Сопоставление суждений в дискуссиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление суждений в дискуссиях



 

Отчетливое представление об отношениях, в которых могут находиться суждения, позволяет логически грамотно анализировать высказывания участников дискуссий. Бывают ситуации, когда логический анализ показывает совместимость различных по структуре суждений. Нередко это случается с частными суждениями. Пропонент утверждает, что «Некоторые S есть Р»; оппонент настаивает, что «Некоторые S не есть Р». На поверку же выходит, что эти суждения не исключают друг друга, а являются частично совместимыми и оба могут оказаться истинными.

В спорах и дискуссиях могут смешиваться противоречащие и противоположные суждения. Например, обвинитель утверждает, что в рассматриваемом случае имело место убийство (р), которое совершено умышленно (q). Защитник не отрицает факта убийства (р), но считает, что оно было совершено без умысла (˥q). Каждый из них считает, что эти утверждения – (р ∧ q) и (р ∧ ˥q) исключают друг друга как альтернативные. В действительности же оказывается, что эти высказывания находятся в отношении противоположности.

В этом легко убедиться с помощью таблицы 14. Анализ показывает, что эти высказывания несовместимы, поскольку ни в одной строке не являются одновременно истинными. Вместе с тем они могут быть ложными (3‑я и 4‑я строки), значит, находятся в отношении противоположности. Отсюда следует, что если будет показана в целом несостоятельность утверждения обвинителя, то это еще не означает правоту защитника. Точно так же опровержение утверждений защитника логически не обязывает принимать точку зрения обвинителя. Может оказаться, что оба утверждения ложны и задача сведется к поиску нового объяснения фактам.

Таблица 14

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие сложные суждения являются несравнимыми и какие – сравнимыми?

2. На какие виды делятся сравнимые суждения?

3. На какие виды совместимости делятся сложные суждения?

4. Какие значения принимают эквивалентные отношения совместимости и несовместимости?

 

 

Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ

 

Суждение как форма мышления содержит основную и дополнительную информацию. Основная информация содержится в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторе. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют в контексте.

Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

В общем виде модальность суждения (р) может быть представлена с помощью оператора М, по схеме Мр, например: «Необходимо р». Модальные характеристики суждений обычно выражают парными категориями: необходимость – случайность, обязанность – запрещение, доказано – опровергнуто и т. п. Одна из таких характеристик считается сильнойМ (например, необходимость), другая же, определяемая через отрицание первой, считается слабой˥М (например, случайность). Сильная характеристика может быть положительной – Мр или отрицательной – M˥р. В равной мере это относится к слабой характеристике (˥М˥р или ˥Мр).

Следует иметь в виду, что применяемые к суждениям модальные операторы характеризуют не само р как суждение, а выраженную в нем дополнительную информацию: логическую связь, фактическую детерминированность, оценку каких‑то явлений, характер предписания и другие содержательные аспекты высказывания.

Рассмотрим важные в познавательном отношении и имеющие особое значение для правового мышления эпистемическую, деонтическую и элегическую модальности суждений.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое модальность суждений? Приведите определение.

2. Какими операторами выражается модальность? В общем виде? Сильная? Слабая? Положительная и отрицательная?

 

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

 

Эпистемическая [28]  модальность – это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т. п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их принятия. Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающие веру; второй тип – логически обоснованные суждения, выражающие знание.

Вера. К внелогическим факторам, влияющим на принятие суждений, относятся: мнение авторитетов, прагматический интерес, традиции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подобного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их основе различного рода верований. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными – различною рода националистические доктрины, религиозный фанатизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

Если модальным оператором В обозначить верование, т. е. принятие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет означать: «р принимается на основе веры».

Знание. Фактор логического воздействия – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие. Особенность рационально ориентированного познания – принятие лишь таких суждений, которые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус знаний: К(р), где К – модальный оператор, обозначающий «знание».

По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: 1) достоверные и 2) проблематичные.

1) Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.

Модальность таких суждений можно выразить с помощью операторов: доказанности (верифицированности) – V и опровергнутости (фальсифицированности) – F. Суждение р доказано, если оно достаточно обосновано: Vp. Если достаточно обосновано отрицание суждения, т. е. не‑p, то такое суждение также считается доказанным: V˥р. Например, доказано суждение «Неверно, что Н. принимал непосредственное участие в совершении преступления», если установлено алиби, т. е. факт пребывания Н. во время совершения преступления в другом месте.

Таким образом, о любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном, или верифицированном, т. е. Vр ∨ V˥р.

Достоверные суждения могут быть выражены с помощью оператора опровергнутости: Fр ∨ F˥р.

Операторы доказанности и опровергнутости могут быть выражены один через другой. Так, доказанность р эквивалентна опровержению не‑p, а доказанность не‑p эквивалентна опровержению р. Эту эквивалентность можно представить в следующем виде:

Vp ≡ F˥р;

V˥р ≡ Fр.

Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и ложности, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т. е. истинным или ложным без изменения по степеням.

Следует отметить, что в психологическом плане достоверное знание характеризуется отсутствием сомнений в истинности соответствующего суждения. Однако отсутствие сомнений само по себе еще не говорит о достоверности суждения, которое признается таковым лишь при наличии соответствующих оснований – логических или эмпирических.

2) Проблематичные суждения – это суждения, недостаточно обоснованные. Истинность или ложность таких суждений точно не установлена, поэтому их называют проблематичными, правдоподобными, или вероятными.

В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: «по‑видимому», «вероятно», «представляется», «возможно», «можно предположить» и др. Для проблематичных суждений принято выражение: «S, вероятно, есть Р». Проблематичность какого‑либо суждения (р) можно выразить оператором Р; выражение Рр читается: «Вероятно, р».

Проблематичность суждения р может быть выражена в терминах доказанности и опровергнутости:

Рр = ˥Vр ∧ ˥Fp.

В судебном исследовании в форме проблематичных суждений строятся версии (гипотезы) об обстоятельствах расследуемых дел. Они направляют расследование по правильному руслу и помогают установлению достоверных результатов.

Требование доказанности предъявляется ко всем суждениям в судопроизводстве. Судебный обвинительный приговор по уголовному делу и решение суда по гражданскому делу должны опираться на достоверно установленные обстоятельства каждого конкретного дела. Только в этом случае решение суда считается правосудным.

Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности. Логическая вероятность суждения означает степень его обоснованности. Если обозначить вероятность символом Р, то для любого суждения р его вероятность принимает значение 0 ≤ Р(р) ≤ 1. 0 и 1 выступают пределами обоснования, выражая достоверное значение. Так, Р(р) = 0 означает, что р фальсифицировано, или опровергнуто (р ложно). Поскольку вероятность проблематичного суждения принимает числовое значение в интервале между 0 и 1, т. е. 0 < Р(р) < 1, ее обычно выражают дробью, например, Р(р) = 1/3 или Р(р) = 0,2. Если Р(р) = 1, это означает, что р верифицировано, или доказано (р истинно).

В простейших случаях, когда оперируют однотипными и равными по их логической силе основаниями, степень вероятности суждения определяется отношением числа благоприятных оснований (m) к общему их числу (n): Р(р) = m/n. Так, если для суждения р из 10 оснований (n) 8 оказались благоприятными (m), то степень его обоснованности, или логической вероятности, будет выражаться дробью 8/10 = 4/5, т. е. Р(р) = 4/5.

В случае благоприятности всех 10 возможных оснований вероятность будет выражаться соотношением Р(р) = 10/10 = 1. Это значит, что высказывание р считают достоверным. Если все 10 оснований окажутся неблагоприятаыми, то вероятность р будет равна 0: Р(р) = 0/10 = 0. Это означает, что р оценивается как ложное.

В большинстве случаев в качестве оснований выступают разнотипные и различные по доказательной силе высказывания. Их обычно оценивают содержательно, с учетом различного «веса» каждого из них. В обычных рассуждениях нередко прибегают к следующей приблизительной градации вероятностей:

1) Р(р) = 1/3 – «р» маловероятно;

2) Р(р) = 1/2 – «р» равновероятно;

3) Р(р) > 1/2 – «р» более вероятно, чем нет;

4) Р(р) > 2/3 – «р» весьма вероятно.

Практически и теоретически обоснованные оценочные стандарты дают возможность объективно определять в вероятностной форме действительное логическое значение проблематичных суждений.

Обоснованность как объективную логическую характеристику суждения следует отличать от понятия уверенности, выражающего субъективно‑психологическое отношение человека к высказыванию, его готовность принять или отвергнуть соответствующее суждение. Когда говорят, например, «Я уверен, что X совершил преступление»; «Я убежден, что свидетель заблуждается»; «Я считаю, что обвиняемый неверно описывает обстоятельства преступления», то, как правило, выражают субъективное отношение к содержанию высказываний – склонность принять или отвергнуть выраженную в них информацию.

Когда исследователь проявляет беспристрастность и ставит своей задачей найти объективную истину, его чувство уверенности определяется рациональными, логическими основаниями и зависит прежде всего от степени обоснованности суждения.

Если вероятностная оценка суждения прямо влияет на степень уверенности, то обратное имеет место не всегда. Высокая степень уверенности не означает, что она возникла как результат обоснованности суждения. Помимо логических оснований, чувство уверенности может возникнуть под влиянием и других, внелогических факторов, которые не всегда явно осознаются и не всегда контролируются. К ним относятся различного рода интересы, утилитарные соображения, субъективные склонности, привычки и т. п. Желаемое в этом случае непреднамеренно может быть выдано за действительное.

Именно поэтому при анализе важного в практическом отношении суждения следует различать такие логически проверяемые модальные характеристики, как степень обоснованности и субъективное чувство уверенности в истинности этого суждения. В научном исследовании, в деятельности юриста обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое эпистемическая модальность? На какие виды она делится?

2. Какими операторами выражаются достоверные и проблематичные суждения?

3. Как используется теория вероятности для обоснования проблематичных суждений?

 

ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

 

Деонтическая [29]  модальность – это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого‑либо к конкретным действиям.

Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.

Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических санкций.

Необходимыми компонентами правовой нормы являются следующие:

1) авторитет – орган, установивший норму;

2) адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;

3) диспозиция – подлежащее исполнению действие;

4) деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;

5) санкция – юридические последствия неисполнения предписания.

Среди отмеченных компонентов правовой нормы наибольший интерес для модального анализа имеет деонтическая характеристика нормы как регулятора правоотношений. В правоотношении праву всегда соответствует обязанность, и, наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Это можно проследить на примерах любых правоотношений. Так, праву покупателя на полученные вещи в сделке купли‑продажи соответствует обязанность продавца передать купленную вещь покупателю.

Право и обязанность как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с помощью деонтических операторов:

О – обязывание;

F – запрещение;

Р – разрешение.

Символом d обозначают регулируемое действие; символами х, у, z – субъектов правоотношения.

В соответствии с деонтическими операторами различают правовые нормы: 1) правообязывающие, 2) правозапрещающие и 3) правопредоставляющие. Рассмотрим кратко специфику этих норм.

1) Правообязывющие нормы формулируют с помощью слов: «обязан*, «должен», «надлежит», «признается» и других. Так, одно из процессуальных требований гласит: «Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок». Пример из гражданского права: «Организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей».

Грамматически правообязывание может быть выражено и в форме констатации, например: «Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела». «Приговор выносится именем Российской Федерации» – следует понимать как долженствование и обязанность, а не как констатацию факта.

Символически правообязывание можно выразить в следующем виде – O(d), что означает «действие d подлежит обязательному исполнению». Когда речь идет о правообязывании в области гражданских правоотношений, то обычно фиксируют и участников правоотношений (х, у). В этом случае правообязывание можно представить в такой записи О (х, d, у), которая читается: «х обязан выполнить действие d в пользу у».

2) Правозапрещающие нормы формулируют с помощью слов: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается» и других. Например: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер». Уголовное судопроизводство предусматривает: «Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или санкции прокурора».

Символически правозапрещение можно выразить в следующем виде: F(d), что означает «действие d запрещается».

Особый вид правозапрещающих предписаний – нормы уголовного права. В них дается описание самого действия и приводится соответствующая юридическая санкция, что прямо указывает на правозапретный характер нормы. Например: «Убийство, совершенное по неосторожности, наказывается лишением свободы на срок...»

Правозапрещение в этом случае выражают схемой: d → S, которая означает: если совершено действие d, то применяется санкция S.

3) Правопредоставляющие нормы формулируют с помощью слов: «имеет право», «может иметь», «может применять» и других. Например: «Наниматель жилого помещения имеет право в любое время расторгнуть договор». «Лицо, сдавшее вещи на хранение, вправе в любое время потребовать их обратно». Уголовно‑правовая норма предписывает: «В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в деле граждане» и т. п.

Правопредоставление символически можно выразить следующим образом: P(d), т. е. предоставляется право выполнить d.

Из указанных деонтических операторов (О, F, Р) первые два – обязывание и запрещение – относятся к сильным деонтическим характеристикам, а разрешение является слабой характеристикой.

Обязанность и запрещение могут быть выражены друг через друга: обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Символически эту запись можно выразить схемой:

O(d) ≡ F(˥d).

«Разрешение» как слабая деонтическая характеристика выражается через сильную – через обязывание и запрещение – по схеме:

P(d) ≡ ˥O(d) ∧ ˥F(d).

Выражение читается: «Разрешение выполнить действие d означает, что выполнение d не обязательно и не запрещено».

Рационально построенная нормативно‑правовая система должна удовлетворять минимальным модальным деонтическим требованиям:

1) непротиворечивости; 2) сбалансированности; 3) полноты.

1. Деонтическая непротиворечивость проявляется в том, что система права исключает деонтически несовместимые нормы. К несовместимым относятся нормы, в которых одним и тем же участникам правоотношений одновременно приписывается:

1) O(d) ∧ О(˥d) – обязанность выполнять d и не‑d;

2) F(d) ∧ F(˥d) – запрещение выполнять d и не‑d;

3) O(d) ∧ F(d) – обязанность и запрет выполнять d.

2. Деонтическая сбалансированность проявляется в том, что в правовой системе для всякой правопредоставляющей нормы предусмотрена соответствующая ей правообязывающая норма. Дисбаланс проявляется как в том случае, когда предоставленные права не подкрепляются обязанностями и тем самым их исполнение не получает правового обеспечения, так и в случае, когда для многочисленных обязанностей нет соответствующих правопредоставлений. В обоих случаях правовая система будет деонтически некорректной и тем самым односторонней и неэффективной.

3. Деонтическая полнота означает, что в системе регулируются все предусмотренные в данной предметной области действия и в ней нет нерегулируемых действий. В этом случае о системе можно сказать: «Все, что в ней не запрещено, – разрешено, и наоборот». Однако такая полнота – редкое явление для деонтических систем. Она возможна лишь в очень узких, технически строго ограниченных областях.

В правовой системе деонтическая полнота, как правило, недостижима, так как социальные отношения чрезвычайно изменчивы и не всегда предсказуемы.

С изменением социально‑экономических отношений не исключено появление действий, которые еще не получили правового урегулирования.

В гражданском праве деонтическая неполнота системы решается с помощью аналогии права и закона. Попытка решить проблему полноты нашей уголовно‑правовой системы с помощью института аналогии закона исторически оказалась несостоятельной. Российский уголовный закон отказался от института аналогии. Единственный выход из затруднения в условиях деонтической неполноты уголовного закона – это активность и оперативность законодателя в подготовке и принятии норм, регулирующих новые правовые отношения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какая модальность называется деонтической?

2. Что представляют собой нормативные предписания? Назовите компоненты правовых норм.

3. Какими деонтическими операторами обозначаются фундаментальные характеристики правоотношений?

 

АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

 

Алетическая [30]  модальность – это выраженная в суждении в терминах необходимости‑случайности либо возможности‑невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.

Истинность или ложность суждений должна быть обоснована. Основаниями могут быть либо структурно‑логические характеристики суждений, либо их соотношение с действительностью. В соответствии с этим различают: 1) логическую модальность и 2) фактическую модальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.051 с.)