Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спасение Махараджи Нанды из плена варуныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говардхана‑пуджа была устроена в день новолуния. После этого в течение семи дней на Вриндаван обрушивались ливни и град, посланные царем Индрой. По истечении девяти дней прибывающей луны царь Индра вознес поклонение Господу Кришне, и тогда все разрешилось благополучно. После этого, на одиннадцатый день полной луны ‑ в экадаши ‑ Махараджа Нанда постился весь день, а рано утром следующего дня ‑ в двадаши ‑ отправился к Ямуне, чтобы совершить омовение. Он зашел глубоко в воду и был тут же схвачен одним из слуг Варунадевы. Этот слуга привел Махараджу Нанду к полубогу Варуне и обвинил в том, что он купался в реке в неурочное время. Согласно астрономическим расчетам, время, когда Махараджа Нанда совершал омовение, было временем демонов. Махараджа Нанда хотел искупаться в Ямуне рано утром, перед восходом солнца, но случилось так, что он пришел слишком рано, в неблагоприятное для омовения время. Поэтому его и схватили.
Когда слуга Варуны увел Махараджу Нанду, друзья Нанды стали громко звать Кришну и Балараму. Кришна и Баларама тут же поняли, что произошло, и отправились в чертоги Варуны, поскольку Они всегда готовы защищать жителей Вриндавана, Своих чистых преданных. Преданные, для которых Верховный Господь ‑ единственное прибежище, естественно обращаются к Нему за помощью, подобно тому как дети всегда ищут защиты у родителей. Варуна принял Господа Кришну и Балараму с большими почестями и сказал: "О Господь! Только сейчас, благодаря Твоему присутствию, исполнилось предназначение моей жизни в теле полубога Варуны. Хотя я владею всеми богатствами подводного мира, я знаю, что не богатства делают нашу жизнь совершенной. Только сейчас, увидев Тебя, я достиг цели жизни, ибо благодаря этому мне не придется больше получать материальное тело. О Господь, о Верховная Личность, Верховный Брахман и Сверхдуша всего сущего, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты ‑ верховная трансцендентная личность, неподвластная материальной природе. Я очень сожалею, что мой глупый слуга, не знающий, что можно и чего нельзя делать, по ошибке задержал Твоего отца, Махараджу Нанду. Я прошу у Тебя прощения за его проступок. Полагаю, все это задумал Ты Сам, чтобы явить мне милость, почтив меня Своим присутствием. О Господь Кришна, о Говинда, будь же милостив ко мне ‑ вот Твой отец. Можешь сейчас же увести его отсюда!"
Так Господь Кришна, Верховная Личность Бога, освободил Своего отца и вернул его друзьям, к их великой радости. Махараджа Нанда был удивлен тем, что полубог, владеющий несметными богатствами, так благоговел перед Кришной. Это поразило Нанду, и, не переставая удивляться, он стал рассказывать о происшедшем друзьям и родственникам.
Хотя Кришна часто совершал подобные чудеса, Махараджа Нанда и Яшода не могли и подумать, что Он ‑ Верховная Личность Бога. Для них Он всегда оставался любимым сыном. Поэтому Махараджа Нанда не мог допустить, что Варуна поклонялся Кришне потому, что Кришна ‑ Бог. "Кришна такой замечательный ребенок, ‑ думал он, ‑ что Его почитает даже Варуна". Друзья Махараджи Нанды, пастухи, загорелись желанием узнать, действительно ли Кришна Бог и может ли Он даровать им освобождение. Когда они говорили об этом между собой, Кришна понял, что у них на уме, и, желая уверить их в том, что они обязательно попадут в духовное царство, показал им его. Большинство людей в материальном мире трудятся не покладая рук и не знают о существовании другого, духовного, мира ‑ духовного царства, где жизнь вечна, исполнена блаженства и знания. В "Бхагавад‑гите" сказано, что человек, достигший духовной обители, никогда не возвращается в материальный мир ‑ в юдоль смерти и страданий.
Верховный Господь Кришна всегда стремится сообщить обусловленным душам, что далеко, далеко за материальным небом находится духовное царство, которое запредельно бесчисленным вселенным, созданным из совокупной материальной энергии. Кришна, несомненно, очень добр ко всем обусловленным существам, но, как сказано в "Бхагавад‑гите", Он особенно благоволит к Своим чистым преданным. Услышав вопросы пастухов Вриндавана, Кришна немедленно решил, что должен показать им духовное небо и планеты Вайкунтхи.
В материальном мире все обусловленные души пребывают во мраке невежества. Это означает, что все они находятся во власти материальных представлений о жизни. Каждый думает, что он принадлежит к материальному миру, и потому все живые существа, в каких бы телах они ни находились, действуют во тьме невежества. Деятельность тела определенного типа называется кармой, или деятельностью, приносящей плоды. Все обусловленные души, находясь во власти телесных представлений о жизни, действуют в соответствии с типом тела, которое получили. Эта деятельность предопределяет их будущую материальную жизнь. И поскольку они почти ничего не знают о духовном мире, они, как правило, не занимаются духовной деятельностью, называемой бхакти‑йогой. Когда те, кто достиг успеха в бхакти‑йоге, оставляют тело, они попадают прямо в духовный мир, на одну из планет Вайкунтхи. Все жители Вриндавана ‑ чистые преданные. Покинув тело, они переносятся на Кришналоку и поднимаются даже выше Вайкунтхалок. Те, кто всегда находится в сознании Кришны и достиг зрелости в чистом преданном служении, получают возможность после смерти общаться с Кришной в одной из материальных вселенных. Кришна являет Свои игры беспрерывно в различных вселенных. Как солнце постоянно проходит над разными странами на нашей планете, кришна‑лилы, божественное явление и игры Кришны, также проходят непрерывно либо в этой, либо в других вселенных. Преданные, достигшие зрелости и в полной мере обладающие сознанием Кришны, попадают в ту вселенную, где должен явиться Кришна. Там они впервые получают возможность общаться с Кришной лично. Благодаря этому они продолжают совершенствоваться, как видно на примере вриндавана‑лилы Кришны на нашей планете. Кришна показал жителям Вриндавана планеты Вайкунтхи, чтобы они знали, что их ожидает в будущем. Он показал им вечное, нетленное духовное небо, которое беспредельно и исполнено знания. В материальном мире существуют разные формы жизни, и знание дается в соответствии с уровнем, на котором находятся живые существа. Например, живое существо в теле ребенка обладает меньшим знанием по сравнению с тем, кто находится в теле взрослого человека.
В мире много разных живых существ в телах рыб, растений, пресмыкающихся, насекомых, птиц и зверей, цивилизованных и нецивилизованных людей. Выше людей стоят полубоги, чараны и сиддхи, а также те, кто живет на Брахмалоке, в обители Господа Брахмы. Эти полубоги тоже наделены знанием в неодинаковой степени. Но за пределами материального мира, в духовном небе, все живые существа обладают совершенным знанием, поэтому они с любовью и преданностью служат Господу на планетах Вайкунтхи или на Кришналоке.
Как сказано в "Бхагавад‑гите", обладать совершенным знанием ‑ значит понимать, что Кришна ‑ это Верховная Личность Бога. В Ведах и в "Бхагавад‑гите" также говорится, что брахмаджьоти, духовное небо, не освещено ни солнцем, ни луной, ни огнем. Все планеты там сами излучают свет и существуют вечно. В брахмаджьоти, в духовном небе, ничего не создается и не уничтожается. В "Бхагавад‑гите" сказано, что за пределами материального неба простирается другое, вечное духовное небо, где все нетленно. Познать духовное небо могут только великие мудрецы и святые, которые преодолели три материальные гуны, посвятив себя преданному служению, то есть деятельности в сознании Кришны. Только тот, кто постоянно находится на трансцендентном уровне, способен познать духовную обитель.
Поэтому каждый должен заниматься бхакти‑йогой и все время находиться в сознании Кришны ‑ тогда он сможет выйти из‑под влияния гун материальной природы. Человеку, обладающему сознанием Кришны, совсем нетрудно понять природу духовного неба и Вайкунтхалоки. Всегда оставаясь в сознании Кришны, жители Вриндавана с легкостью осознали трансцендентную природу Вайкунтхалок.
И вот Кришна привел всех пастухов во главе с Махараджей Нандой к заводи, где впоследствии Акруре были показаны планеты Вайкунтхи. Они сразу вошли в воду и увидели настоящие Вайкунтхалоки. Созерцая духовное небо и Вайкунтхалоки, Махараджа Нанда и другие пастухи испытали величайшее блаженство, а выйдя из заводи, они увидели, как Кришне поклоняются олицетворенные Веды, возносящие вдохновенные молитвы.
На этом заканчивается двадцать восьмая глава книги Бхактиведанты "Кришна", которая называется "Спасение Махараджи Нанды из плена Варуны".
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ Танец раса. Пролог
В "Шримад‑Бхагаватам" говорится, что танец раса проходил в ночь полнолуния в осеннюю пору ‑ шарат. Из предыдущих глав явствует, что Говардхана‑пуджа была устроена сразу после новолуния в месяц картика, а затем состоялась церемония бхратри‑двития. После этого Индра излил свой гнев в виде дождя и града, и Кришна в течение семи дней держал над головой холм Говардхана до девятого дня прибывающей луны. Затем весь десятый день жители Вриндавана говорили о чудесных деяниях Кришны, а на следующий день Махараджа Нанда соблюдал экадаши. В день двадаши он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, и там его схватил один из слуг Варуны. Господь Кришна освободил Махараджу Нанду и после этого показал ему и другим пастухам духовное царство.
Так минула ночь полнолуния сезона шарат. Ночь полнолуния ашвина называется шарат‑пурнима. Из "Шримад‑Бхагаватам" мы узнаем, что, прежде чем насладиться танцем раса с гопи, Кришна ждал такого полнолуния еще год. В семилетнем возрасте Он поднял холм Говардхана, значит, танец раса проходил, когда Ему было восемь лет.
В ведических писаниях говорится, что танец, в котором профессиональный танцор танцует сразу со многими танцовщицами, называется раса. Когда наступила ночь полнолуния и Господь Кришна увидел обычное для осени убранство ‑ множество цветов, в особенности душистой малики, ‑ Он вспомнил молитвы гопи к богине Катьяяни, в которых они просили о том, чтобы Он стал их мужем. Кришна подумал, что ночь полнолуния поры шарат ‑ самое подходящее время для чудесного танца. Так должно было исполниться желание гопи, мечтавших выйти за Него замуж.
Приступая к описанию танца раса, Шукадева Госвами, рассказчик "Шримад‑Бхагаватам", говорит: бхагаван апи. Будучи Верховной Личностью Бога, Кришна в полной мере обладает шестью совершенствами и потому ни от кого не зависит в исполнении Своих желаний. И все же Он хотел насладиться танцем раса в обществе гопи. Бхагаван апи означает, что этот танец отличается от танцев обычных юношей и девушек. В "Шримад‑Бхагаватам" сказано: йогамайам упашритах. Это значит, что Кришна танцевал с гопи под покровом йогамайи, а не махамайи. Юноши и девушки в материальном мире танцуют, находясь во власти махамайи, внешней энергии Господа. Но танец раса Кришны с гопи проходил под покровом йогамайи. Как сказано в "Чайтанья‑чаритамрите", различие между йогамайей и махамайей такое же, как между золотом и железом. С точки зрения металлургии и золото, и железо ‑ металлы, но они отличаются друг от друга по качеству. Точно так же, хотя танец раса и свидание Господа Кришны с гопи может казаться обыкновенной встречей юношей и девушек, качество их совершенно разное. Эту разницу сознают все великие вайшнавы, поскольку им известно различие между любовью к Кришне и вожделением.
В царстве махамайи танцующие стремятся удовлетворить собственную чувственность. Но когда Кришна, играя на флейте, созвал к Себе гопи, они устремились к месту танца раса, движимые духовным желанием угодить Кришне. Автор "Чайтанья‑чаритамриты" Кришнадас Кавираджа Госвами разъяснил, что вожделение ‑ это стремление удовлетворить чувственность. Любовь также означает желание удовлетворить потребности чувств, но чувств Кришны. Другими словами, деятельность ради удовлетворения потребностей своих чувств является материальной, а деятельность ради удовольствия Кришны ‑ духовной. Цель и той, и другой деятельности ‑ удовлетворить потребности чувств. Но на духовном уровне живое существо стремится доставить удовольствие Верховному Господу Кришне, а на материальном ‑ удовлетворить самого себя. К примеру, на материальном уровне, когда слуга работает на хозяина, он трудится не ради хозяина, а ради себя. Он не будет служить хозяину, если тот перестанет ему платить. Это значит, что слуга служит хозяину, только чтобы удовлетворить потребности собственных чувств. Однако на духовном уровне тот, кто служит Верховному Господу, делает это без всякой платы и продолжает служить при любых обстоятельствах. В этом разница между сознанием Кришны и материальным сознанием.
Как мы говорили, Кришна наслаждался танцем раса с гопи, когда Ему было восемь лет. К тому времени многие гопи были уже замужем, так как в Индии, особенно в те времена, девушки выходили замуж очень рано. Было много примеров, когда девушки в двенадцать лет уже рожали детей. Поэтому все гопи, которые хотели получить в мужья Кришну, были уже замужем. Тем не менее они продолжали надеяться, что Кришна станет их мужем. Они мечтали о том, чтобы Кришна стал их возлюбленным, поэтому любовные отношения Кришны с гопи получили название паракия‑расы. Так называют чувства женатого мужчины, стремящегося к близости с другой женщиной, или чувства замужней женщины, полюбившей другого мужчину.
В сущности, Кришна ‑ супруг всех женщин, ибо Он ‑ верховный наслаждающийся. Гопи хотели, чтобы Кришна стал их мужем, но Он не мог жениться на всех гопи. Однако, поскольку они стремились к общению с Кришной как с верховным супругом, отношения между ними и Кришной называются паракия‑раса. Эта раса вечно существует на Голоке Вриндаване в духовном небе, где она не может быть осквернена, как паракия‑раса в материальном мире. В материальном мире подобные отношения достойны осуждения, тогда как в духовном мире паракия‑раса ‑ это в высшей степени совершенные взаимоотношения Кришны и гопи. Существует несколько видов отношений с Кришной: отношения хозяина и слуги, дружеские отношения, отношения родителей с сыном и отношения влюбленных. Из всех этих рас самой возвышенной считается паракия‑раса.
Материальный мир ‑ искаженное отражение духовного. Оно подобно отражению дерева в воде, когда верхушка дерева кажется его нижней частью. Искаженное отражение паракия‑расы в материальном мире считается чем‑то низким и постыдным. Поэтому те, кто подражает танцу раса Кришны и гопи, довольствуются лишь искаженным, отталкивающим подобием духовной паракия‑расы. В материальном мире невозможно наслаждаться духовной паракия‑расой. В "Шримад‑Бхагаватам" сказано, что паракия‑расе нельзя подражать даже в мечтах или во сне. Тот, кто делает это, отравляет себя смертельным ядом.
Когда Кришна, верховный наслаждающийся, захотел встретиться с гопи в ночь полнолуния поры шарат, на небе в тот же миг во всей своей красе появилась царица звезд ‑ Луна. Ночь полнолуния в пору шарат ‑ самая прекрасная ночь года. В индийском городе Агра в провинции Уттар‑Прадеш есть великий памятник архитектуры ‑ Тадж‑Махал, усыпальница, построенная из великолепного мрамора. В ночь полнолуния в сезон шарат много иностранных туристов приезжает туда, чтобы полюбоваться чудесными отблесками лунного света на стенах гробницы. Ночь полнолуния в сезон шарат славится своей красотой и поныне.
Луна, взошедшая на востоке, окрасила все вокруг в красноватый цвет, и все небо казалось посыпанным красной кункумой. Когда после долгого отсутствия муж возвращается домой, он припудривает лицо жены красной кункумой. Подобно этому, долгожданный восход луны в пору шарат раскрасил небо на востоке в алый цвет.
С появлением луны желание Кришны танцевать с гопи стало еще сильнее. В лесу, напоенном ароматом цветов, царила прохлада и праздничное настроение. Когда Господь Кришна заиграл на флейте, ее звуки очаровали всех вриндаванских гопи. Эти звуки стали в тысячу раз сладостнее благодаря восходу полной луны, алеющему небу и покою, который царил в лесу, благодаря прохладному воздуху и распустившимся цветам. Все гопи по самой своей природе испытывали влечение к Кришне, покоренные Его красотой, и, когда они услышали звуки флейты, их охватило чувство, похожее на вожделение ‑ желание доставить Кришне радость.
Услышав звуки флейты, гопи сразу бросили все дела и устремились туда, где их ждал Кришна. Они бежали очень быстро, и серьги у них в ушах раскачивались из стороны в сторону. Все они спешили к месту, называемому Вамшивата. Некоторые гопи доили коров, но оставили это занятие и бросились к Кришне. Одна из гопи только что подоила корову и поставила молоко на огонь, но, не беспокоясь о том, что оно убежит, тоже покинула дом, чтобы увидеться с Кришной. Другие гопи кормили грудью детей или подавали еду родным, но и они бросили свои занятия и кинулись туда, где Кришна играл на флейте. Некоторые гопи подавали еду мужьям, другие сами ужинали, но, не заботясь о том, чтобы накормить мужей или поесть самим, они ушли из дому. Некоторые гопи, прежде чем отправиться к Кришне, хотели нарядиться и подкрасить лицо, но не смогли как следует сделать это из‑за желания скорее увидеться с Кришной. Они подкрашивались наспех и кое‑как, а некоторые второпях перепутали нижнюю часть одежды с верхней, да так и надели ее.
Когда гопи начали поспешно покидать свои дома, их мужья, братья и отцы были ошеломлены, не зная, куда они направляются. Женщины были молоды, и их мужья, старшие братья и отцы, под опекой которых они находились, запретили им идти к Кришне. Но гопи не обратили на это внимания. Когда человека влечет к Кришне и он в полной мере обладает сознанием Кришны, его не заботят мирские обязанности, даже очень важные. Сознание Кришны столь могущественно, что избавляет человека от бремени материальных дел. Шрила Рупа Госвами написал прекрасные стихи, в которых одна гопи советует другой: "Дорогая подруга, если хочешь наслаждаться дружбой и любовью в материальном мире, не ходи на свидание с улыбающимся юношей Говиндой. Он стоит на берегу Ямуны, играя на флейте, и уста Его сияют, озаренные светом полной луны". Шрила Рупа Госвами тем самым говорит, что тот, кого пленило прекрасное улыбающееся лицо Кришны, теряет интерес к мирским удовольствиям. Это признак, по которому можно судить о совершенствовании человека в сознании Кришны: совершенствуясь все больше и больше, он постепенно становится равнодушным к материальной деятельности и наслаждениям.
Некоторым гопи мужья все же помешали пойти к Кришне и насильно заперли их в доме. Тогда эти гопи, закрыв глаза, стали медитировать на божественный облик Кришны, и Он был с ними в их мыслях. Так они доказали, что были величайшими из всех йогов. Как сказано в "Бхагавад‑гите", лучший йог тот, кто хранит Кришну в своем сердце, непрестанно с верой и любовью думая о Нем. По сути, йог должен сосредоточить ум на образе Господа Вишну, ибо такова истинная йога. Кришна ‑ изначальный источник всех вишну‑таттв. Поскольку гопи не могли пойти к Кришне, они начали медитировать на Него, как великие йоги.
Занимаясь кармической деятельностью, обусловленные существа получают два вида плодов: грешники обретают страдания, а праведники ‑ возможность вкусить материальных удовольствий. Но в любом случае, страдая или наслаждаясь, живое существо остается во власти материальной природы.
Гопи, подруги Кришны, пришедшие на свидание с Ним, занимали разное положение. Большинство из них были вечными спутницами Кришны. В "Брахма‑самхите" сказано: ананда‑чин‑майа‑раса‑пратибхавитабхих. В духовном мире те, кто общается с Кришной, в особенности гопи, исходят от Шримати Радхарани, Его энергии наслаждения. Но когда Кришна являет Свои божественные игры в материальных вселенных, туда приходят не только вечные приближенные Кришны, но и те, кто заслужил это звание, находясь в материальном мире. Гопи, пришедшие в лилы Кришны из материального мира, прежде относились к числу обычных людей. Даже если они и были связаны последствиями кармической деятельности, постоянно медитируя на Кришну, они полностью изжили свою карму. Жестокие муки тех гопи, которые не смогли увидеться с Кришной, освободили их от всех последствий греховных поступков, а экстатическая трансцендентная любовь к Кришне в разлуке с Ним положила конец всем последствиям их благочестивых дел в материальном мире. Обусловленные души вынуждены рождаться и умирать из‑за своих благочестивых или греховных поступков, но гопи, которые стали медитировать на Кришну, возвысились над обоими видами материальной деятельности, очистились и достигли такого же положения, какое занимают гопи, исходящие от внутренней энергии Кришны. Все гопи, которые медитировали на Кришну как на своего возлюбленного, полностью очистились от последствий материальной, кармической деятельности, и некоторые из них тут же оставили свои тела, порожденные тремя гунами материальной природы.
Так Шукадева Госвами рассказывал Махарадже Парикшиту о разных гопи, участвовавших с Кришной в танце раса. Когда царь услышал, что некоторые из гопи, думая о Кришне как о своем возлюбленном, очистились от материальной скверны и освободились из круговорота рождений и смертей, он сказал: " Гопи не знали, что Кришна ‑ Бог, Верховная Личность. Они считали Его красивым юношей и своим возлюбленным. Как же случилось, что, думая о своем возлюбленном, они смогли вырваться из материального плена?" Напомним однако, что Кришна и обычные живые существа качественно неотличны друг от друга. Будучи неотъемлемыми частицами Кришны, живые существа тоже Брахман, но Кришна ‑ это Всевышний, или Парабрахман. Возникает вопрос: если преданный, думая о Кришне, может освободиться от материального осквернения, то почему это невозможно для тех, кто думает о ком‑то другом? Если женщина думает о своем муже или сыне, иными словами, если одно живое существо думает о другом, то почему, раз все живые существа суть Брахман, они не очищаются таким образом от материальной скверны? Это разумный вопрос, ибо всегда существуют безбожники, которые подражают Кришне. В наше время, в Кали‑югу, есть много нечестивцев, которые считают себя Кришной и обманывают людей, убеждая их, что думать о них ‑ все равно что думать о Кришне. Махараджа Парикшит предвидел, какая опасность может угрожать тем, кто слепо следует демонам, подражающим Кришне, и потому задал Шукадеве Госвами этот вопрос. К счастью, он был записан в "Шримад‑Бхагаватам", чтобы предупредить неискушенных людей о том, что думать об обычном человеке и о Кришне ‑ вовсе не одно и то же.
По сути, даже медитацию на полубогов нельзя сравнить с медитацией на Кришну. В вайшнава‑тантре также говорится, что тот, кто ставит Вишну, Нараяну или Кришну на один уровень с полубогами, есть пашанди, нечестивец. Услышав вопрос Махараджи Парикшита, Шукадева Госвами сказал: "Дорогой царь, на твой вопрос уже был дан ответ". Махараджа Парикшит хотел получить разъяснения, и его духовный учитель ответил ему вполне разумно. Он сказал: "Почему ты снова спрашиваешь о том, что уже было объяснено? Почему ты столь забывчив?" Духовный наставник всегда занимает более высокое положение и потому имеет право отчитывать ученика. Шукадева Госвами знал, что Махараджа Парикшит задал этот вопрос не ради себя самого, а для того, чтобы предостеречь неискушенных людей, которые в будущем могут счесть других равными Кришне.
Шукадева Госвами напомнил Махарадже Парикшиту о том, как был спасен Шишупала. Шишупала всегда относился к Кришне враждебно, и потому Кришна убил его. Но, поскольку Кришна ‑ Верховная Личность Бога, Шишупале достаточно было увидеть Его, чтобы обрести спасение. Если даже недоброжелатель Кришны может получить освобождение, сосредоточив на Нем свои мысли, что тогда говорить о гопи, которые так дороги Кришне и всегда думают о Нем с любовью? Должна же существовать разница между врагами и друзьями! Если враги Кришны смогли очиститься от материальной скверны и слиться со Всевышним, то Его сердечные друзья, гопи, безусловно, обрели освобождение и даже больше того.
В "Бхагавад‑гите" Кришну называют Хришикешей. Шукадева Госвами также сказал, что Кришна ‑ это Хришикеша, Сверхдуша. В то время как обычный человек ‑ это обусловленная душа, заключенная в материальном теле, Кришна и Его тело суть одно, ибо Он ‑ Хришикеша. Тот, кто думает, что Кришна отличен от Своего тела, ‑ совершенный невежда. Кришну называют Хришикеша и Адхокшаджа. Шукадева Госвами также употребил эти два слова. Хришикеша ‑ это Сверхдуша, а Адхокшаджа ‑ Верховная Личность Бога, неподвластная материальной природе. По Своей беспричинной милости Кришна предстает перед живыми существами таким, какой Он есть. К сожалению, глупцы, заблуждаясь, принимают Его за обычного человека и тем самым прокладывают себе дорогу в ад.
Шукадева Госвами сказал далее, что Кришна не обычный человек, а Верховный Господь, вечный, не поддающийся измерению, не имеющий материальных качеств, но в полной мере обладающий всеми духовными качествами. Он приходит в материальный мир по Своей беспричинной милости и всегда является таким, какой Он есть, не изменяясь. Это подтверждается в "Бхагавад‑гите", где Господь говорит, что Он нисходит, пользуясь Своей духовной энергией. Его не понуждает к этому материальная энергия, которая сама находится в Его власти. В "Бхагавад‑гите" говорится, что материальная энергия действует под надзором Кришны. В "Брахма‑самхите" также подтверждается, что материальная энергия, Дурга, действует подобно тени, которая движется вместе с предметом. Поэтому тот, кто так или иначе привязался к Кришне, кого привлекли к Нему Его совершенства: красота, богатство, слава, сила, отрешенность и знание, ‑ кто обратился к Нему из любви или дружбы, в вожделении, гневе или страхе, непременно обретет спасение и очистится от материальной скверны.
В восемнадцатой главе "Бхагавад‑гиты" Господь говорит, что Ему очень дорог каждый, кто проповедует сознание Кришны. В борьбе за распространение чистого сознания Кришны проповедник вынужден преодолевать много трудностей. Иногда ему приходится терпеть побои, а иногда даже встречаться со смертью. Все это ‑ великие испытания, которым проповедник подвергает себя ради Кришны. Поэтому Кришна говорит, что такой человек безмерно дорог Ему. Если даже враги Кришны могут надеяться на спасение, когда сосредоточивают на Нем свои мысли, что тогда говорить о тех, кто очень дорог Господу? Отсюда следует, что те, кто проповедует в этом мире сознание Кришны, непременно получат освобождение. Но такие проповедники и не думают об освобождении, ибо тот, кто действует в сознании Кришны, в преданном служении Господу, уже свободен. Шукадева Госвами поэтому заверил царя Парикшита, что человек, развивший привязанность к Кришне, обязательно освободится из материального плена, поскольку Кришна ‑ божественный повелитель всех мистических сил.
Когда гопи собрались перед Кришной, Он приветствовал их. В то же время, разговаривая с гопи, Кришна старался обескуражить их игрой слов. Кришна непревзойденный мастер слова. Это Он поведал "Бхагавад‑гиту". Кришна может говорить о самых высоких предметах: философии, политике, экономике ‑ словом, обо всем. Теперь Он говорил с очень дорогими Ему гопи. Он хотел смутить их игрой слов и сказал так: "О женщины Вриндавана, велико ваше счастье, ибо все вы очень дороги Мне. Я рад, что вы пришли, и надеюсь, что во Вриндаване все благополучно. Теперь скажите, что Я могу для вас сделать? Зачем вы явились сюда среди ночи? Прошу вас, садитесь и скажите, чем Я могу вам служить".
Гопи пришли, чтобы общаться с Кришной: танцевать с Ним, обнимать и целовать Его, ‑ и, когда Кришна обратился к ним так холодно, соблюдая приличия, они были удивлены. Он обращался с ними, как с обычными мирскими женщинами. Улыбаясь, гопи переглядывались и, хотя внимательно слушали речи Кришны, были озадачены. Тогда Кришна стал поучать их: "Дорогие подруги, вы же знаете, что сейчас глубокая ночь и в лесу очень опасно. В такую пору здесь во множестве бродят хищные звери ‑ тигры, медведи, шакалы и волки. Здесь нет места, где бы вам ничто не угрожало. Куда бы вы ни пошли, повсюду рыщут дикие звери в поисках добычи. Думаю, вы подвергаете себя большому риску, оставаясь здесь так поздно ночью. Поэтому прошу вас, немедленно возвращайтесь домой".
Заметив, что гопи продолжают улыбаться, Кришна сказал: "Я восхищен вашей красотой. У каждой из вас такой прекрасный тонкий стан". Все пришедшие гопи были необычайно красивы. Их описывают словом сумадхьяма, поскольку признаком женской красоты считается сумадхьяма, тонкий стан.
Кришна хотел, чтобы гопи поняли, что они еще недостаточно взрослые и не могут отвечать за себя. Им все еще нужна защита. Они поступили не очень разумно, когда пришли среди ночи к Кришне. Кришна также сказал им, что они молоды и Он тоже молод. "Неприлично, когда юноши и девушки остаются ночью наедине". Услышав эти слова, гопи опечалились, и тогда Кришна стал приводить другие доводы: "Дорогие подруги, судя по всему, вы ушли из дому без разрешения старших. Думаю, что ваши матери, отцы, старшие братья и сыновья, не говоря уже о ваших мужьях, очень беспокоятся о вас. Пока вы здесь, они, должно быть, ищут вас повсюду, охваченные тревогой. Поэтому не мешкайте. Возвращайтесь домой и успокойте своих близких".
Гопи, казалось, были немного обескуражены и рассержены неожиданным советом Кришны. Отведя от Него взгляд, они стали любоваться красотой леса. Весь лес был залит ярким лунным светом, ветерок неслышно овевал распустившиеся цветы и шевелил зеленую листву на деревьях. Увидев, что гопи любуются лесом, Кришна сказал: "Видно, вы пришли сюда, чтобы посмотреть на прекрасный лес Вриндавана в ночную пору, но теперь вы достаточно на него нагляделись. Поэтому скорее идите по домам. Я знаю, все вы очень целомудренны. Теперь, когда вы налюбовались красотой вриндаванского леса, прошу, возвращайтесь домой и верно служите своим мужьям. Хотя вы очень молоды, у некоторых из вас, должно быть, уже есть дети. Вы, наверное, оставили своих малышей дома, и они плачут. Прошу вас, немедленно идите домой и накормите детей своим молоком. Я также вижу, что вы очень привязаны ко Мне и, повинуясь этому трансцендентному чувству, пришли сюда, услышав звуки Моей флейты. Ваши чувства любви и привязанности ко Мне вполне естественны, ибо Я ‑ Верховная Личность Бога. Все живые существа ‑ Мои неотъемлемые частицы, и они естественно привязаны ко Мне. Поэтому Я высоко ценю ваши чувства и считаю их достойными похвалы. Но теперь идите по домам. Для целомудренной женщины честное служение мужу ‑ главная религиозная заповедь. Женщина должна быть не только верна и предана своему мужу, но также приветливо относиться к его друзьям, слушаться родителей мужа, любить его младших братьев, и, что самое важное, она должна заботиться о своих детях".
Так Кришна объяснил гопи, каков долг женщины. Он также подчеркнул, что жена обязана служить мужу: "Даже если у него скверный характер, даже если он не очень богат и удачлив, даже если он стар или из‑за тяжелой болезни превратился в калеку, ‑ каково бы ни было состояние мужа, женщина не должна разводиться с ним, если хочет после смерти вознестись на высшие планеты. Общество тоже осуждает женщину, которая неверна мужу. Такое поведение закрывает ей доступ на райские планеты, и последствия его весьма плачевны. Замужняя женщина не должна заводить любовника, ибо это запрещено предписаниями Вед. Если вы считаете, что очень привязаны ко Мне, и жаждете общения со Мной, советую вам ‑ не стремитесь общаться со Мной лично. Лучше идите домой и говорите или думайте обо Мне. Все время помня обо Мне и повторяя Мои имена, вы, безусловно, достигнете духовного совершенства. Вам нет необходимости стоять со Мной рядом. Прошу вас, идите домой".
В наставлениях, которые Верховный Господь дал гопи, не было ни тени насмешки. Такие советы должны быть серьезно восприняты всеми добродетельными женщинами. Верховный Господь особенно подчеркивал необходимость целомудрия. Все женщины, которые действительно хотят возвыситься, должны следовать указаниям Господа Кришны. Все живые существа должны отдать свою любовь Кришне. Когда человек обретает любовь к Кришне, он более неподвластен предписаниям Вед. Такого результата достигли гопи, ибо они встретились с Кришной лицом к лицу. Но для обычной женщины это невозможно. К сожалению, иногда шарлатан, исповедующий философию монизма, или единства, беззастенчиво подражает раса‑лиле, танцу Кришны с гопи. Он соблазняет простодушных женщин и сбивает их с пути под предлогом духовного самопознания. Чтобы предостеречь нас, Господь Кришна говорит: то, что было возможным для гопи, невозможно для обычных женщин. Хотя женщина способна возвыситься, совершенствуясь в сознании Кришны, она не должна становиться жертвой обманщика, утверждающего, что он ‑ Кришна. Она должна с любовью и преданностью служить Господу, повторяя Его святые имена и медитируя на Него, как советует здесь Сам Кришна. Не нужно следовать за сахаджиями, которые выдают себя за преданных, но относятся ко всему очень легковесно.
Обескураживающие речи Кришны опечалили гопи ‑ они решили, что их желанию танцевать с Кришной не суждено исполниться. Гопи очень встревожились и тяжко вздыхали от горя. Вместо того чтобы смотреть Кришне в лицо, они потупили взоры и стали чертить на земле большим пальцем ноги извилистые линии. Они плакали, и потоки слез смывали сурьму и румяна с их лиц. Их слезы смешивались с порошком кункумы, которым они припудрили грудь, и лились на землю. Не в силах вымолвить ни слова, гопи стояли перед Кришной, показывая, что они поражены в самое сердце.
Гопи не были обычными женщинами. По сути, они находились на одном уровне с Кришной. Они ‑ Его вечные спутницы. Как подтверждается в "Брахма‑самхите", гопи ‑ это эманации энергии наслаждения и, будучи энергией Кришны, неотличны от Него Самого. Хотя их сильно огорчили холодные речи Кришны, они не были склонны отвечать Ему тем же. Однако им хотелось укорить Кришну за суровые слова, и они заговорили прерывающимися голосами. Гопи не хотели говорить с Кришной резко, поскольку Он был для них дороже самой жизни. У гопи в сердце только Кришна. Они безраздельно преданы и верны Господу. Услышав Его суровые речи, гопи пытались ответить Ему, но слезы ручьем лились из их глаз. Наконец они смогли заговорить: "Кришна, ‑ сказали гопи, ‑ Ты очень жесток. Ты не должен так говорить с нами. Ведь мы всецело преданы Тебе. Не прогоняй нас и не будь с нами так суров. Конечно, Ты ‑ Верховная Личность Бога и можешь делать все, что пожелаешь, но Тебе не пристало так обращаться с нами. Мы пришли к Тебе, бросив все, чтобы найти убежище у Твоих лотосоподобных стоп. Мы знаем, Ты совершенно независим и можешь делать все, что пожелаешь, но мы просим не отвергать нас. Мы ‑ Твои преданные. Прими же нас так, как Господь Нараяна принимает тех, кто предан Ему. У Господа Нараяны много преданных, которые почитают Его, чтобы обрести спасение, и Он всегда помогает им. Как же Ты можешь нас отвергнуть, если у нас нет иного убежища, кроме Твоих лотосоподобных стоп?"
"О возлюбленный Кришна, ‑ продолжали гопи, ‑ Ты верховный наставник. В этом нет сомнения. Твои поучения, обращенные к женщинам, Твои призывы к ним быть верными мужьям, добрыми <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.016 с.) |