправился с пятью кораблями на запад (1519 г.), и один из них, «Виктория», через три года возвратился в Севилью, впервые совершив кругосветное плавание. Из двухсот восьмидесяти человек команды уцелел только тридцать один. Сам Магеллан был убит на Филиппинских островах. Изобретение бумаги для книгопечатания, кругосветное плавание, зрелище неизвестных доселе земель, растений и животных, а также непривычных обычаев и нравов наряду с заморскими открытиями и познаниями тайн неба мощным потоком обрушились на головы европейцев. Давно забытые и погребенные греческие классики благодаря печатному станку оживляли умы прозрениями Платона и традициями республиканской свободы. Когда‑то римское владычество принесло с собой законность и порядок, впоследствии возрожденные церковью, однако и в языческом, и в христианском Риме любознательность и новшества ограничивались. Теперь власть латинского мировоззрения подходила к концу. Между XIII и XVI веками европейские арийцы благодаря стимулирующему влиянию семитов и монголов, а также заново открытым греческим классикам оторвались от латинской традиции и возглавили интеллектуальный и материальный прогресс человечества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.013 с.) |